ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ
Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
Мы постепенно идем к тому, что музыкой (в порядке общего музыкального
образования) будут заниматься все ребята, независимо от их способностей,
так же как литературой в школе занимаются все, независимо от их литературных
способностей. Трудно сказать, где в будущем эти занятия будут сосредоточены.
Вероятно, для всех — в общеобразовательных школах, а для тех, кто имеет
данные и желание, чтобы стать музыкантом-профессионалом, — в специализированных
музыкальных школах. Сегодня, к сожалению, для всех желающих еще не хватает
ни школ, ни хороших учителей. Неизбежно возникают вступительные конкурсы.
А раз конкурс, поневоле приходится отбирать лучших — другого выхода тут
не придумаешь пока.
То, что Вы ориентируетесь на оркестр, — по-моему правильно. В оркестр
можно вовлечь (и увлечь музыкой) очень многих (практически почти всех)
ребят, а не только тех, кто обладает особыми музыкальными данными, необходимыми
для профессионального музыкального обучения, даже для поступления в музыкальную
школу. Оркестр народных инструментов Мундыбашской школы был одним из лучших детских коллективов на Международном
конгрессе 1970 года, и все участники оркестра очень любят музыку. Но я
вовсе не уверен в том, что все они до начала работы с П. А. Капишниковым
смогли бы выдержать приемные испытания в музыкальную школу.
Что же касается того, что часть ребят на вступительных испытаниях получает
двойки-тройки «за слух», «за память», «за ритм», то ведь музыкальные школы
и существуют для того, чтобы у всех ребят развить и слух, и намять, и
ритм. И это вполне возможно! К сожалению, конкурс пока неизбежен.
7 февраля 1974г.
Молодые рабочие, г.Горький, 1965г.