Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

«ПРО СМЕЛЫХ И БОЛЬШИХ ЛЮДЕЙ»

 

 

В 30-е годы советская массовая песня пережила время необычайного расцвета. И опять-таки он был обусловлен во многом стремлением расширить границы тематики, воплотить в искусстве дыхание эпохи, отразить жизнь колхозной деревни, переустройство быта, рождение новой героики.
Песни тех лет — это творчество И. Дунаевского, А. В. Александрова и Д. Шостаковича, В. Захарова и М. Блантера, Дм. и Дан. Покрассов. Написанные ими произведения принадлежат к разным жанрам, различны по содержанию и настроению. Но любую из них — «Катюшу» или «Прощание» («Дан приказ ему на Запад»), «Москву майскую» или «Марш энтузиастов», «Песню о встречном» или «Песню о Родине» — можно назвать массовой песней. В 30-е годы родилась советская песенная классика.

В историю советской культуры Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955) вошел как один из зачинателей советской массовой песни. «Музыка Дунаевского, — говорил Д. Б. Кабалевский, — рождена молодостью нашей страны, и это ощущение молодой жизни, уверенно идущей вперед и смело утверждающей себя на новых путях, Дунаевский воплотил в своем творчестве с удивительной силой и полнотой».
В развитии советской песни Дунаевский сыграл выдающуюся роль. Огромен его вклад в создание песенной классики.
Дунаевскому принадлежат многие песни, которые и сегодня, затрагивая важные темы современности, не утратили своей актуальности. Среди его произведений— «Песня о Каховке», «Песня о Волге», «Марш энтузиастов», «Ой, цветет калина», «Школьный вальс» и многие другие. Образы творчества Дунаевского весьма многообразны. Он писал о Родине, расцветающей как дивный сад, о «комсомольском племени», о красноармейцах, о молодых колхозницах, о полярниках и водолазах, о покорителях горных вершин, о первопроходцах и романтиках.
«Песня о Родине» (1936) на слова В. Лебедева-Кумача стала своеобразной эмблемой всего музыкального творчества Дунаевского. Ее знают теперь во всем мире, ибо первая фраза мелодии «Широка страна моя родная» с 1942 года в течение более двух десятилетий была позывными советского Центрального радиовещания. Сейчас эта музыкальная заставка предваряет в эфире важные правительственные сообщения. Величавые гимнические песни о социалистической Родине, написанные композитором, завоевали всенародное признание.
Романтикой грандиозного труда, преображающего землю, овеян написанный Дунаевским на стихи д'Актиля «Марш энтузиастов» (1940). Композитор создает обобщенный художественный образ, в котором массовое воодушевление, оптимизм, гордость и счастье как бы слились воедино. Марш получился звонким, ликующим, победоносным.
Конечно, и до этого произведения создавались песни, славящие труд. В них воспевались представители конкретных профессий — железнодорожники, металлисты, горняки, кожевенники. Но во многих из них лишь перечислялись приметы производственного цикла.

«Марш энтузиастов» носит совсем иной характер. С первых тактов музыка заражает неподдельным чувством, радостной поэтичностью, глубиной переживания. В песне рассказывается о тех, кто склоняется к станку, врубается в скалу, покоряет неизведанные просторы. Однако замысел «Марша энтузиастов» шире, в нем создан обобщенный образ героя — творца новой жизни. Если в песнях 20-х годов воспевался революционер, красногвардеец, конник и краснофлотец, то в песнях Дунаевского прославляется уже. человек другого времени — шахтер, ученый, мечтатель, энтузиаст буден великой стройки.
Ритм быстрого марша в припеве песни сменяется плавной, текучей мелодией широкого дыхания, которая как бы преображена динамичным порывом шествия. Этот контраст напевной выразительности и упругости марша придает особую эмоциональность произведению. В песне удачно использован также принцип сочетания самостоятельных голосов, полифоничность, что также усиливает общую картину движения, труда, радости. Торжественный характер музыки усиливается полнозвучием и красочностью хоровой партии, нарядным инструментальным сопровождением.
" Песням Дунаевского присущ оригинальный стиль. Его произведения прежде всего очень напевны, отличаются мелодическим богатством. Созданные им мелодии можно узнать с первых тактов. Вспомните. Спокойная раздольная, пронизанная интонацией поэтичности песня «Звезды»:
Звезды милой Родины.
Звезды золотые.
Светлая, задумчивая влекущая мелодия песни передает волнующий образ спокойного волнообразного движения. Ее танцевальный характер создает ощущение некоторой завороженности, очарования той красотой, которая открывается восторженному взору человека.
А вот мелодия стремительная, «бегущая»;
Лучами красит солнышко
Стальное полотно.
А кто не помнит своеобразные, весьма не похожие друг на друга мелодии из кинофильмов «Цирк», «Вратарь», «Дети капитана Гранта», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», «Богатая невеста», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Кубанские казаки»? Мелодии задорные, грустные, торжественные, забавные, пародийные. Каждая из них отличается свежестью, неповторимостью. Таков стиль Дунаевского.
Композитор использовал особенности самых различных бытовых жанров — от городского романса, частушки, водевильных куплетов до концертного русского вальса и революционной песни. Но все эти элементы городского фольклора — бытовые романсы, балладные повествования, рабочие и солдатские песни, частушки — получили в.его творчестве интонационное и образное переосмысление. Используя напевы, рожденные в гуще жизни, он умело обогащал ритмический и мелодический склад услышанных им произведений. Пройдя через специфическое художественное преображение, эти напевы обретали совсем иной содержательный и творческий смысл;
«Можно утверждать, — писал Дунаевский, — что советская массовая песня, являясь весьма сложным сплавом, растворила в себе некоторые джазовые элементы,
способствовала появлению в песнях новых приемов, в частности, более энергичной моторности».
Действительно, характерные черты того типа песни, который создан Дунаевским, включает в себя упругий ритм стремительного марша, динамичность звучания, богатство красок, мажорность, яркую гармонизацию.
На протяжении 30-х годов Дунаевский сочинил десятки замечательных песен, в том числе «Спортивный марш», «Песню о Каховке», «Песенку о веселом ветре», «Вьется дымка золотая придорожная», «Молодежную» и многие другие. Тематика этих песен разнообразна. И хотя каждая из них отражает одну ситуацию, одно настроение, один порыв, — все вместе эти песни создают обобщенный образ времени.
Широкую популярность завоевали в предвоенные годы сочинения Владимира Григорьевича Захарова (1901 —1956). Его творчество посвящено другой теме — теме деревенской жизни, жизни крестьян, вступивших на путь колхозного строительства. Уже одна из ранних песен Захарова «Вдоль деревни» на слова поэта Михаила Исаковского (1934) привлекла своей свежестью, оригинальностью. В ней получили специфическое претворение особенности крестьянской хоровой песенности.
Композитор М. Коваль вспоминает: «Песня — есть правда, — часто говорил В. Захаров. Этим высоким принципом он вдохновлялся, создавая свои талантливые ориганальные произведения, овеянные духом русской народной песни». Многие песни Захарова, посвященные колхозной деревне, сразу стали массовыми. Это — «По дорожке неровной» (1933), «Вдоль деревни», «Провожание» (1935), «Будьте здоровы» (1936—1937), «Зелеными просторами» (1938), «Шел со службы пограничник» (1939), «И кто его знает» (1939).

Творчество Захарова органично связано с русской крестьянской песней. Используя ее удивительное музыкально-поэтическое многообразие, мелодическую распевность и развитое многоголосие, композитор сумел придать этим чертам высокую профессиональность и широту. Внимательно изучая секреты русской песенности, своеобразное интонационное богатство народных произведений, искусную связь подголосков, В. Захаров никогда не увлекался поверхностной стилизацией.
С 1931 года В. Захаров возглавлял хор имени Пятницкого. Его коллектив собрал большое число народных песен. Сохраняя вариантность запевов, палитру многоголосия, присущие народному искусству, композитор вовсе не стремился воспроизвести эти особенности, тот или иной мелодический строй в нетронутом виде. Если бы это было так, песни Захарова отразили бы не дыхание времени, а дух архаики.
Но в том-то и дело, что композитор стремился показать в своем творчестве тревоги, увлечения, чаяния и настроения современников. Поэтому он не добивался этнографической точности, а видел свою задачу в воссоздании атмосферы перестройки деревенского быта, живого ощущения новой эпохи.
Воплотить эти замыслы композитору помогло и сотрудничество с поэтом М. Исаковским. Найдя на листке отрывного календаря стихи этого автора, В. Захаров написал песню «Вдоль деревни». Познакомившись с поэтом, он попросил Исаковского написать еще что-нибудь, близкое творчеству композитора. Вот тогда и появились строчки, окрашенные улыбкой, юмором:
Дайте в руки мне гармонь, Золотые планки! Парень девушку домой Провожал с гулянки.
Захарову очень понравились эти строчки. Так родилась песня «Провожанье», в музыкальном сопровождении которой столь выразительно звучат переборы гармониста, провожающего домой любимую девушку.

В предвоенные годы продолжали работать в песенном жанре братья Даниил Яковлевич (1904—1954) и Дмитрий Яковлевич Покрасс (род. в 1899 г.) Основное место в их творчестве занимала оборонная тематика, мотивы защиты Родины. Любители музыки, несомненно, и сейчас помнят созданные ими песни, многие из которых сегодня, как говорится, «на слуху». Это «Конармейская» (слова А. Суркова), «Если завтра война» (слова В. Лебедева-Кумача), «То не тучи грозовые облака» (слова А, Суркова).
В 1935 году Дмитрий Покрасс написал песню «Прощальная комсомольская» (стихотворение М. Исаковского называлось «Прощание»).
Праздничная мажорная интонация пронизывает, например, песню Дм. Покрасса «Москва майская» (ряд популярных песен братья Покрасс написали вместе). В этом произведении лирическое настроение приобретает своеобразное эпическое звучание. Последовательное музыкальное раскрытие каждого нового оттенка темы, заключенного в очередной строфе, значительно усиливает эмоциональное воздействие песни, ибо придает ей своеобразное движение во времени, сюжетность.
Композиторские средства, которые использовали братья Покрасс, весьма просты. Опираясь на демократические приемы песенного жанра, они весьма интенсивно обращались к старым революционным песням, красноармейскому фольклору, военно-оркестровой музыке. Однако некоторые их произведения страдали упрощенностью, порою сказывалось также несовершенство композиторской техники.
В предвоенные годы широкое развитие получили не только гражданские, патриотические, оборонные, но и лирические песни. Многие удачные произведения были написаны Матвеем Исааковичем Блантером (род. в 1903 г.).
«Лирика — один из важнейших жанров песенного искусства, — говорил он. — Можно, воспевая высокие гражданские идеи в лирической песне, затронуть самые тонкие струны души человеческой»:
Талантливый композитор интенсивно осваивал современную тематику. Он обратился к поэзии М. Исаковского, И. Уткина, М. Голодного. Интерес к реальной действительности сделал творчество Блантера весьма разнообразным тематически и в жанровом отношении.

Композиторы 30-х годов создавали свои произведения про «смелых и больших людей». В числе героев песен эпохи великой стройки были не только рабочие, летчики, водолазы, покорители горных вершин, страна помнила и отважных борцов недавних боев гражданской войны. Именно темы труда и борьбы оказались в ряду популярных произведений Блантера. На слова М. Голодного он написал «Песню о Щорсе» и «Партизан Железняк». Герой первой песни—.известный полководец гражданской войны—обрисован с большой внутренней силой и сердечностью. Вторая песня запоминается вдохновенно-патетической интонацией, мужественным ритмом и светлым героическим настроением. Это произведение наряду с другими утвердило в песенном искусстве 30-х годов тип лирико-драматической песни-баллады.
М. Блантер смело ввел в музыкальную стихию своих произведений различные пласты народного искусства.
Истоки его сочинении — это народно-бытовые жанры, песни гражданской войны, фольклор народов других стран.
Лирические песни И. Дунаевского и В. Захарова предназначались в основном для хора. Но постепенно стали появляться сочинения, в которых композиторы выражали индивидуальные, заветные чувства. Одно из них — «Катюша» М. Блантера.

«Катюша» (1938) на слова М. Исаковского запоминается задором, целомудрием, броскостью простых, но точных деталей. В ней выразительно и тонко схвачены такие штрихи эмоционального состояния, которые вобрали в себя приметы времени, нравственной атмосферы эпохи: Именно поэтому произведение стало своеобразным образом-символом, воплощающим в себе черты советского характера.
Обращенная к пограничнику, «сизому орлу», который бережет границы Родины, эта песня облетела весь мир, стала без преувеличения интернациональной мелодией. В песне прослеживаются особенности, старой лирико-плясовой песни, в частности, например, лирическая мелодия соединена с танцевальным сопровождением. Но вместе с тем можно говорить не только о близости «Катюши» традиционной городской песне. Она весьма активно впитала в себя интонации советской героической песенности. Чтобы придать изложению стремительность и живость, композитор использовал также характер фокстротного ритма. «Катюша» явилась первым сочинением в ряду весьма популярных впоследствии лирических песен гражданского содержания.
«Успех своих песен, — говорил Матвей Блантер, — я наполовину отношу за счет соавторов-поэтов». В этом суждении еще раз подчеркнуто, что настоящая песня, хорошая мелодия рождаются как ответ на заявку времени, которое требует глубины проникновения в смысл происходящих событий, в их обобщенно-патриотическое звучание. В этом отношении советская песня действительно была надежным подспорьем композиторам, ибо несла в себе гражданскую патетичность, нежность поэтических чувств.
Отражая события современности, советская песня не могла не откликнуться на факты, которые явились предвестниками грядущей войны. Оборонная тематика получила глубокую разработку в творчестве Александра Васильевича Александрова (1883—1946). Представитель старшего поколения советских музыкантов, он по праву может быть назван одним из родоначальников советской массовой песни. Его первые произведения, написанные еще в 20-х годах, разрабатывали темы общественного, политического звучания. Творчество этого автора своими истоками уходит в русскую народную музыку, в традиции старинных солдатских песен и песен гражданской войны.
А. Александров написал несколько торжественных хоровых песен, в том числе «Гимн партии большевиков» (мелодия этой песни была использована впоследствии для Гимна Советского Союза). Создавая гимны и военные походные песни, композитор выражал в своем творчестве дух победоносной силы, организованности и мощи страны. Свои песни, а некоторые из них — «Эшелон за эшелоном», «Бейте с неба самолеты» — известные до сих пор, Александров писал на слова поэтов С. Алымова, О. Колычева.
Незадолго до войны появились популярные лирические песни, в которых также ощущалось приближение грозовых событий. Но в этих произведениях на первый план выступали чувства гордости за любимого человека, защитника страны. Это относится, например, к песням Никиты Владимировича Богословского (род. в 1913 г.): «Я на подвиг тебя провожала» (слова В. Лебедева-Кумача), «Любимый город» (слова Е. Долматовского), «Спят курганы темные» (слова Б. Ласкина).

Музыкальное творчество советских композиторов довоенного времени показывает, что темы лучших песен были непосредственно связаны с жизнью, с реальными событиями социалистического переустройства нашей страны. Однако песенное искусство — это своеобразная летопись. В ней нет автоматического фактографического правдоподобия. Она воспроизводит действительность в ее многомерности и разнообразии. Поэтому многие события получили отражение в песенном искусстве не тотчас же, по горячим следам, а спустя определенное время, через известную хронологическую дистанцию.
При этом пафос героики вовсе не вытеснял лиризма, торжественность эпохи, ее величие не исключали юмора, улыбки. Все это важно для понимания тематического многообразия советского песенного искусства, ибо близость к действительности не следует понимать как оперативную скоропись, как бескрылую злободневность. Многие песни о гражданской войне родились и получили известность уже после того, как отгремели бои. Это относится и к произведениям о тех или иных вехах социалистического строительства.
Одной из наиболее важных тенденций 30-х годов стал тот факт, что песни советских композиторов начали обслуживать не узкий круг любителей искусства, не отдельные социальные слои, — эти песни запели миллионы. Массовость, гражданственность, разнообразие стилистики, глубина отражения действительности — такие особенности советского песенного искусства стали бесспорными.