Пионерский музыкальный клуб
Выпуск 22

По России водят хороводы (баян, голос)



Народные танцы хороводы: карогоды, круги, танки, караводы

 


Т. Карнаух
РУССКИЕ ХОРОВОДЫ

 

 

Народный танец входит в нашу жизнь с малых лет, когда мы, дети, взявшись за руки, водим свои первые хороводы: "Каравай", "Сиди, сиди, Яша", "Заинька". Мелодии и слова, ритмика и хореография (позы, поклоны, шаги, коленца) — все это складывается в нашем сознании в художественные образы, создает облик, лицо русского народного танца. В дальнейшем в наше представление о нем добавляются впечатления от того, что мы видим на концертах, в кино, по телевидению. Это различные танцевальные коллективы, балет, где существует свое прочтение народного искусства.
Ну а подлинный народный танец, какой он? Где можно его увидеть, познакомиться с ним?
Танец издревле был неотъемлемой частью народной культуры, притом весьма существенной. Он настолько естественно и органично входил в жизнь народа, что без него нельзя представить ни праздник, ни гулянье, ни молодежные посиделки, ни свадьбу. Народный танец синкретичен, то есть связан с другими видами искусства: поэтическим словом — в хороводных песнях, с театром -в игровых песнях, с изобразительным началом - в масках, костюмах.
В танце удивительным образом сочетается природная потребность человека в движении и стремление внести в свою жизнь красоту. Главное в любом танце — это ритм. Вдумаемся, сколь велико его значение в мире. Ритм организует всякое движение в природе: колыхание волны и порывы ветра, стук капель дождя и биение сердца. По представлениям людей в древности ритм пронизывал всю вселенную, придавал ей порядок и стройность. Человеку же предназначалось жить в согласии с этим ритмом, подчиняясь его законам. Танец представлялся воплощением этого согласия. "Кроме человеческой природы, ни одно из остальных живых существ не обладает чувством порядка в телодвижениях и звуках", — считал древнегреческий философ Платон, подчеркивая, что пение и танец врожденны человеку, свойственны его природе.

Образцы танца можно найти в мифах, в эпосе, в сказках — в древнейших формах народного художественного мышления. Так, в индийской мифологии бог Шива исполняет космический танец творения, сохранения и разрушения мира. Светозарный Аполлон у древних греков — бог — покровитель искусств, изображаемый в окружении хоровода девяти муз, постоянных его спутниц. Герой русской былины Садко своей игрой на гуслях заставляет пуститься в пляс все подводное царство во главе с Морским царем. А героиня сказки "Царевна-лягушка" Василиса Премудрая, танцуя на пиру, творит чудеса: махнет правым рукавом — море синее, махнет левым — плывут по морю белые лебеди.

Чтобы составить представление о том, что же такое народный танец, какова его жизнь, обратимся к описаниям, сделанным исследователями фольклора. Вот, например: ".Масса девушек в старинных шелковых сарафанах, янтарях, дорогих шелковых громадных платках — "шалюшках". Девушки длинными рядами стоят у края поляны и чинно и молча отвешивают поясные поклоны прохожим — все враз, как цветы в поле от ветра. Это — ритуал. Появляются роскошно разряженные "повязочницы": на затылке к золотой "повязке" из широкого позумента привязано множество ярких лент, которые шелковым каскадом спускаются по спине; на лбу и на висках — жемчужные переплеты. "Повязочницы" становятся впереди, остальные выстраиваются за ними, все снова кланяются во все стороны — и чинно, медленно отправляются по деревенской улице". Так описывается девичье гулянье "метище", бытовавшее в севернорусских деревнях на реке Пинеге в 20-х годах нашего столетия.
Здесь многое можно "прочитать". И то, что для девушек "метища" — своеобразные смотрины, когда вся деревня видит и судит тебя и твой наряд (а значит, и твое рукоделье), и твою красоту, и скромность. Эти шествия сопровождались пением величественных протяжных песен. Молодежь водила также "круги" (так назывались хороводы), танцевала "кадрели". Это был ее досуг.
На другой северной реке Печоре молодежь ежегодно летом собиралась на "горку". "Пышная золотисто-алая гирлянда девушек и молодок медленно плывет по улице, останавливается, низко кланяется, расходится, сплетается в цепи и круги; вот она движется, не спеша, навстречу кавалерам в праздничных рубашках.

Да вы, бояре, вы куда пошли?
Да молодые, вы куда пошли? -
поют девушки.

- Да мы, княгини, мы невест смотреть,
Да молодые, из хороших выбирать —
отвечают парни.

"Карагоды", "круги", "танки", "караводы"- так в разных областях России именовались хороводы. Еще в древнерусских летописях упоминаются "игрища между сел", когда сходились парни и девушки нескольких деревень и устраивали игры и пляски. Много описаний хороводов было сделано в XIX и в начале XX века, когда они бытовали повсеместно. Эти массовые празднества были излюбленной формой досуга русских крестьян. Выйти "на люди", покрасоваться, других посмотреть и себя показать, встретиться с милым другом или любимой девушкой, перекинуться словечком, — где, как не в хороводе, на игрище.
Хороводы всегда имели свой порядок. Например, были хороводы и игры, исполнявшиеся зимой на святках (с 25 декабря по 6 января по старому стилю) в избе. Наиболее массовыми были хороводы весенние, собиравшие в многолюдных деревнях до ста и более человек. Их водили на полянах у реки, на широких деревенских улицах в дни традиционных весенних празников — в Егорьев день, на Николу-вешнего, в семик. Идя в хоровод, наряжались в лучшие праздничные наряды, здесь демонстрировался вкус девушки и ее "рукодельность". На гуляньях можно было наблюдать богатейшие традиции народного костюма.

Хороводы выполняли также важную социальную функцию: они были традиционной формой общения молодежи, знакомства девушек и парней. Недаром большинство сюжетов хороводных песен посвящено "выбору пары" и давало возможность каждому участнику выразить свое отношение к понравившемуся партнеру. Поэтические образы песен: девушка — лебедушка или у тушка, парень — добрый молодец, сокол, селезень. Характерен поэтический параллелизм, как, например, в одной из хороводных песен Смоленской области:

Как по морю, морю,
Морю синему,
Лелеет море синее.
Там плывут, плывут
Табун вуток,
Лелеет море синее.

По деденковской
Да по улице,
Крашеет улица девками.
Там идут, идут
Каравод девок,
Крашеет улица девками.

Во многих хороводах изображались в условной игровой форме различные виды крестьянского труда:

Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Уж мы, сея, приговаривали.
Чеботами приколачивали,
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, ленок беленький.

Хороводы различались и по типу движения: кроме круговых были еще незамкнутые, например упоминавшаяся уже игра в "Бояре" и аналогичная ей "А мы просо сеяли", где текст строится, как диалог, между двумя группами участников. Очень популярны были игры, где все участники двигались друг за другом, а возглавляющий выписывал различные замысловатые фигуры: змейка, спираль, "улица", "ворота", "ручеек". Вот описание из сборника XIX века, посвященное "кривому танку" в Курской губернии: "Вечерняя заря гремит и отдается на целые версты хороводным гулом, и сам хоровод во всей красе сложного разрывчатого танка вьется, свивается и задает нам совершенную задачу: как он разовьется. Вам кажется, что все это спуталось, смешалось и едва ли не ударяются лбами, но в том-то и молодецкая сила кривого танка, гордость и уменье молодца, который ведет вперед, чтобы во всей этой путанице не запутаться. Иногда восемью концами перевивши друг друга, сохранить какой-то невообразимый лад и вдруг из самой густой тучи каким-то чудом таночной удали, в одно мгновенье ока развиться, схватиться в хороводный круг и опять разорваться на концы и вить, завивать, заплетать на молодецкую славу кривой таночный плетень. Это пляска Старо-Оскольского уезда".

Русский народный танец необыкновенно многообразен, каждая местная традиция имеет свои отличительные особенности в сюжетах, в поэтической образности, в музыкальном складе и в хореографии. В некоторых областях России в исполнении хороводов и плясок участвуют музыкальные инструменты — свирели, жалейки, кувиклы, рожки, скрипки, балалайки, гармоники. Соединяясь различными группами в ансамбли, они создают своеобразное звучание, придают пляске или хороводу особый колорит. Так на юге России были популярны ансамбли, состоящие из дудочек и кувичек. Приведем еще одно описание, не менее выразительное, чем предыдущие: ".наступила весна, все ожило, встрепенулось, почуя новую жизнь. Солнце уж низко. Разрядясь в свой праздничный наряд, в золотых высоких кокошниках, обвязанных красными платками, тканных золотом, в синих шерстяных сарафанах, обшитых галунами, идут молодицы, а девушки, повязанные такими же платками, с выпущенными косами, в которых вплетены яркие ленты, в цветных сарафанах спешат на улицу, где давно уже скрипят круглые качели, парни играют в дудки и празднующий люд веселится. Собрались девушки и молодухи, взялись за руки и стали в круг — водить хоровод. В середине хоровода поместились музыканты, парни с дудками, а женщины и девушки с "кувичками". Звуки нельзя описать, а нужно их слышать, чтоб оценить; если много дудок и кувичек, то их приятно слышать, особенно в весенний вечер, когда сады цветут."

Мы видим, что лицо народного танца складывается из многих сторон: нужно видеть его как зрелище, созерцать узоры его линий в которых оживают древние орнаменты, любоваться стихией цвета, вспыхивающей в костюмах. Нужно слышать эти мелодии, эти голоса с их удивительными тембрами, нужно наконец ощутить эти ритмы, пропустить их через себя, а это можно сделать, только участвуя самому в хороводе, в пляске. Если все это сможет осуществиться, то нам откроются глубины бытия прежде всего в нас самих, мы почувствуем народный танец, как часть своего "я", и через него приблизимся к духовному бытию народа, частью которого мы и являемся.

Пионерский музыкальный клуб Выпуск 22