Лауреаты Ленинской премии

Музыкальная литература

В.Соловьев-Седой



Лауретаты музыкального и хореографического искусства СССР

 

М. Яковлев
ВАСИЛИЙ СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ

1 2 3

 

 

 

Своего рода декларацией творческих принципов Соловьева-Седого стали одни из первых его военных песен— «Играй, мой баян» и особенно «Вечер на рейде»; обе они и по сей день не теряют своей популярности. Характерно, что подавляющая часть из более чем шестидесяти песен того периода написана композитором не в кабинетной тиши, а среди людей, для которых они в первую очередь создавались,— бойцов Советской Армии. Вот как вспоминает он о рождении «Вечера на рейде»: «В августе 1941 года пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, кажется мне, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. У меня возникла мысль написать песню об этом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой». Композитор тут же сам придумал первые слова припева: «Прощай, любимый город». И только когда музыка была готова, поэт А. Чуркин написал полный текст. Любопытно, что поначалу даже друзья были удивлены, казалось бы, неуместной лиричностью песни, ее спокойствием. Автор не сразу решился вынести свое детище на суд широких масс. Но сыграв ее однажды бойцам в землянке на Калининском фронте, он, по его собственным словам, «почувствовал, что песня дошла до сердца и имеет право на жизнь». На очень долгую жизнь — добавим мы сегодня.

Соловьев-Седой был одним из организаторов и руководителем эстрадного театра «Ястребок», с которым неоднократно выступал в частях действующей армии. Сам композитор аккомпанировал на аккордеоне певцам и становился, таким образом, первым исполнителем «на публике» многих своих песен. Среди них были и героические — «Песня смелых», «Наша родина — Россия», «Баллада о Матросове», «Песня о мщении»; и задушевные, о солдатской дружбе и верности — «Баллада о солдатском сне», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк», «Давно мы дома не были», «Соловьи», и песни бодрые, веселые, с задорной шуткой — «На солнечной поляночке», «Вася Крючкин», «Как за Камой за рекой», «Обиделись девушки», «Ничего не говорила». Не слишком ли мы увлеклись перечислением? Нет! Ибо каждое название, даже мимоходом упомянутое, вызывает и сегодня в памяти дорогой, неизгладимый образ времени, особенно близкий каждому, для кого это время было частью жизни. И вместе с тем в памяти возникают чудесные мелодии, такие разные, казалось бы, совсем простые, но такие далекие от банальности, от сентиментальности. В каждой песне была и осталась та, порой необъяснимая словами прелесть, которая чаще всего определяется неповторимой соловьевской мелодической интонацией.
Со своим военным героем Соловьев-Седой не расстался и в мирные дни. Этот герой оживает в воспоминаниях о прошлом, он обращается к новому молодому солдату, стоящему ныне на страже Родины. «Я считаю себя солдатом,— пишет композитор.— И не только потому, что в суровые годы Великой Отечественной войны был на фронте, выступал в блиндажах и землянках, на военных грузовиках и железнодорожных платформах, наскоро приспособленных под эстрадную площадку. Считаю себя солдатом потому, что каждая третья написанная мною песня — о солдате».

Великолепный цикл «Сказ о солдате», в который вошла одна из жемчужин творчества композитора, песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане», а также «Шел солдат из далекого края», «Пора в путь-дорогу», «Потому, что мы пилоты», «Поет гармонь за Вологдой», «Стали ночи светлыми», «Едет парень на телеге» и многие другие песни хранят в себе военные впечатления, но вместе с тем провозглашают веру в мирную жизнь и счастье. О самых сокровенных чаяниях миллионов людей повествует и одна из его лучших песен последних лет — «Баллада о солдате».
Лирическая стихия, изначально присущая творчеству композитора, с особой силой разлилась в его песнях послевоенного периода. Порой кажется, что композитор в своих произведениях обращается не ко всем сразу, но к каждому слушателю лично. И недаром, когда его спросили о причинах популярности «Вечера на рейде», он выделил среди таких причин «интимность» песни. Собственно говоря, лучшие создания Соловьева-Седого вполне могут быть отнесены к жанру камерной вокальной лирики, о своей склонности к которой неоднократно говорил и сам композитор.

Сколько проникновенного чувства в таких песнях, как «Услышь меня, хорошая», «На лодке», «Где ж ты, мой сад» и, конечно, в поистине легендарных «Подмосковных вечерах». Трудно назвать мелодию, которая за последние годы снискала бы такую невероятную популярность.
История и судьба этой песни не совсем обычны, но очень характерны для творчества Соловьева-Седого. Многие его песни впервые донеслись до слушателей с киноэкрана. Так случилось и с «Подмосковными вечерами». В 1956 году эта мелодия впервые прозвучала и документальном фильме «В дни спартакиады». и осталась почти незамеченной. Но в том же году летом ио VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве песня получила высшую награду и большую золотую медаль. С тех пор и началось ее победное шествие по всем континентам земли. Люди всех стран полюбили ее за редкую задушевность, простоту и выразительность мелодии, лирическую мягкость и красоту. Композитор добился здесь органичного слияния музыки с поэтическим-текстом Михаила Матусовского, который часто выступает соавтором Соловьева-Седого. Уже вскоре после фестиваля песню запела буквально вся страна, причем
в разных местах менялся ее «географический адресат»—
ярославцам были дороги «ярославские вечера», краснодарцам—«краснодарские», тулякам—«наши тульские».

В дальнейшем пришла и мировая известность. По единодушному мнению критиков, со времен «Танца с саблями» А. Хачатуряна ни одна советская мелодия не
пользовалась за рубежом таким повсеместным признанием. В нашу страну приезжали десятки зарубежных артистов и коллективов, и каждый из них обязательно
заключал программу замечательной песней Соловьева-Седого. Сколько раз мы слышали стихи Матусовского на английском, немецком, французском, чешском, польском и других языках. А какая буря оваций разразилась в Большом зале Московской консерватории, когда победитель I Международного конкурса имени Чайковского пианист Ван Клиберн сыграл свою аранжировку этой прекрасной мелодии. И когда простые люди разных стран, национальностей и цветов кожи собирались на всемирные конгрессы, чтобы выразить свою волю к миру и счастью, в зале стихийно возникала мелодия
«Подмосковных вечеров», потому что в этой песне композитор сумел выразить сокровенные чувства каждого человека.

О необычайной широте кругозора Соловьева-Седого — музыканта и гражданина, может быть, особенно ярко свидетельствует эта и другие песни, за которые он был удостоен Ленинской премии. Все они разные по своему содержанию, настроению, по выразительным приемам. Вот солдатская песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица». Казалось бы, незамысловатый марш. Но на самом деле в этом марше как бы два плана: внешний — образ движения, чеканной солдатской поступи, и внутренний — более мягкий, певучий, передающий мысли, настроения. Так складывается простой и в то же время многогранный мир песни. А рядом другой марш — «Марш нахимовцев» из фильма «Счастливого плавания!» Его бодрые, по-юношески звонкие ритмы словно ведут молодых героев по светлой дороге в будущее, широко открытой для них. Или «Версты» — проникновенный лирический монолог, приближающийся по своему складу Й Настроению к бытовому русскому романсу. Наконец, одна из самых популярных советских песен
«Если бы парни всей земли», которую впервые запели на Всемирном фестивале молодежи в Москве. Здесь, при всей лиричности, столь редкая для Соловьева-Седого, но потому, быть может, не истертая штампом плакатности «массовость»; здесь та полетность мелодии, которая увлекает слушателей, заставляя их объединяться в хоре исполнителей.

Соавтор композитора и его друг поэт М. Матусовский сказал как-то, что Соловьев-Седой «ленинградец душой», а не только по месту рождения. И действительно, мало кто из музыкантов с такой вдохновенной силой воспел свой родной город! На протяжении многих лет он посвятил Ленинграду множество самых разнообразных песен, в которых, как в картинах импрессионистов, отражаются все «состояния» города на Неве. Один из главных героев его песен — ленинградец, человек сильного духа и щедрого сердца, бесконечно влюбленный в белые ночи и рассветы над Невой, набережные и мосты, площади и проспекты. И город вернул композитору эту любовь, сделав своим музыкальным символом, позывными своего эфира мелодию одной из его песен.

Вспоминаются слова Соловьева-Седого о том, что в лирической песне обязательно должно присутствовать «четвертое измерение» — образ песни. «Под этим определением,— писал он,— я понимаю, помимо музыкального и литературного восприятия песни, ясную, почти картинную ощутимость места и времени, в которых мелодия могла бы родиться и петься». И слушая лучшие песни Соловьева-Седого, мы знаем, что они могли родиться только в Ленинграде, только в нашей стране, только в наши дни.
Не перечислить всех популярных песен Соловьева-Седого. Но нельзя обойти молчанием работы композитора в области музыкального театра. Еще в 40-х годах на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова с успехом был поставлен его балет «Тарас Бульба», впоследствии неоднократно возобновлявшийся. Уже в 60-е годы состоялась премьера нового балета— «В порт вошла «Россия». Прекрасная музыка написана композитором к музыкальным комедиям «Верный друг», «Самое заветное», «Олимпийские звезды», «Восемнадцать лет». Музыкальное слово Соловьева-Седого обращено здесь прежде всего к молодежи и посвящено ей. Главные герои в этих произведениях — молодые люди, ищущие свои пути в жизни. Й в каждой из оперетт много прекрасных мелодий, часто обретающих долгую самостоятельную жизнь.

Триумфальный полет музыки Соловьева-Седого заставляет задуматься о многом. И в частности, о том, в чем же причина неувядаемой творческой молодости этого замечательного мастера? Нам кажется, что прежде всего в удивительной и, честно скажем, редкой для композитора-песенника способности не повторяться, но постоянно обновлять свою художественную палитру. Характерно в этом смысле следующее высказывание Соловьева-Седого: «Почему бывает так, что композитор теряет ощущение времени? Почему случаются творческие кризисы? Мне думается, что причина этого кроется в известном самоограничении, проистекающем из желания композитора во что бы то ни стало сохранить стилевые особенности, установившиеся в ранний период его творчества. Казалось бы, что ничего дурного в этом нет, но зачастую такая тенденция знаменует собой отсутствие творческой смелости и приводит к обеднению выразительных средств». Такой упрек не бросишь самому Соловьеву-Седому. Он никогда не идет по проторенным дорожкам. Об этом свидетельствует хотя бы один из его последних вокальных циклов «Северная поэма», в интонационном строе и тонкой красочности которой опять открываются для нас новые черты таланта композитора. Вместе с тем с замечательной принципиальностью Соловьев-Седой никогда не добивался успеха дешевой доступностью, примитивностью, которая, якобы, способствует распространению песни. Он искал и находил иной путь — путь к сердцу. «Говорят, что песня должна быть легкой для восприятия, и тогда она «настоящая», тогда она становится массовой. Мне это кажется неверным. Песня становится массовой, если народ чувствует потребность петь именно эту песню, — тогда, как бы ни была трудна песня, народ потратит время на ее изучение и полюбит ее».

Не секрет, что иные его коллеги в своем стремлении к популярности, в желании не отстать от «требований времени» предпочитают ориентироваться на изменчивую моду. Стало чуть ли не хорошим тоном говорить о том, что признаки современности в песне — экзальтированный ритм, повышенная экспрессия, граничащая с криком, изломанная мелодия, растворяющаяся то в мело-декламационном речитативе, то в сомнительных гармонических находках. Творческое кредо Соловьева-Седого опирается на более верный фундамент. «Национальное — это не мода, а глубокая основа творчества. Мода быстротечна. Национальные же традиции живут на протяжении столетий. Мода проходит, песни остаются.»
Слепая вера в извивы моды плодит песни-однодневки. Соловьев-Седой, постоянно обновляясь, остается самим собой. Это, быть может, самая ценная черта его творческого характера. И поэтому он не моден, и никогда не был моден — его любили и продолжают любить.

1 2 3