Лауреаты Ленинской премии

Музыкальная литература

Г.Свиридов



Лауретаты музыкального и хореографического искусства СССР

 

И. Солодовникова
Георгий Свиридов

1 2 3

 

 

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 3 (16) декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии. Отец его, Василий Григорьевич, был почтово-телеграфным служащим, мать, Елизавета Ивановна,— учительницей. В родном городе он получил первые уроки фортепианной игры. В 1924 году семья переехала в Курск, и здесь Свиридов с увлечением играл на балалайке в самодеятельном оркестре народных инструментов. В Курске будущий композитор начал посещать музыкальную школу, а в 1932 году отправился в Ленинград, где поступил в Первый музыкальный техникум. Сначала он занимался здесь по классу рояля у И. А. Браудо, а в 1933 году перевелся на композиторское отделение в класс М. А. Юдина. С 1936 года Свиридов— студент Ленинградской консерватории по классу П. Б. Рязанова; в следующем году он стал одним из первых учеников только что пришедшего в качестве преподавателя в консерваторию Д. Д. Шостаковича. Под воздействием последнего и складывался творческий облик молодого музыканта. В 1941 году Свиридов завершил свое консерваторское образование. Во время Великой Отечественной войны композитор работал в Новосибирске, а в 1944 вернулся в Ленинград. С 1956 года Свиридов живет в Москве. Здесь были созданы и впервые исполнены наиболее значительные его создания. С конца 50-х годов разворачивается и общественная деятельность музыканта. Он был одним из активных организаторов Союза композиторов РСФСР (1958—1959), а с 1968 года возглавляет этот Союз. С 1962 года он — один из секретарей Правления Союза композиторов СССР.

 

 

Звания, премии, награды

 

 

Государственная премия СССР за Фортепианное трио (1946); Ленинская премия за «Патетическую ораторию» (1960); нар. арт. РСФСР (1963); орден Ленина (1965). Орден Свободы II степени, Албания (1954).

 

 

СОЧИНЕНИЯ

 

Муз. комедии. «Настоящий жених», либр. Л. Левитина, 1939; «Раскинулось море широко», либр. В. Азарова, В. Вишневского, А. Крона, 1943 (1943, Новосибирск); «Огоньки», либр. Л. Захарова и С. Полоцкого, 1951 (1952, Киев, Театр оперетты, дир. А. Рябов).

Для оркестра. Первая симфония, 1937; Симфония для стр. орк., 1940 (1940, Ленинград, дир. Э. Грикуров); Молодежный танец, 1950; Музыка для камерного орк., 1964 (12. IX, 1964, Москва, дир. Р. Баршай); Маленький триптих, 1965, 2-я ред., 1966 (5. II. 1966, Москва, дир. Е. Светланов).

Вокально-симфоническая музыка. Песни странника, цикл на слова древнекитайских поэтов, 1942—43; оратория «Декабристы» («Песни вольности») на слова поэтов-декабристов и А. Пушкина, 1954—55; поэма 1«Памяти Сергея Есенина» на стихи С. Есенина, 1955—56 (31.V. 1956, Москва, дир. Е. Светланов); Патетическая оратория на слова В. Маяковского, 1959 (15. X. 1959,
Москва, дир. Н. Рахлин); Песнь на смерть В. И. Ленина на слова iB. Маяковского, I960; кантата «Грустные песни», 1962; Курские песни для солистов, хора и орк., 1963 (13. VI. 1964, Москва, дир. К. Кондрашин), 2-я ред., 1965; «Деревянная Русь» для солиста, хора и орк. на стихи С. Есенина, 1965, 2-я ред., 1966 (5. II. 1966, Москва, !дир. Е. Светланов); «Снег идет», маленькая кантата на стихи Б. Пастернака 1965, 2-я ред., 1966 (21. XII. 11966, Москва, дир. К. Кондрашин).

Первый концерт для фортепиано с оркестром, 1936 (1937, Ленинград, дир. Е. Мравинский, солист П. Серебряков).

Для инструментальных ансамблей. Соната для скрипки и ф-но, 1941; Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и ф-но, 1945 (1946, Ленинград, Струнный квартет им. Л. Глазунова и автор), 2-я ред., 1955; Трио для скрипки, виолончели и ф-но, 1945 (1945, Ленинград, И. Лукашевский, Могилеиский и автор; 9.1. 1946, Москва, Д. Цыганов, С. Ширинекий fir автор); Первый струн, квартет, 1945 — 46 (1946, Ленинград, Квартет им. А. Глазунова); Второй струнный квартет, 1947.

Вокальные произведения. Романсы на сл. А. Пушкина, 1935 (1936, Ленинград, О. Чишко, по радио); Казачьи песни дли хора и ф-но, 1936; Романсы на сл. М. Лермонтова, 1938; Песни на сл. А. Прокофьева, 1938; Песни на сл. П. Беранже, 1939; Десять дней под Касторной, для хора и ф-но на сл. А. Чуркнпп, 1939; Романсы на сл. А. Блока, 1940; Сюита на сл. В. Шекспира, 1944; Три песни на сл. советских поэтов, 1948; Страна отцов, поэма для тенора и баса с ф-но, 1950 (25. XI. 1953, Ленинград, солисты
B. Андрианов, И. Нечаев, ф-но — А. Люблинский); Песни на сл. Р. Бернса в пер. С. Маршака, 1955 (28. XI. 1955, Ленинград,
Е. Флакс и автор); У меня отец — крестьянин, цикл на сл. C. Есенина для тенора и баритона с ф-но, 1957 (15. XII. 1957,
Москва, А. Масленников, Е. Кибкало и автор); Восемь романсов на сл. М. Лермонтова, 1957; Пять хоров на сл. И. Гоголя,
С. Есенина, А. Прокофьева, С. Орлова, 1958; Слободская лирика на сл. А. Прокофьева и М. Исаковского, 1958; Из В. Шекспира, 1960; Петербургские песни на сл. А. Блока, 1962. Отдельные песни, романсы, хоры.

Для фортепиано. Шесть пьес, 1936; Соната, 1940; Соната памяти Ивана Ивановича Соллертинского, 1944 (1944, Ленинград, автор); Двенадцать пьес (Партита), 1946; во 2-й ред. — Две партиты, 1960; Альбом 'пьес для детей, 1948, 2-я ред., 1957; Семь пьес (Партита), 1957.

Музыка к театральным постановкам. «На бойком месте» А. Островского, 1941 (Ленинград, Театр комедии); «Русские люди» К. Симонова, 1942 (Новосибирск, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина); «Кремлевские куранты» Н. Погодина, 1943 (Новосибирск, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина); «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского и А. Крона, 1943 (Новосибирск, Московский камерный театр); «Пока не остановится сердце» К. Паустовского, 1943 (Барнаул, Московский камерный театр); «Отелло» В. Шекспира, 1944 (Новосибирск, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина); «Очень, приятно» М. Зощенко, 1946 (Ленинград, Драматический театр); «Дон Сезар де Базан» Дюмануа и Деннери, 1946 (Ленинград, Театр драмы им. А. Пушкина); «Секрет победы» В. Соловьева, 1946
(Ленинград, Большой драматический театр им. М. Горького); «Победители» Б. Чирскогаа, 1946 (Ленинград, Театр драмы им. А. Пушкина); «Как закалялась сталь» по роману Н. Островского, 1947 (Ленинград, Театр драмы им. А. Пушкина); «Первое свидание», музыкально-эстрадное представление, 1948 (Ленинград, Театр эстрады); «Гражданин Франции» Д. Храбровшкого, 1952 (Ленинград, Театр драмы им. А. Пушкина); «Рюи Блаз» В. Гюго, 1952 (Ленинград, Большой драматический театр им. М. Горького); «Заговор обреченных» Н. Вирты (Ленинград, Большой драматический театр им. М. Горького); «Темной осенней ночью» Ю. Германа (Ленинград, Большой драматический театр им. М. Горького).

Музыка к кинофильмам. «Поднятая целина», 1939; «Пржевальский», 1.951; «Римский-Корсаков», 1952; «Великий воин Албании Скандербег», 1953; «Полюшко-поле», 1956; «Воскресение», 1960—62; «Русский лес», две серии, 1963—64; «Метель», 1965 «Время, вперед!», две серии, 1966.

Литературные работы. Ответственность художника. «СМ», 1956, №6; Наш Глинка. «СМ», 1957, № 2; Композиторская молодежь. «Комсомольская правда», 1957, 26. III; Искания и победы. «Лит. газета», 1957, 28. III; Ансамбль солистов Загребского радио. «Правда», 1957, 2. VI; «Война и мир» на московской сцене. «Правда», 1957, 29. XI; Богата талантами наша земля. «Советская Россия», 1958, 13. II; Искоренять пошлость в музыке. «Правда», 1958, 17. IX; В добрый путь. «СМ», 1958, № 9; Великий Шопен. «Правда», 1960, 22. II; Слава человеку! «СК»> 1960, I. V; Источник вдохновения. «Смена», 1963, № 13; Уважать культуру своего народа. «СМ», 1964, № 2; Максимум требовательности — минимум обид. «СМ», 1966, № 7; Могучий талант могучего времени. «СМ», 1966, № 9.

Литература. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов. Л., 1956; Сохор А. Георгий Свиридов. М., 1960; Полякова Л. Вокальные циклы Г. В. Свиридова. М., 1961; Сохор А. Георгий 'Свиридов. М., 1964.

 

1 2 3