Советское песенное искусство развивалось не
стихийно, не в духе «плавного» поступательного движения. В этой сфере
музыкального творчества особенно остро ощущается борьба между новым и
старым, борьба против влияний отсталых мещанских настроений, легковесности
и сентиментальности, за возрождение прекрасных революционных традиций
советского искусства, за их новаторское развитие.
Поэтому в становлении этого жанра были периоды интенсивные, весьма плодотворные.
Например, песня переживала бурный расцвет во второй половине 30-х годов,
в годы Великой Отечественной войны. Советская
массовая песня всегда была обращена к большим темам современности. Она
создавалась для человека и воспевала человека, его славные 'дела, его
богатый внутренний мир. Одно из важных мест в нашем массовом искусстве
постоянно занимала песня патриотического, гражданского звучания.
Задолго до того как в нашей стране произошла Великая Октябрьская социалистическая
революция, партия большевиков придавала огромное значение песне. О мощной
пропагандистской роли этого искусства писал В. И Ленин. Песня помогала
сплачивать и увлекать массы, звала их на борьбу. Она воодушевляла людей,
содействовала пропаганде социализма «посредством песни».
Рабочая революционная песня развивалась в России еще в конце XIX века
Некоторые из этих произведений были созданы а Европе, но, попав в нашу
страну, где нарастало организованное пролетарское движение, они получили
новое рождение. Это — «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя» Другие
песни сложились именно в России: «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою
пали.»
Только после победы Советской власти в нашей стране революционная песня,
образно говоря, вышла из подполья. Среди песен времен Великой Октябрьской
социалистической революции и гражданской войны немало произведений, которые
с любовью поют многие поколения советских людей. Обогатившись опытом народного
музыкального творчества, революционные мелодии положили начало новому
музыкальному жанру — советской массовой песне, которая предназначалась
для широкого исполнения самим народом.
Развитие этого вида творчества, процесс завоевания и утверждения складывающихся
художественных традиций происходили в обстановке острой идейной и эстетической
борьбы. Талантливые советские композиторы стремились противопоставить
легковесным опусам такую музыку, которая была бы понятна массам слушателей,
отражала бы современную героическую тематику.
Дыхание времени ощущалось в новом звучании старых мелодий, многие из которых
переосмысливались, преображались до неузнаваемости. Например, одна из.
песен первых революционных лет — «За власть Советов» («Смело мы в бой
пойдем ,за власть Советов») сложилась на основе меланхоличного бытового
романса «Белой акации грозди душистые».
Мелодия баллады о буденновце-комсомольце «Там вдали за рекой зажигались
огни» была взята из песни сибирских каторжан «Когда над Сибирью займется
заря». Старая солдатская песня «Гей, в Таганроге» послужила мелодической
основой для марша-гимна «Гей, по дороге войско красное идет». Старые песни
преображались, потому что время требовало иных, героических интонаций.
Революционная песенность первых послереволюционных лет, воплощенная в
творчестве Д. Васильева-Буглая, братьев Покрасс,
А. Давиденко, В. Белого и других композиторов, имела характерные особенности,
мелодии обычно отличались простотой и ясностью музыкального рисунка. Преобладали
маршевые волевые интонации, четкий музыкальный ритм. Так, Д. Васильев-Буглай
в 1922 году использовал украинскую народную мелодию и создал на стихи
Демьяна Бедного «Проводы» («Как родная меня мать провожала»). Этому композитору
принадлежит хоровая песня «Красная молодежь».
Жанр советской песни стал входить в быт начиная с 1918 года. В формировании
его участвовали многие композиторы. Но само название «советская массовая
песня» появилось в середине 20-х годов среди членов так называемого «Производственного
коллектива студентов-композиторов Московской консерватории» («Проколл»).
Это творческое содружество молодых композиторов возглавил Александр Александрович
Давиденко. В него входили также В. Белый, М. Коваль, С. Ряузов, Н. Чемберджи,
Б. Шехтер и другие.
Одна из особенностей нового вида художественного творчества состояла в
том, что он быстрее других музыкальных жанров стал откликаться на события
современности. Уже вслед за первыми песнями о гражданской войне в 20-х
годах появились песни о Красной Армии. Песенной эмблемой гражданской войны
стал «Марш Буденного» Дм. Покрасса. Широко пелись песни Давиденко. Лишенные
внешней красивости, свободные, казалось бы, от всякой чувствительности,
эти произведения легко проникали в быт. Массы быстро запоминали такие
произведения, как «Конная Буденного», «Первая Конная», «Нас побить, побить
хотели», «Винтовочка». Эти песни Давиденко и поныне являют собой образец
подлинного народного искусства.
Стали складываться боевые комсомольские песни — «Железными резервами»
Б. Шехтера, «Юность» М. Коваля. Композиторы стремились воплотить в своем
творчестве темы и образы советской действительности. Они внесли ценный
вклад в развитие песенно-хоровой советской музыки. Авторы песен пытались
переосмыслить народно-песенные элементы, найти новые выразительные средства
для воплощения образов и тем социалистического строительства. Повышенное
внимание эти композиторы уделяли революционной, песенности, городской
песенной культуре.
Новую тематику осваивали и композиторы советских республик. На Украине,
в Закавказье, в Средней Азии слагались песни о новой жизни, о В. И. Ленине,
о партии, о труде. Успешно создавали новые песни украинские композиторы
Л. Ревуцкий («Вперед»), М. Вериковский («Красное знамя»), Ф. Козицкий
(«Могучий орел»). Темы трудовой жизни воплощали в своем творчестве грузинские
композиторы Ш. Мшвелидзе («Песня труда»), Ш. Азмайпарашвили («Комсомольский
марш»).
Массовая песня зазвучала на площади, улице, митинге, демонстрации, в парке,
на субботнике, на съезде, физкультурном параде, в походной колонне. Советская
песня прославляла подвиг народа, воодушевленного героической борьбой,
создавала образы людей, озаренных грандиозными свершениями Великого Октября.
Такой была тематика песенного творчества в первые десять—двенадцать лет
после Великого Октября.