Ц.Кюи - Избранные статьи

1877

Музыкальная литература



Музыкальныя литература, книги, статьи, рецензии, нотные сборники

 

 

Ф. О. ЛЕШЕТИЦКИЙ

 

 

Завтра ровно двадцать пять лет, как Федор Осипович Лешетицкий начал у нас в Петербурге свою артистическую карьеру.
1 декабря 1852 г. он впервые выступил перед нашей публикой как виртуоз в скромной зале бывшей Мятлевой в скромной скрипичной сонате Бетховена, посвященной Крейцеру, которую он исполнил вместе с Ап. Контским. Петербургом он думал начать свое кругосветное концертное путешествие, но, по-видимому, музыкальная атмосфера Петербурга настолько оказалась ему симпатичной, что он остался здесь и стал одним из крупных наших музыкальных деятелей. Ввиду его продолжительной, неутомимой и плодотворной деятельности в самый день начала второго ее двадцатипятилетия, быть может, небезынтересно будет читателям получить некоторые сведения о Ф. О. Лешетицком.

Федор Осипович родился в 1830 г. в Ланцуте, маленьком местечке близ Кракова, в Галиции. Отец его, солидный музыкант, вскоре после рождения сына переселился в Вену, где до сих пор пользуется заслуженной репутацией прекрасного преподавателя фортепианной игры. В Вене Лешетицкий получил свое общее и музыкальное образование. После окончания гимназии он поступил в Венский университет; но пробыл в нем только три года, так как вследствие смуты 1848 г. университет был закрыт и весь его персонал распущен. Фортепианной игрой Лешетицкий занимался первоначально со своим отцом; двенадцати лет он играл уже публично и так успешно, что обратил внимание старика Черни, который пожелал взять его в число своих учеников. Под его руководством Лешетицкий работал два года и в то же время изучал гармонию и контрапункт с известным Сехтером.4 Все это, и серьезное университетское образование, и солидное всестороннее музыкальное образование, Лешетицкий вел одновременно быстро (изучение теории) и с полным успехом благодаря своим блестящим и многосторонним способностям. В сентябре 1852 г. он прибыл в Петербург. В 1858 г. начал свою службу в Смольнинском институте. В 1860 г. был приглашен Русским музыкальным обществом профессором фортепианных классов, происходивших тогда еще в залах Михайловского дворца. С тех пор и доныне он посвятил себя почти исключительно фортепианной педагогике.
Музыкальная деятельность Ф. О. Лешетицкого распадается на три части: на деятельность композиторскую, исполнительскую и педагогическую.
Как композитор Лешетицкий несомненно даровит. Его печатные сочинения (36) состоят из кантат, романсов (немецких) и фортепианных пьес. Кроме того, он написал комическую оперу в одном действии «Первая морщина», которая была поставлена в Праге в 1867 г. В большинстве этих произведений есть вкус, тембрическая изобретательность, гармонический интерес, легкость сочинения. Лучшее его произведение — его опера, бойко, весело, свежо написанная, с большим знанием вокальной техники. К сожалению, многочисленные занятия и род этих занятий (ничто не действует так пагубно на свежесть фантазии и на вдохновение, как уроки музыки) не дали развиться композиторскому таланту Лешетицкого так, как он бы развился несомненно- при более благоприятных обстоятельствах.
Как исполнитель Лешетицкий первоклассный виртуоз. Он очень индивидуален; всему исполняемому он придает субъективный оттенок. Нервность, неукоризненная чистота и ослепительный блеск — вот самые характеристические черты его исполнения. В них он соперников не имеет. Это самый эффектный из слышанных Петербургом виртуозов, а слышал он их много и самых крупных. Видно, как Лешетицкий высоко ценит виртуозность, как он ее любит и готов ей служить даже ради ее самой. Только Лешетицкий концертировал и у нас, и за границей: в Вене, Лейпциге, Лондоне, но концертировал мало; частые страдания руки были тому причиной. Так, особенно два раза (в 1845 и 1864 гг.) воспаление мускулов руки прерывало его исполнительскую деятельность на весьма продолжительное время. Этим поясняется его редкое появление как виртуоза, этим поясняется, отчего большинство европейских музыкальных центров его не слышало вовсе, а между тем как виртуоз он ровня своим знаменитейшим собратьям. В последний раз мы его слышали в прошлом году в трио Направника, и до сих пор впечатление от его превосходной игры свежо в памяти всех.

Как педагог Лешетицкий не имеет равных себе. Это можно смело сказать по полученным результатам; и другие великие пианисты занимались и занимаются делом преподавания, но ни один из них не дал таких значительных результатов, как Лешетицкий. Он особенно налегает на виртуозность, умеет ее привить своим ученикам и в то же время нимало не стесняет их естественное, индивидуальное развитие. Его ученики— не сколок с него самого; их игра — результат самого умелого и успешного развития их. врожденных способностей. Через его руки прошло около 800 учеников и учениц. Из них первое место принадлежит А. Н. Есиповой, так скоро и так заслуженно сделавшейся всесветной знаменитостью. После нее стоит назвать Климова, Боровку, Щетинину, Понш, Фольборт, Кавелину, Карновнч, Жуковскую, Гамову, Бенуа и многих других, чтобы убедиться в серьезных услугах, оказанных Лешетицким искусству.
В довершение многосторонности музыкальных способностей Лешетицкого следует еще добавить, что он даровитый капельмейстер, преимущественно для фортепианных пьес с оркестром, чему способствует его тончайшее знакомство со всеми особенностями пианизма.

В заключение этого краткого обзора, минувшей деятельности Лешетицкого остается горячо пожелать, чтобы и впредь его педагогическая деятельность не ослабевала, а композиторская и исполнительская усилилась; чтобы он нас снабжал свежими, молодыми музыкальными силами, но чтобы он нам по временам преподносил и свежие музыкальные произведения, чаще давал слышать свое бесподобное, яркое, сверкающее исполнение.