Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

ПО МАРШРУТАМ ИСТОРИИ

 

 

Советское песенное искусство развивалось не стихийно, не в духе «плавного» поступательного движения. В этой сфере музыкального творчества особенно остро ощущается борьба между новым и старым, борьба против влияний отсталых мещанских настроений, легковесности и сентиментальности, за возрождение прекрасных революционных традиций советского искусства, за их новаторское развитие.
Поэтому в становлении этого жанра были периоды интенсивные, весьма плодотворные. Например, песня переживала бурный расцвет во второй половине 30-х годов, в годы Великой Отечественной войны. Советская массовая песня всегда была обращена к большим темам современности. Она создавалась для человека и воспевала человека, его славные 'дела, его богатый внутренний мир. Одно из важных мест в нашем массовом искусстве постоянно занимала песня патриотического, гражданского звучания.
Задолго до того как в нашей стране произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, партия большевиков придавала огромное значение песне. О мощной пропагандистской роли этого искусства писал В. И Ленин. Песня помогала сплачивать и увлекать массы, звала их на борьбу. Она воодушевляла людей, содействовала пропаганде социализма «посредством песни».

Рабочая революционная песня развивалась в России еще в конце XIX века Некоторые из этих произведений были созданы а Европе, но, попав в нашу страну, где нарастало организованное пролетарское движение, они получили новое рождение. Это — «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя» Другие песни сложились именно в России: «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали.»

Только после победы Советской власти в нашей стране революционная песня, образно говоря, вышла из подполья. Среди песен времен Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны немало произведений, которые с любовью поют многие поколения советских людей. Обогатившись опытом народного музыкального творчества, революционные мелодии положили начало новому музыкальному жанру — советской массовой песне, которая предназначалась для широкого исполнения самим народом.
Развитие этого вида творчества, процесс завоевания и утверждения складывающихся художественных традиций происходили в обстановке острой идейной и эстетической борьбы. Талантливые советские композиторы стремились противопоставить легковесным опусам такую музыку, которая была бы понятна массам слушателей, отражала бы современную героическую тематику.

Дыхание времени ощущалось в новом звучании старых мелодий, многие из которых переосмысливались, преображались до неузнаваемости. Например, одна из. песен первых революционных лет — «За власть Советов» («Смело мы в бой пойдем ,за власть Советов») сложилась на основе меланхоличного бытового романса «Белой акации грозди душистые». Мелодия баллады о буденновце-комсомольце «Там вдали за рекой зажигались огни» была взята из песни сибирских каторжан «Когда над Сибирью займется заря». Старая солдатская песня «Гей, в Таганроге» послужила мелодической основой для марша-гимна «Гей, по дороге войско красное идет». Старые песни преображались, потому что время требовало иных, героических интонаций.
Революционная песенность первых послереволюционных лет, воплощенная в творчестве Д. Васильева-Буглая, братьев Покрасс, А. Давиденко, В. Белого и других композиторов, имела характерные особенности, мелодии обычно отличались простотой и ясностью музыкального рисунка. Преобладали маршевые волевые интонации, четкий музыкальный ритм. Так, Д. Васильев-Буглай в 1922 году использовал украинскую народную мелодию и создал на стихи Демьяна Бедного «Проводы» («Как родная меня мать провожала»). Этому композитору принадлежит хоровая песня «Красная молодежь».

Жанр советской песни стал входить в быт начиная с 1918 года. В формировании его участвовали многие композиторы. Но само название «советская массовая песня» появилось в середине 20-х годов среди членов так называемого «Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории» («Проколл»). Это творческое содружество молодых композиторов возглавил Александр Александрович Давиденко. В него входили также В. Белый, М. Коваль, С. Ряузов, Н. Чемберджи, Б. Шехтер и другие.
Одна из особенностей нового вида художественного творчества состояла в том, что он быстрее других музыкальных жанров стал откликаться на события современности. Уже вслед за первыми песнями о гражданской войне в 20-х годах появились песни о Красной Армии. Песенной эмблемой гражданской войны стал «Марш Буденного» Дм. Покрасса. Широко пелись песни Давиденко. Лишенные внешней красивости, свободные, казалось бы, от всякой чувствительности, эти произведения легко проникали в быт. Массы быстро запоминали такие произведения, как «Конная Буденного», «Первая Конная», «Нас побить, побить хотели», «Винтовочка». Эти песни Давиденко и поныне являют собой образец подлинного народного искусства.
Стали складываться боевые комсомольские песни — «Железными резервами» Б. Шехтера, «Юность» М. Коваля. Композиторы стремились воплотить в своем творчестве темы и образы советской действительности. Они внесли ценный вклад в развитие песенно-хоровой советской музыки. Авторы песен пытались переосмыслить народно-песенные элементы, найти новые выразительные средства для воплощения образов и тем социалистического строительства. Повышенное внимание эти композиторы уделяли революционной, песенности, городской песенной культуре.

Новую тематику осваивали и композиторы советских республик. На Украине, в Закавказье, в Средней Азии слагались песни о новой жизни, о В. И. Ленине, о партии, о труде. Успешно создавали новые песни украинские композиторы Л. Ревуцкий («Вперед»), М. Вериковский («Красное знамя»), Ф. Козицкий («Могучий орел»). Темы трудовой жизни воплощали в своем творчестве грузинские композиторы Ш. Мшвелидзе («Песня труда»), Ш. Азмайпарашвили («Комсомольский марш»).
Массовая песня зазвучала на площади, улице, митинге, демонстрации, в парке, на субботнике, на съезде, физкультурном параде, в походной колонне. Советская песня прославляла подвиг народа, воодушевленного героической борьбой, создавала образы людей, озаренных грандиозными свершениями Великого Октября. Такой была тематика песенного творчества в первые десять—двенадцать лет после Великого Октября.