Василий Калинников - краткий очерк жизни и творчества

Музыкальная литература



Литература, книги о музыке, композиторах, музыкантах

 

ДЕТСКИЕ ГОДЫ В ПРОВИНЦИИ

 

 

Подобно многим деятелям русской культуры, Калинников родился в провинции. Его отец — Сергей Федорович был коренным жителем Орловской губернии, выходцем из духовной среды. В силу существовавшей в прежние времена традиционной преемственности рода занятий от отца к сыну, и ему надлежало бы стать священником или хотя бы дьяконом, но он предпочел «светскую» карьеру. Получив начальное образование в семинарии, Сергей Федорович сперва работал письмоводителем в полицейском управлении города Мценска Орловской губернии, затем — становым приставом в селе Воин Мценского уезда; позднее служил в городе Дмитровске Орловской же губернии и, наконец,— в Брянске в должности помощника исправника; здесь он и умер в 1888 году.

Сергей Федорович был музыкален: играл на гитаре, пел народные песни и бытовые романсы, особенно же любил церковное пение и в Дмитровске сам управлял организованным им любительским хором, причем разучивал с ним даже довольно сложные многоголосные произведения, хотя, как правило, никто из певчих не знал нот.
Жена Сергея Федоровича — Ольга Ивановна также была уроженкой Орловской губернии и происходила из духовной среды. От их брака родились сыновья Василий, Николай, Виктор, Аркадий и дочь Александра. Несмотря на большие материальные трудности многодетной семьи, все дети Калинниковых получили общее образование, а затем и различные специальности: Василий и Виктор стали музыкантами, Николай — бухгалтером, Аркадий — медиком, Александра — педагогом.

Будущий композитор — Василий был первенцем Калинниковых — он родился 1 (13) января 1866 года в упомянутом селе Воин. Как у большинства музыкантов, особенно композиторов, любовь к музыке и способности к ней (прежде всего отличный слух) у него проявились с раннего детства. Когда, еще ребенком, он услышал в доме местного помещика игру на фисгармонии, он был ею очарован. Еще более сильное впечатление («до слёз») произвела на мальчика игра духового оркестра в орловском городском саду. Немного позже он научился играть по слуху на гармони некоторые вальсы, польки, кадрили, русские народные песни — и не только для себя, но и для гостей на домашних вечеринках.
На музыкальные способности Васи Калинникова обратил внимание местный врачи любитель музыки — Александр Васильевич Евланов. Он научил мальчика основам игры на скрипке и познакомил с нотной грамотой. Талантливый ученик проявил столько рвения к этим занятиям, что вскоре стал участвовать в качестве скрипача в домашних любительских концертах, устраиваемых Евлановым. С 14-летнего возраста Вася начал уже немного зарабатывать перепиской нот, грошовыми уроками, игрой на вечеринках и свадьбах (причем научился играть еще и на флейте), а несколько позже стал работать регентом.
Общее образование Калинников получил в орловском начальном училище, по окончании которого еще четыре года (1880—1884) проучился в орловской семинарии (средств на гимназию не было), обнаружив особенно хорошие успехи русской словесности, латинскому, греческому и французскому языкам (свидетельство от 6 июня 1884 г.). Здесь же юноша нашел применение и своим музыкальным способностям, руководя хором семинаристов, что считалось тогда большой честью.
Годы детства и ранней юности Калинникова протекли в Орловской губернии, куда по старому административному делению входил и Брянск; ни в Москве, ни в Петербурге ему тогда не удалось побывать.

В культурном отношении Орловская губерния того времени, как и почти все губернии царской России, была крайне отсталой — с подавляющим большинством (свыше 80 %) неграмотного населения, с весьма ограниченным числом начальных и особенно средних учебных заведений. Даже в административном центре губернии — Орле, насчитывавшем тогда 80 000 жителей, не было ни одного высшего учебного заведения.
Очень ограниченной была и музыкально-театральная жизнь Орла и 11 уездных городов губернии (Брянск, Дмитровск, Мценск, Елец и др.). Народная музыка здесь, конечно, постоянно звучала, как и везде; вдоволь молено было слушать и церковное хоровое пение; иногда устраивались разного рода любительские концерты; порой звучали и военные духовые оркестры — при полковых учебных походах и в городских садах; но ни оперных и балетных спектаклей, ни симфонических концертов здесь не бывало.
Таким образом, жизнь захолустной Орловской губернии никак не могла способствовать дальнейшему общекультурному и музыкальному развитию юного Калинникова. Но чудесная природа этого типично среднерусского края, его величавые дремучие леса, необъятные привольные поля, полноводные реки и озера, живописные летние и зимние, весенние и осенние пейзажи с детства пробудили в будущем композиторе поэта и развили его творческую фантазию. Этому способствовало и увлечение юноши древнерусскими сказками и былинами, а особенно «Словом о полку Игореве» — его любимой книгой. Характерно, что еще в детстве Калинников любил сам импровизировать сказки в древнерусском стиле и рассказывать их своим сверстникам и взрослым, приводя их в удивление.
С детства же Калинников находился под обаянием творчества своего знаменитого земляка Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1883), особенно любя его чудесные «Записки охотника», развернутые на фоне описания поэтичной орловской природы. Тургеневское имение Спасское находилось лишь в 10 верстах от Мценска, и Калинников в детстве неоднократно бывал там с отцом. Не исключена возможность, что мальчик видел когда-нибудь великого писателя, жившего тогда, правда, в Париже, но время от времени приезжавшего в Спасское (последний раз Тургенев здесь провел два месяца с лишним в 1881 г.). Побывал Калинников также и в Льгове, и на берегу ручейка Малиновая вода, и в ряде других воспетых Тургеневым мест. Удалось ему также повидать и потомков некоторых персонажей «Записок охотника».
Восторженное восприятие природы, увлечение русской стариной и литературой очень способствовали интеллектуальному развитию юного Калинникова и, как это свойственно подлинно талантливым людям, вызвали в нем жажду творчества. Но не писателем, а композитором возмечтал стать юноша, так как любовь к музыке пересиливала всё — «люблю музыку больше своей жизни»,— признавался он (письмо от 15 августа 1884 г.) Однако в Орловской губернии серьезно учиться музыке было негде и не у кого, а учиться надо было непременно: Калинников отлично понимал, что без учения из него ничего не может выйти, разве лишь какой-нибудь заурядный регент.

У юноши, естественно, разгорелась мечта о Московской (ближайшей к Орловской губернии) консерватории. Упоминавшийся уже врач А. В. Евланов поддержал это стремление и настойчиво посоветовал Калинникову ехать в Москву попытать счастья. Родители препятствий не чинили, отец даже посулил ежемесячную небольшую денежную субсидию, несмотря на: неизменно стесненное материальное положение семьи. Здесь, конечно, сыграла роль вера отца в музыкальные способности своего старшего сьша и в то, что благодаря им он обеспечит себе кусок хлеба.

Прощаясь со своими земляками перед отъездом в Москву, Калинников зашел и к одному знакомому помещику. Здесь произошла характерная сценка: «Ну куда ты едешь? Ведь Глинкой все равно не будешь!»— скептически заявил помещик. Не смутившись, юноша ответил: «Глинкой не буду, зато стану Калинниковым».— «О, да ты с задором! — воскликнул помещик.— Ну ладно, поезжай. Желаю тебе успеха!» — и подарил ему на дорогу 25 рублей.