Д. Кабалевский - Дорогие мои друзья

ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ

Д.Кабалевский (ноты)



Книга советского композитора

 

 

Из письма к Д.
П. обл.

 

 

.Очень хорошо, что Вы организовали в школе кабинет музыки и так заботливо стремитесь оборудовать его как можно лучше. Не могу я только понять, для чего при такой невероятной перенасыщенности нашей жизни эстрадной музыкой (зачастую очень скверной, портящей вкусы людей, особенно молодежи, вредно влияющей на развитие их духовного мира) Вы хотите еще и у себя в школе создать эстрадный оркестр. Зачем Вы испортили обычные гитары (такой хороший инструмент!), превратив их в набившие уже оскомину электрогитары? Ведь кое-где, даже за рубежом, откуда и пришел к нам электрогитарный шум, вой и грохот, уже появились такие надписи при входе в некоторые кафе и рестораны: «Заходите к нам спокойно — у нас нет электрогитар». Какую же надпись придется Вам сделать при входе в школу? И на какой музыке собираетесь Вы в своем хорошо оборудованном кабинете воспитывать музыкальный вкус своих питомцев?.
Не сердитесь за резкость, но вопрос слишком серьезный.

Вместе с этим письмом посылаю Вам свою вышедшую в этом году книгу «Прекрасное пробуждает доброе». Почитайте ее, обратив особое внимание на те страницы, где я рассказываю о школах в поселке Мундыбагл (учитель Н. А. Капишников), в Хабаровске (учитель Д. Э. Бауман) и в селе Тарасовка (учительница Л. А. Хлебникова).
Вот с кого бы Вам пример брать! А мода, пришедшая с Запада, пошумевшая и уже отходящая, не пример для нас с Вами.

 

Из письма к А. Л.
Свердловская область

 

 

Не могу я согласиться с Вашей точкой зрения, что учащиеся общеобразовательных школ, занимающиеся музыкой, должны быть освобождены от всех видов общественной деятельности, кроме музыкальной. Вы здесь глубоко не правы! Конечно, нельзя ребят перегружать слишком большим количеством разных общественных поручений. Но согласитесь с тем, что и одной музыкой можно так перегрузить ребят, что они задыхаться начнут. Самое опаспое для ребят, занимающихся искусством,—вообразить, что они ребята «особые», «исключительные», что на них не распространяются законы жизни, по которым живут их сверстники. Это нанесет им колоссальный вред. Это пагубно скажется на формировании всей их личности, и прежде всего на их художественном развитии. Это помешает им стать музыкантами, потому что музыкант пе может «питаться» одной музыкой. Он должен «питаться» всем, чем питается любой человек, и даже больше! Потому что знание жизни, понимание жизни, ее ощущение — основа деятельности человека искусства. Если па одной парте сидят два пионера, из которых один учится в музыкальной школе, а другой — нет, то как Вы представляете себе их взаимоотношения, если было бы принято Ваше предложение? И имел бы тогда право учащийся музыкальной школы быть пионером?! Вы правы в одном: ребят, занимающихся в музыкальных школах, надо загружать в общеобразовательной школе с учетом их загрузки в музыкальной школе. Вот тут действительно много у нас неполадок, трудно добиться договоренности между директорами обеих школ. Но это уже вопрос практики, а не принципиального «освобождения музыканта от всего, кроме музыки».
16 апреля 1971 г.

 

Из письма к О. М. Е.
г. Москва

 

 

Уважаемая О. М.!
Подробно ответить на Ваши письма сейчас не могу. Но не могу и умолчать о том, что Ваше предложение составить железную «инструкцию» о том, что «в школах учащиеся имеют право петь, танцевать, декламировать, играть и слушать на досуге (то есть па школьных вечерах, собраниях и сборах), и добавить «строгий приказ школам и учителям не выходить за рамки» этого документа, вызывает во мне самый резкий протест. Я давно уже не встречал таких антипедагогических, антивоспитательных идей, исходящих к тому же от учителя с большим стажем. Ведь выдвижение такой идеи означает признание своей полной несостоятельности как педагога-воспитателя. Вы, очевидно, думаете, что при помощи таких «списков-перечней» можно воспитывать духовный мир юношества?! И очевидно, полагаете, что подобная инструкция будет регламентировать эстетический мир учащихся не только в стенах школы?! В противном случае, согласитесь, Вам пришлось бы допустить право на существование двух духовных миров у учащихся: один — для школы, другой — для дома и вообще для внешкольной жизни. Но ведь это означало бы со школьных лет (и при помощи школы) воспитывать в подростках один из самых странных человеческих пороков — двуличие. Этот порок и рождает людей — ударников на работе и пьяниц, хулиганов дома, избивающих жену и детей. Все Ваши оговорки («мера не единственная», «не главная», «не желанная») нисколько не меняют дела, раз уж Вы выдвинули такую идею и подчеркиваете, что она необходима. Напрасно Вы надеетесь на то, что Вам «удастся в дальнейшем убедить» меня в своей «правоте». После этого письма мне стало понятно и то, что в первом Вашем письме удивило и что я отнес за счет неудачного изложения: «воспитывать» высокий эстетический вкус своих питомцев Вы стали «методом» чуть ли не физической потасовки с ними! Нет, О. М., так воспитывать нельзя!!!
12 января 1974 г.


 

Из писем к К. М. Ш.
Архангельская область

 

 

Уважаемая К. М., я получил Ваше письмо. Вполне понимаю Ваше желание помочь учащимся удовлетворить их музыкальные запросы и охотно помогу Вам в этом. Однако список пластинок, которые ребята просят прислать, говорит о том, что они просто пе знают хорошей музыки и увлекаются весьма посредственными песенками.
Такие песенки более чем в достаточном количестве передаются по радио и телевидению (да, в эфире сейчас звучит очень много просто плохой музыки, портящей вкусы молодежи), и я не считаю для себя возможным дополнительно пропагандировать эту музыку.
Я пошлю Вам кое-какие пластинки хорошей музыки. Я убежден в том, что ребята Вашего интерната с таким же интересом и удовольствием, как и все другие ребята, наши школьники, будут слушать хорошую музыку. И легкую, и серьезную, но обязательно хорошую!
13 марта 1969 г.

.Еще раз перечитав Ваше письмо, решил добавить кое-что к тому, что уже написал Вам (надеюсь, что и письмо мое от 13/III, и грампластинки Вы получили). За это время мне попались па глаза очень умные слова К. Д. Ушииского, и я хочу привести их: «Наставница поступила очень хорошо, позволив детям пропеть их любимую песню; но она поступила также очень педагогично, заставив их прежде спеть несколько таких песен, в которых было более смысла и изящного чувства. Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его».

Не правда ли, замечательные, умные и хорошие слова?! А привожу я их сейчас потому, что мой первый ответ Вам был, пожалуй, слишком резким и мог толкнуть Вас па некоторое, именно такого рода насилие над не установившимися еще вкусами Ваших ребят. Не скрою, список песен в Вашем письме меня очень огорчил: 20 песен — и только лишь эстрадно-развлекательные, к тому же в большей части весьма неважные и по словам и по музыке (под «Эй, ухнем», очевидно, имеется в виду эстрадно-джазовая песня под этим названием, в которой ужасающе изуродована гениальная народная песня!).
Не запрещайте ребятам петь и слушать полюбившиеся им песни, но постарайтесь сделать так, чтобы они побольше слушали настоящую хорошую музыку (и песни, но не только песни). Может быть, прислать Вам еще какие-нибудь пластинки? Может быть, сами ребята проявят интерес к каким-нибудь сочинениям?
2 апреля 1969 г.