Василий Калинников - краткий очерк жизни и творчества

Музыкальная литература



Литература, книги о музыке, композиторах, музыкантах

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Безвременная смерть Калинникова не прошла не замеченной музыкальной общественностью: в ряде газет и журналов 1901 года появились заметки, статьи и воспоминания о композиторе (разумеется, в самых теплых, сердечных тонах.); участились и концерты из его произведений—>как в столичных городах, так и на периферии.

Но прошло несколько лет. В некоторых слоях художественной интеллигенции распространилось увлечение модернизмом в области искусства — прежде всего живописи и музыки. В числе композиторов, пришедшихся не по вкусу сторонникам модернизма и попавших к ним в опалу, оказался и Калинников. Один из критиков даже безапелляционно заявил, что-де «Калинников — это грубый, безвкусный музыкант, только умевший «популяризировать» и опошлять музыкальные приемы и идеи Новой русской школы. Вместо того чтобы по примеру Римского-Корсакова идти вперед, развивать и облагораживать тенденции Могучей кучки 60—70-х годов, Калинников желает шаржировать их слабые стороны, самым бесцеремонным образом отказываясь от всех позднейших завоеваний русской музыкальной мысли и техники.» («Театр и искусство», 1908, № 26).
Известны и другие несправедливые, желчные критические отзывы о Калинникове и его музыке, исходящие из лагеря наиболее рьяных поборников модернизма (не щадивших - также музыку Чайковского, Аренского, Рахманинова,.). В определенной мере они были вызваны раздраженной реакцией этих критиков-снобов на все возрастающий успех калинниковской музыки среди широких кругов демократических слушателей, и притом не только в России, но и за рубежом. В частности, новым (после А. Н, Виноградского) энергичным пропагандистом музыки Калинникова стал дирижер Д. В. Ахшарумов. Под его управлением обе симфонии Калинникова с успехом исполнялись в России и в 1908—1909 годах в Берлине на концертах русской музыки, где завоевали горячую симпатию слушателей и получили высокую оценку прессы. Широкому распространению музыки Калинникова способствовало издание и переиздание всех его основных произведений фирмой П. Юргенсона.
Однако в дореволюционное время популярность творчества Калинникова, как и других композиторов-симфонистов, не была и не могла быть подлинно массовой: контингент слушателей симфонических концертов ограничивался интеллигентскими слоями населения, включая студенческую молодежь; широкие массы трудящихся не имели доступа ни в концертные залы, ни в оперные театры, а такое мощное средство пропаганды музыки, как радиовещание, тогда еще отсутствовало.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, когда стал воплощаться в жизнь ленинский призыв «искусство — в массы!», наш народ начал приобщаться к сокровищам мировой культуры, в частности к оперной и симфонической музыке. Среди русских симфонистов не был забыт в программах общедоступных концертов и Калинников, чья музыка обладает ценнейшим свойством—'быть доходчивой и понятной самым широким слушательским массам, трогать и волновать их. С 1920-х годов произведения Калинникова (особенно Первая симфония) заняли видное место и в программах местного и всесоюзного радиовещания. Распространению его музыки способствовало также всероссийское общество «Музыка — массам», издававшее ноты.
Попутно с ростом популярности музыки Калинникова возрос также интерес к его личности и жизни — тем более что о композиторе не было доступной литературы (за исключением мало кому известных газетных и журнальных материалов и кратких упоминаний в учебниках по истории русской музыки).
Первым исследователем жизни и творчества Калинникова явился один из его немногочисленных учеников—музыковед Вячеслав Викторович Пасхалов (1873—1951), создавший первую книгу о композиторе — «Василий Сергеевич Калинников. Жизнь и творчество». («Искусство», М., 1938, 136 стр.). Носящая отчасти мемуарный характер (что увеличивает ее ценность и интерес), книга Пасхалова в 1951 году была в переработанном и дополненном виде переиздана Ленинградским отделением Музгиза (под редакцией Ю. Келдыша).
Весьма основательный вклад в дело изучения жизни и творчества Калинникова сделал музыковед В. А. Киселев — редактор-составитель изданных Музгизом в 1959 году двух больших томов (332 + 560 стр.) «Василий Калинников. Письма, документы, материалы» (здесь, в частности, опубликованы все 16 музыкальных писем Калинникова). Кроме того, под редакцией В. А. Киселева изданы сборник фортепианных пьес Калинникова и восстановленные им партитуры симфонической картины «Нимфы» и увертюры «Былина».

В новейших учебниках по истории русской музыки Ю. Келдыша (часть III, Музгиз, М., 1954) и созданном коллективом авторов — М. Тероганян и др. (т. III, Музгиз, М., 1960) — жизни и творчеству Калинникова посвящены отдельные самостоятельные главы, что подчеркивает определенную роль композитора в истории нашей музыкальной культуры конца XIX века.
Роль эта вкратце сводится к тому, что Калинников своими талантливыми произведениями поддержал и продолжил лучшие реалистические традиции русского симфонизма, служившего средством правдивого отображения жизни во всем ее богатстве и многообразии, средством выражения патриотических чувств и гуманных идей.
Сочетавшее высокий профессионализм с простотой и общедоступностью, уходящее своими корнями в плодородную почву народной музыки и тем оправдывающее проницательные глинкинские слова — «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (т. е. обрабатываем), творчество русских композиторов-классиков и среди них Калинникова вошло в золотой фонд нашей передовой художественной культуры, заслужило мировое признание.
Нельзя, однако, не подчеркнуть, что «Калинников умер, не высказавшись до конца. В сущности, его первое слово было в то же время и последним» (В. Пасхалов). Нет сомнения, что, если бы Калинников прошел долгий творческий путь и «высказался бы до конца», русская музыка первой половины XX века обогатилась бы многими замечательными произведениями талантливого композитора. Как отмечал академик Б. В. Асафьев, «Калинников был бы самым талантливым среди московских композиторов лирико-эпического направления, родившихся в период 60—70-х годов, если бы судьба оказалась к нему чуть милостивее».

Но и созданного Калинниковым за его недолгую жизнь оказалось достаточно, чтобы он не был забыт. По этому поводу проницательно пишет В. Пасхалов: «В лучах двух солнц, каковыми являются Римский-Корсаков и Чайковский, померкло множество мелких светил. И тем более знаменателен тот факт, что в их число не попал Калинников. Причина заключается в том, что, выражаясь астрономическим языком, Калинников не астероид [малая планета, светящаяся отраженным светом], а самосветящееся тело».
Да, действительно, лучшие произведения Калинникова— не плод простого эпигонства, бесталанного подражательства, а результат творческого горения яркого и самобытного таланта. Прошедшие уже довольно значительный срок испытания временем — этого самого строгого и верного критерия оценки произведений искусства — они еще долго будут находить горячий отклик у широких масс любителей русской симфонической музыки.
Ленинград Апрель 1964 г.