ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ
Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
Милая Аудра,
получил Ваше письмо. Конечно, в любой беседе все стало бы проще и яснее,
чем в письме, — я согласен с Вами. Но сам вопрос, который волнует Вас,
проще и ясней не стал бы и в личной беседе. На вопрос о том, как увлечь
музыкой старшеклассников, ответить очень трудно. Я, во всяком случае,
не рискую давать какой-либо определенный ответ.
В разных местах, разными людьми накапливается интересный опыт. Мы знаем
удачи, знаем явные промахи. Я сам пытаюсь что-то искать и чувствую, что
иногда удается кое-что найти, иногда прихожу в отчаяние от того, как это
трудно.
Главными условиями удачи я считаю вот что: во-первых, разговор со старшими
школьниками должен вестись очень серьезно (они же взрослые люди!), не
как навязывание своих мыслей и взглядов, а как помощь в выработке ими
своих собственных воззрений, с опорой на их собственный жизненный опыт.
Во-вторых, разговор этот ничем не должен напоминать обычные школьные уроки.
Он должен быть свободным по форме, эмоционально-увлекательным по тону
и по материалу.
Я понимаю, что сказать все это очень легко, а добиться этого ужасно трудно.
Но, может быть, самое важное — всегда иметь перед собой главную цель —
эмоционально увлечь музыкой, а уж потом на основе этой эмоциональной увлеченности,
заинтересованности учить чему-то, давать познавательный материал.
По моим наблюдениям, все радиопередачи и живые беседы, хоть как-то похожие
на уроки, на лекции, не вызывают живого отклика, не увлекают юных слушателей
и, естественно, не вызывают в них любви и интереса к музыке. А когда нет
увлеченности, любви, эмоционального интереса к искусству, оно, разумеется,
не может оказывать какого-либо благотворного влияния на сознание, на душу
детей, подростков, молодежи.
Я понимаю, что все это «общие слова», но ничего другого я сказать не могу.
Разве еще добавлю, что очень важно вызвать активность ребят: пусть отвечают
на вопросы, подтверждают что-то или отрицают, пусть смеются, где смешно,
пусть, где надо, становятся печальными.
По своему опыту (по очень большому количеству писем) знаю, что в моих
«Беседах о музыке» по радио ребят увлекает, между прочим, то, что они
слышат реакцию аудитории, где я провожу беседу, и вместе с теми ребятами
сами начинают отвечать на мои вопросы.
Придуманный Вами цикл передач для младших ребят — «Незнайка», — по-моему,
очень остроумен, и я не сомневаюсь, что он должен пользоваться большим
и устойчивым успехом у ребятишек.
Вот в таком роде что-нибудь придумайте и для взрослых. Уверен, что и это
Вам удастся.
18 апреля 1968 г.
.Ваши сомнения мне не очень понятны. Мне кажется,
что поэзия с тех пор, как она существует, всегда пыталась выражать впечатления
от других искусств — живописи, архитектуры и, быть может, особенно — музыки.
Так что в Вашем желании (и даже во внутренней потребности) в стихах выразить
чувства и мысли, которые вызывает в Вас музыка, я не вижу ничего странного.
А когда идет речь о том, чтобы стихами помочь ребятам слушать и понимать
музыку, тем более это себя оправдывает. Конечно, здесь всегда встает опасность
известного «упрощения» музыки, слишком субъективного подхода к ней, но
трудно — не значит невозможно.
22 февраля 1965 г.
.Не могу не заметить, что Ваши слова о том, что «отсутствие вокальной звуковой усилительной аппаратуры отрицательно сказывается на дальнейшем творческом развитии коллектива, его концертной деятельности», меня как музыканта крайне удивили. В последние годы в центральной и специальной печати (обратите па это внимание) часто ставится вопрос о том, что чрезмерное распространение звукоусилительной аппаратуры вредно отражается на развитии нашей массовой музыкальной культуры, что, оглушая слушателей грохотом электрогитар и микрофонным криком певцов, она превращает музыку в шум, портит вкусы широких кругов слушателей.
Я очень рекомендую Вашим музыкальным руководителям задуматься над тем,
что если отсутствие звукоусилительной аппаратуры мешает творческому росту
музыкальных коллективов Дворца, то, вероятно, что-то неблагополучно в
самом существе музыкальной работы во Дворце и в подборе музыкальных кадров.
24 июля 1974 г.
Письмо Ваше прочитал с интересом, так как пишете Вы о том, что всегда меня волновало. И никакой особой «резкости» я в письме Вашем не обнаружил. Я понимаю, что трудно оставаться спокойным, когда речь идет о серьезных недостатках в деле воспитания Детей, молодежи.
Мысли, изложенные Вами в письме, мне понятны, по не во всем я с Вами могу
согласиться.
Вы полагаете, что решительное запрещение джаза устранило бы все важнейшие
недостатки в деле эстетического воспитания молодежи. Не могу с Вами согласиться:
думаю, что имеющееся сейчас у части молодежи одностороннее увлечение джазом
в значительной мере явилось как раз результатом того, что несколько лет
назад джаз официально был у нас в загоне. И вот тогда он полез во все
щели, причем полез в наихудших своих образцах. По-моему, Вы не правы,
думая, что джаз всегда одинаков, причем всегда одинаково плох. Всякая
музыка может быть плохой и хорошей независимо от жанра. Джаз-музыка тоже
может быть хорошей, а может быть и плохой. И, представьте себе, хорошую
джаз-музыку я люблю. И никогда это не отражалось дурно на моем духовном
мире, никогда не мешало преклоняться перед музыкой серьезной — классической
и народной. Я решительно протестую против джаза, во-первых, когда он плох,
а во-вторых, когда он оказывается единственным видом духовной пищи. Я
совершенно согласен с Вами, что в определенных кругах молодежи увлечение
джазом стало форменным бедствием. Но опять подчеркну: не столько потому,
что это вообще джаз, сколько потому, что это, как правило, плохой джаз,
и особенно потому, что этим плохим джазом исчерпывается круг музыкальных
запросов этой части молодежи.
А можно ли вообще отрицать джаз? Или Вы считаете, что вообще вся так называемая
«легкая», «развлекательная» музыка плоха и вредна? А я этого не считаю.
Я люблю вальсы Иоганна Штрауса и оперетты Оффенбаха, люблю лирические
джазовые песни Гершвина и очень высоко ценю легкую музыку Дунаевского.
Я даже, как Вы, может быть, знаете, написал оперетту, которая уже поставлена
во многих театрах страны и, надеюсь, ничуть не портит вкусы зрителей и
слушателей. Я не люблю угрюмых людей, полагающих, что любовь к серьезной
музыке обязательно предполагает отрицание и неуважение ко всем видам легкой
музыки, в том числе и к дя^азу вообще без разбора: хорошая это легкая
музыка или плохая. Ведь и симфоний пишется много плохих, скучных, серых,
лишь убивающих интерес в людях к серьезной музыке. Когда я писал музыку
к кинофильму «Антон Иванович сердится», я вполне разделял (и сейчас разделяю)
основную мысль этого фильма: «хорошая оперетта лучше плохой симфонии».
А Вы с этим не согласны?
На основании многочисленных своих наблюдений я готов утверждать, что худшим
способом исправления дурных вкусов является запрещение, изъятие того,
что увлекает в данный момент людей с испорченным вкусом, что доставляет
им удовольствие. Надо поступать иначе: стараться вызвать интерес, а потом
и любовь к чему-то другому, хорошему, красивому, благородному. Тогда возникнет
и критическое отношение к дурному, в чем тоже, конечно, надо помогать,
всячески «разоблачая» дурное, объясняя, чем оно дурно. Ваша же идея —
просто запретить джаз — кажется мне идеей не только ошибочной, но и вредной,
так как такое запрещение привело бы обязательно к совершенно обратным
результатам.
Наша задача заключается в другом: в максимальном насыщении быта детей
и молодежи хорошей, красивой, благородной музыкой, в том, чтобы вызвать
в подрастающих поколениях живой интерес к разной музыке, объяснить, что
любовь к легкой, танцевальной музыке не должна исключать любви к главным
богатствам музыкального искусства — к опере, симфонии, камерной музыке
и т. д. Но и не пугать тем, что вместо легкой, танцевальной в частности,
музыки им следует слушать только серьезную, «академическую» музыку: это
верный путь, чтобы отвратить молодого человека от серьезной музыки на
всю жизнь!.
Кроме того, вообще наивно думать, что можно «запретить» джаз-музыку, которая
давно уже распространилась по всему миру, которую слушают и под которую
танцуют далеко не только оголтело-распущенные молодые люди, теряющие при
этом человеческий облик и всякие даже напоминания о человеческой культуре.
Нет, джаз-музыку слушают и танцуют под нее многие юноши и девушки и в
странах народной демократии, и у нас, в Советской стране, и в странах
капиталистических. Джаз-музыку мне приходилось слышать хорошую, мелодичную,
мягкую, без всяких дерганий и гримас, и танцевали так скромно, что самый
придирчивый воспитатель не смог бы ни к чему придраться. И что еще, последнее,
я хочу заметить, говоря о джазе: лучшие образцы современной джаз-музыки
вполне различимы по своему национальному характеру (Вы это почему-то отрицаете).
Французский джаз Вы легко отличите от румынского, немецкий — от американского.
Свои национальные черты, несомненно, откристаллизовываются и в советском
джазе. Так ведь было в свое время и с венским вальсом: пока против него
протестовали, он завоевал весь мир и всюду постепенно приобрел свое национальное
лицо. Венский вальс был рожден демократическими кругами Вены, джаз рожден
музыкальным гением негритянского народа (не нужно его поэтому отождествлять
с тем безобразием, какое из него сделали американские бизнесмены от музыки).
Какие же перед пами стоят сейчас задачи? Во-первых, проявить, по крайней
мере, такую же инициативу и энергию, какую проявляют предприимчивые дельцы,
пропагандирующие среди молодежи плохую джаз-музыку. Им дали слишком большой
простор, а мы слишком пассивны. Но все же сказать, как Вы говорите, что
мы отмалчиваемся, нельзя. Я не согласен с Вами, что выступление в печати
со статьями без каких-либо особо деловых конкретных предложений дело бесполезное
и никому пе нужное. Я, например, не собираюсь прекращать свои устные и
печатные выступления на темы об эстетическом воспитании, не собираюсь
прекращать всеми способами пропагандировать хорошую
музыку, хорошие вкусы, бороться против пошлости, дурных вкусов и т.
д. и т. п. Я в этом деле не одинок. И уверяю Вас, что именно под давлением
общественного мнения удалось наконец сдвинуть с мертвой точки вопрос о
музыкальных занятиях в общеобразовательной школе. Уверяю Вас, что не без
участия общественного мнения в законе о школе появился пункт о необходимости
преодолеть педооцепку эстетического воспитания детей. Еще совсем недавно
об эстетическом воспитании говорили, кажется, только деятели искусств
и некоторые педагоги, а сейчас вопрос об эстетическом воспитании рассматривается
как один из очень важных вопросов современного этапа развития нашей страны.
А что касается конкретных деловых предложений, то Вы можете не сомневаться
— таких предложений мы делали более чем достаточно, и многие из нас (в
частности, композиторы) принимают участие в разработке практических мер
по делам, связанным с эстетическим воспитанием.
Согласитесь сами, что практически осуществлять в этой области что-либо могут только соответствующие государственные органы, прежде всего Министерство просвещения и Министерство культуры. А мы должны, во-первых, писать как можно больше хорошей, нужной, полезной музыки; во-вторых, всякими доступными нам способами вести пропагандистскую работу и, в-третьих, в случае необходимости воздействовать на ход событий в данной области общественным путем, ибо Союз композиторов — организация общественно-творческая. Мы отлично понимаем, что во всех этих трех направлениях очень многое нами еще не сделано, и на это направлены сейчас наше внимание и наша энергия. Трудности здесь особенно велики потому, что в искусстве возможны, кажется, все методы воздействия, кроме одного — кроме метода административного запрещения.
2 февраля 1959 г.