Д. Кабалевский - Дорогие мои друзья

ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ

Д.Кабалевский (ноты)



Книга советского композитора

 

 

Из писем братьям Луковым, Валерию и Владимиру
г. Москва

 

 

Дорогие Валерий и Владимир!
Получил ваше интересное, полное хороших мыслей и отменного юмора письмо и читал его с большим удовольствием. Какие вы молодцы! Просто настоящие молодцы! Впрочем, хвалить вас и восхищаться вашими многосторонними успехами не намерен — человек труднее всех жизненных невзгод выдерживает похвалу. Я хоть и верю в вас, но вдруг под влиянием похвал начнете зазнаваться, вписав тем самым в перечень Своих человеческих качеств такой порочище, который перечеркнет все ваши достоинства!
.Если бы сие от меня зависело, я решительно установил бы свободную посещаемость занятий. Я глубоко убежден в том, что свободное посещение лекций очень поднимает квалификацию педагогов (читай так, чтобы тебя хотели слушать, а не просто должны в силу необходимости) и заставляет студентов гораздо глубже въедаться в материал, знать гораздо больше, чем дает педагог. Я испытал это в свое время на собственном опыте (когда я учился в консерватории, у нас все занятия были необязательны для посещения, кроме, конечно, занятий по специальности: для композиторов — по сочинению, для исполнителей — по их исполнительской специальности) и нахожу, что это было вовсе неплохо. Мы ходили на лекции только к лучшим профессорам и слушали их лекции не только с пользой, но и с великим удовольствием. А вот к плохим и даже посредственным не ходили. И надо сказать, что таких педагогов на наших глазах становилось все меньше.

.Теперь немножко о музыке. Представьте себе, я не удивился, увидев вас в концерте, — скорей наоборот, удивился бы, узнав, что вы музыкой не интересуетесь и в концертах не бываете.
.Ваши соображения относительно 2-го скрипичного концерта Шостаковича показались мне чрезвычайно интересными и очень тонкими. Любопытно, что мое толкование 2-го виолончельного концерта Шостаковича почти буквально совпадает с тем, что вы говорите о скрипичном. Оба эти сочинения хоть и не очень похожи, однако весьма близки по внутренней теме (может быть, я, конечно, и ошибаюсь. 2-й скрипичный я знаю плохо — в тот вечер слышал его впервые). Для меня это так: очень хороший, чистый и честный человек проходит через печальное и радостное, через прекрасное и уродливое, сталкивается с пошлостью и с благородством и не только сам остается хорошим и чистым, но и все вокруг себя облагораживает. Но и сам он, конечно, не однозначен. В нем свои противоречия — это вы почувствовали и подметили верно. В этом смысле герой Шостаковича (вся его жизненно-драматургическая концепция) весьма непохож па героя Сергея Прокофьева. Герой Прокофьева — натура гораздо более цельная, и на мир он смотрит более светлым взглядом. Различия между Прокофьевым и Шостаковичем очень велики (хотя и общего много, прежде всего — оба они великие гуманисты). Главное из этих различий я определил бы так: у Прокофьева, даже когда все небо покрыто черными тучами, вы знаете, что за этими тучами солнце и оно обязательно выйдет из-за них. Л у Шостаковича, даже когда небо совсем чистое (это у него нечасто бывает!), все время ждешь туч. Поэтому Шостакович сильнее передает в своей музыке атмосферу сегодняшнего напряженного, покрытого тучами мира, а Прокофьев, я так думаю, более отвечает нашему представлению о том будущем, которое обязательно когда-нибудь настанет, в котором солнце будет господствовать над тучами. Я понимаю всю приблизительность такой характеристики, но надеюсь — за этой приблизительностью вы почувствуете сердцевину моей мысли. А то, что оба — и Прокофьев и Шостакович — великие композиторы, для меня совершенно несомненно. Творчески мне лично ближе, конечно, Прокофьев. Но Шостакович, вероятно, более могуч. Зато у Прокофьева больше подлинно высокой красоты. Подобные сравнения можно, разумеется, продолжать до бесконечности, но я остановлюсь. Главное то, что нам с вами посчастливилось быть современниками двух таких титанов!.

.Из молодых, конечно, необыкновенно талантлив Родион Щедрин. Я очень многого от него жду, хотя и не все принимаю из того, что он сегодня делает. Эшпай тоже весьма талантлив. Из очень талантливых молодых композиторов я хотел бы обратить ваше внимание на двух ленинградцев: Слонимского и Гаврилина. Соберитесь в оперный театр Станиславского — Немировича, там великолепно поставлена, опера Слонимского «Виринея». По-моему, это лучшая опера, написанная в последние годы (выросла она из русской песни, Мусоргского, Прокофьева, при этом вполне самостоятельна и необычайно современна!). У Гаврилина постарайтесь послушать превосходный цикл для голоса с фортепиано «Русская тетрадь». На Украине чрезвычайно талантлив Скорик — его «Гуцульская симфониэтта» несколько раз уже игралась по радио. Словом, есть хорошие композиторы!
.Сейчас, помимо всех, дел, готовлюсь к Международному конгрессу по музыкальному воспитанию, который должен состояться 1 июля в Дижопе. Но если г-н де Голль не примет каких-либо толковых мер и в стране не начнут хотя бы ходить трамваи, наш конгресс вряд ли состоится. И не придется мне па приблизительно чистом английском языке произнести свой доклад на тему: «Технические средства массового распространения музыки и современная музыкальная культура» (не правда ли, портативное название?).
31 мая 1968 г.

 

 

Давать совет по киночасти пе рискую. Что я могу посоветовать? Кино — искусство сложное. Одип человек может свести на пет усилия большого и первоклассного коллектива. Как про всякую область деятельности, скажу пустые, но верные слова: быть хорошим кинорежиссером — это прекрасно; быть плохим кинорежиссером — это отвратительно! Так что уж решайте сами.

2 ноября 1970г.