Лауреаты Ленинской премии

Музыкальная литература



Лауретаты музыкального и хореографического искусства СССР

 

И. Попов
ЭМИЛЬ ГИЛЕЛЬС

1 2

 

 

 

Эмиль Григорьевич Гилельс родился 6(19) октября 1916 года в Одессе. С пяти лет он обучался игре на рояле у Я. И. Ткача, а осенью 1930 года поступил в Одесскую консерваторию в класс П. М. РеПнгбальд. После успеха на Всесоюзном конкурсе 1933 года он концертировал по городам Советского Союза. Окончив консерваторию в 1935 году, Гилельс отправился в Москву, где совершенствовался в консерватории под руководством Г. Г. Нейгауза. Новые успехи принесло ему участие в международных конкурсах. В 1938 году Гилельс завершает курс школы художественного мастерства, как называлась тогда аспирантура. В дальнейшем концертную деятельность по Советской стране и за рубежом (начиная с 50-х годов его гастроли с нарастающим успехом проходят по всему миру) Гилельс сочетает с педагогической работой. В 1952 году он получает звание профессора. Среди его воспитанников — лауреаты международных конкурсов И. Жуков, М. Мдивани и другие.

 

Звания, премии, награды

 

 

Всесоюзный конкурс, I премия (1933); международный конкурс в Вене,
II премия (1936); орден «Знак Почета» (1937); международный конкурс имени Э. Изаи в Брюсселе, I премия (1938); Государственная премия СССР (1946); орден Трудового Красного Знамени (1946); засл. дсят. иск. РСФСР (1947); нар. арт. СССР (1954); ордена Ленина (1962, 1966); Ленинская премия (1962). Почетный член Королевской академии музыки в Лондоне (1967); золотая медаль города Парижа (1967); командор ордена «За искусство», (1967); орден Леопольда I, Брюссель (1968); почетный профессор Будапештской консерватории (1968).

 

ОСНОВНАЯ ДИСКОГРАФИЯ

 

 

 

Бах. Бранденбургский концерт № 5, ГСО, К. Кондрашин — НД 1432-3. Бетховен. Концерты для ф-но с орк.: № 1^ 0рк. ЛГФ, К. Зандерлинг —Д 04992-3; №2, орк. ЛГФ, К- Зандер-линг — Д 04828-9; № 3, БСО, К. Кондрашин — НД Q1193-4; № 4, орк. ЛГФ, К. Зандерлинг —НД 04106-7; № 5, орк. ЛГФ, К. Зандерлинг — НД 04108-9. Брамс. Концерт для ф-но с орк. №2, Чикагский симф. орк., Ф. Райнер — Д 015333-4; Фортепианный квартет соль минор, № 1, Д. Цыганов (скрипка), В. Борисовский (альт), С. Шнринский (виолончель)'— Д 5584-5; Трио для ф-но. скр. и валторны, Л. Коган (скр.), Я. Шапиро (валторна)—НД 1746-7. Гайдн. Концерт для ф-но с орк. ре мажор, Моск. камерный орк., Р. Баршай — Д 05066-7. Кабалевский. Концерт для ф-но с орк. № 3, БСО, Д. Кабалевский— Д 014029-30. Лист. Концерт для ф-но с орк. № 1, ГСО, К. Кондрашин — НД 0351-3817. Мендельсон. Концерт для ф-но с орк. № 1, ГСО, К. Кондрашин — Д 014775-6. Моцарт. Концерт для ф-но с орк. № 21, Моск. камерный орк., Р. Баршай — Д 05066-7. Прокофьев. Концерт для ф-но с орк. №3, БСО, К. Кондрашин; Соната №2—НД 4403-4584. Пу-ленк. Концерт для ф-но с орк. «Пасторальный», орк. МГФ, К. Кондрашин — Д 014775-6. Сен-Санс. Конперт для ф-но с орк. №2 ГСО, К. Кондрашин— НД 0351-3817; «Карнавал животных» для двух ф-но, влч. и орк., Я. Зак (ф-ио), Д. Шафран (влч.), ГСО, К. Элиасберг —НД 1101-2. Форе. Фортепианный квартет № 1, Л. Коган (скр.), Р. Баршай (альт), М. Ро-стропович (влч.)—Д 04572-3. Чайковский. Концерт № 1 для ф-но с орк., ГСО, К. Иванов —Д 05470-1; Чикагский симф. орк., Ф. Райнер, Стерео С 0545-6; Соната до-диез минор, Шесть пьес (Вечерние грезы, Юмористическое скерцо, Листок из альбома, Ноктюрн, Каприччиозо, Тема с вариациями) — Д 015891-2. Шопен. Концерт для ф-но с орк. № 1, орк. МГФ. К. Кондрашин — Д 014725-6; Филадельфийский симф. орк.-Ю. Орманди —Д 019987-8. Шуман. Соната № 1 — НД 4080-1.

Сборные программы. Бетховен. Соната № 3; Метггер. Соната соль минор — НД 02305-6. Скарлатти. Пять сонат; Шостакович. Три прелюдии и фуги ИД 02828-9. Моцарт. Соната № 14; Дебюсси. Лунный свет; Равель. Прелюдия, форлана и токката из сюиты «Гробница Куперена» — НД 04046-7. Моцарт, Фантазия ре минор; Шуман. Арабески; Шуберт. Экспромт фа минор; Вайнберг. Соната № 4 — Д 07937-8. Шуберт. Соната №14; Шостакович Соната № 2 — Д 019263-4. Скарлатти. Семь сонат; Ф. Э. Бах. Соната ля мажор; Гайдн. Соната № 20; Клементи. Соната до мажор; Рамо. Крестьянка, Тамбурин— (2 пл.) Д 07929-32. Шуман. Соната № 1; Шопен. Соната № 2; Лист. Соната си минор; Стравинский. Русская из балета «Петрушка», Адажио из балета «Аполлон Мусагет»; Бах — Зилоти. Прелюдия си минор; Равель. Альборада дель грациозо— (2 пл.) Д 015891-2.
Трио Э. Гилельс—Л. Коган — М. Ростропович. Бетховен. Трио № 7— НД 03456-7; Трио № 9 —НД 1233-4. Гайдн. Трио № 17 — НД 1233-4. Чайковский. Трио «Памяти великого артиста» — НД 0259-90. Шуман. Трио № 1 — Д 4564—5. I

Литературные работы. «Пражская йесна» 1950 года. «Советский музыкант», 1950, № 19; В городах Дании и Швеции. «СМ», 1952, №5; Заметки об исполнительстве. «СМ», 1952, № 11; О Мет-нере. «СМ», 1953, № 12; Советские артисты во Франции. «Новое время», 1954, № 19; На гастролях в Америке. «Новое время», 1955, № 52; Американские встречи. «СМ», 1956, № 2; Конкурс пианистов в Брюсселе. «СМ», 1956, № 9; Искусство сближает народы. «Правда», 1958, 15. IV; Эмиль Гилельс _ о своих гастролях в США и Канаде. «МЖ», 1958, № 6; Всемирный пианистический форум. «СМ», 1958, № 6; Спор роялей и скрипок. «Известия», 1961, 9. VII; Чарующая сила советского искусства. «Известия», 1962, 2. V; На конкурсе имени П. И. Чайковского. «СМ», 1962, № 7; О моем педагоге. «СМ», 1964, № 10.

Литература. Дельсон В. Эмиль Гилельс. M.t 1959; X е н-това С. Эмиль Гилельс. М., 1959, 2-е изд., М., 1967; Рабинович Д. Портреты пианистов. М., 1962; Коган Г. Молодые мастера. «СИ», 1933, 26.V; Альшияи г А. Эмиль Гилельс. «Говорит СССР», 1935, №6; Пейгауз Г. Эмиль Гилельс. «СИ», 1936, 23. IV; Рабинович Д. Эмиль Гилельс. «Музыка», 1937, 26. IV; Нейгауз Г. Эмиль Гилельс. «Советский музыкант», 1938, 10. VI; Шлифштопн С. Советские лауреаты. «СМ», 1938, № 6; Алынванг А. Советские школы пианизма. «СМ», 1938, № 12; Нейгауз Г. Зрелость. «СИ», 1945, 29. III; Мильштейн Я. Эмиль Гилельс. «СМ», 1919, №5; Живов Л. Эмиль Гилельс. «СМ», 1953, №7; К о-ган Г. Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер. «СМ», 1957, № 9; Рабинович Д. Эмиль Гилельс. «СМ», 1959, №3; Алжемов К. Эмиль Гилельс. «СМ», 1961, №2; Хачатурян А. Мастерство — это прежде всего труд, «СК», 1961, П. XI; Кабалевский Д. Играет Эмиль Гилельс. «Комсомольская правда», 1962, 31.1; Чулаки М. Выдающийся советский пил нист. «Правда», 1962, 31.1; Хентова С. Зрелость художники. «МЖ», 1962, №4; Нейгауз Г. Искусство Эмиля Гилельса. «Литература и жизнь», 1962, 6. IV; Натансон В. Совершенство пианистического искусства. «СК». 1966, 18. X; Попов И н. Эмиль Гилельс. «МЖ». 1966, № 19.

1 2