ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ
Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
Дорогие Валерий и Владимир!
Получил ваше интересное, полное хороших мыслей и отменного юмора письмо
и читал его с большим удовольствием. Какие вы молодцы! Просто настоящие
молодцы! Впрочем, хвалить вас и восхищаться вашими многосторонними успехами
не намерен — человек труднее всех жизненных невзгод выдерживает похвалу.
Я хоть и верю в вас, но вдруг под влиянием похвал начнете зазнаваться,
вписав тем самым в перечень Своих человеческих качеств такой порочище,
который перечеркнет все ваши достоинства!
.Если бы сие от меня зависело, я решительно установил бы свободную посещаемость
занятий. Я глубоко убежден в том, что свободное посещение лекций очень
поднимает квалификацию педагогов (читай так, чтобы тебя хотели слушать,
а не просто должны в силу необходимости) и заставляет студентов гораздо
глубже въедаться в материал, знать гораздо больше, чем дает педагог.
Я испытал это в свое время на собственном опыте (когда я учился в консерватории,
у нас все занятия были необязательны для посещения, кроме, конечно, занятий
по специальности: для композиторов — по сочинению, для исполнителей —
по их исполнительской специальности) и нахожу, что это было вовсе неплохо.
Мы ходили на лекции только к лучшим профессорам и слушали их лекции не
только с пользой, но и с великим удовольствием. А вот к плохим и даже
посредственным не ходили. И надо сказать, что таких педагогов на наших
глазах становилось все меньше.
.Теперь немножко о музыке. Представьте себе, я не удивился, увидев вас
в концерте, — скорей наоборот, удивился бы, узнав, что вы музыкой не интересуетесь
и в концертах не бываете.
.Ваши соображения относительно 2-го скрипичного концерта Шостаковича показались
мне чрезвычайно интересными и очень тонкими. Любопытно, что мое толкование
2-го виолончельного концерта Шостаковича почти буквально совпадает с тем,
что вы говорите о скрипичном. Оба эти сочинения хоть и не очень похожи,
однако весьма близки по внутренней теме (может быть, я, конечно, и ошибаюсь.
2-й скрипичный я знаю плохо — в тот вечер слышал его впервые). Для меня
это так: очень хороший, чистый и честный человек проходит через печальное
и радостное, через прекрасное и уродливое, сталкивается с пошлостью и
с благородством и не только сам остается хорошим и чистым, но и все вокруг
себя облагораживает. Но и сам он, конечно, не однозначен. В нем свои противоречия
— это вы почувствовали и подметили верно. В этом смысле герой Шостаковича
(вся его жизненно-драматургическая концепция) весьма непохож па героя
Сергея Прокофьева. Герой Прокофьева — натура гораздо более цельная, и
на мир он смотрит более светлым взглядом. Различия между Прокофьевым и
Шостаковичем очень велики (хотя и общего много, прежде всего — оба они
великие гуманисты). Главное из этих различий я определил бы так: у Прокофьева,
даже когда все небо покрыто черными тучами, вы знаете, что за этими тучами
солнце и оно обязательно выйдет из-за них. Л у Шостаковича, даже когда
небо совсем чистое (это у него нечасто бывает!), все время ждешь туч.
Поэтому Шостакович сильнее передает в своей музыке атмосферу сегодняшнего
напряженного, покрытого тучами мира, а Прокофьев, я так думаю, более отвечает
нашему представлению о том будущем, которое обязательно когда-нибудь настанет,
в котором солнце будет господствовать над тучами. Я понимаю всю приблизительность
такой характеристики, но надеюсь — за этой приблизительностью вы почувствуете
сердцевину моей мысли. А то, что оба — и Прокофьев и Шостакович — великие
композиторы, для меня совершенно несомненно. Творчески мне лично ближе,
конечно, Прокофьев. Но Шостакович, вероятно, более могуч. Зато у Прокофьева
больше подлинно высокой красоты. Подобные сравнения можно, разумеется,
продолжать до бесконечности, но я остановлюсь. Главное то, что нам с вами
посчастливилось быть современниками двух таких титанов!.
.Из молодых, конечно, необыкновенно талантлив Родион Щедрин. Я очень многого
от него жду, хотя и не все принимаю из того, что он сегодня делает. Эшпай
тоже весьма талантлив. Из очень талантливых молодых композиторов я хотел
бы обратить ваше внимание на двух ленинградцев: Слонимского и Гаврилина.
Соберитесь в оперный театр Станиславского — Немировича, там великолепно
поставлена, опера Слонимского «Виринея». По-моему, это лучшая опера, написанная
в последние годы (выросла она из русской песни, Мусоргского, Прокофьева,
при этом вполне самостоятельна и необычайно современна!). У Гаврилина
постарайтесь послушать превосходный цикл для голоса с фортепиано «Русская
тетрадь». На Украине чрезвычайно талантлив Скорик — его «Гуцульская симфониэтта»
несколько раз уже игралась по радио. Словом, есть хорошие композиторы!
.Сейчас, помимо всех, дел, готовлюсь к Международному конгрессу по музыкальному
воспитанию, который должен состояться 1 июля в Дижопе. Но если г-н де
Голль не примет каких-либо толковых мер и в стране не начнут хотя бы ходить
трамваи, наш конгресс вряд ли состоится. И не придется мне па приблизительно
чистом английском языке произнести свой доклад на тему: «Технические средства
массового распространения музыки и современная музыкальная культура» (не
правда ли, портативное название?).
31 мая 1968 г.
Давать совет по киночасти пе рискую. Что я могу посоветовать? Кино — искусство сложное. Одип человек может свести на пет усилия большого и первоклассного коллектива. Как про всякую область деятельности, скажу пустые, но верные слова: быть хорошим кинорежиссером — это прекрасно; быть плохим кинорежиссером — это отвратительно! Так что уж решайте сами.
2 ноября 1970г.