Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

«ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!»

 

 

Массовость как весьма существенная черта советской песни с особой силой проявилась и в годы Великой Отечественной войны. Разумеется, резко изменились и содержание песни, и ее жанровый состав, и характер песенного творчества. Ведущей темой стала жизненно важная — спасение Родины от фашистских захватчиков. Основным героем произведений этого жанра становится теперь солдат, воин, человек ратного труда. Но вместе с тем появился и собирательный образ — советский народ, поднявшийся на священную войну.

Преобразился и масштаб песни. Она выражала теперь настроения не отдельной казачьей бригады, партизанского отряда, а целой армии. Песня выступала от имени всего народа, всей страны. Такого эпико-драматического темперамента, такой представительности и широты не знало искусство довоенного времени. Песенная героика суровых лет необычайно расширила свой диапазон.
В июле 1941 года Краснознаменный ансамбль Советской Армии исполнил новую песню А. Александрова «Священная война» на слова В. Лебедева-Кумача. Она впервые прозвучала на перроне Белорусского вокзала, откуда отправлялись -на фронт войска.
Советская массовая песня стала своеобразной хроникой военных лет. Но в ряду этих произведений «Священную войну» и сейчас невозможно воспринять лишь как музыкальное напоминание о прошлом. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» — этот призыв был обращен к советскому народу, к каждому человеку в отдельности. Поэтому и сейчас тревожно сжимается сердце, едва раздаются такты этой песни.
Трагедийный пафос первых дней войны, крутой слом в жизни советского народа, неукротимая сила сопротивления— вот чем одушевлена песня «Священная война». Она звучала по всей стране, вздымая волну ярости и негодования, сплачивая людей в едином патриотическом порыве. Эта песня воспринималась как военная присяга, как исповедь самоотверженности, как клятва верности.
Не случайно это произведение стало песенной эмблемой и музыкальным знаменем Великой Отечественной войны. Она поднимала людей в атаку, придавала силы уставшим, укрепляла веру в победу, утверждала единение народа. Осенью 1941 года защитники Ленинграда шли в контратаку на врага, который хотел покорить город. Песня шла рядом с солдатами.
«Священную войну» написал Александр Васильевич Александров, автор музыки Гимна Советского Союза, многочисленных героико-эпических, походных и шуточных военных песен, среди которых особую известность заслужили «Песня о Советской Армии», «Гулял по Уралу Чапаев-герой». А. Александров — организатор, руководитель и дирижер Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, замечательный пропагандист песенного творчества народов СССР (сейчас Краснознаменный ансамбль песни и пляски носит имя А. В. Александрова).
«Священная война» возрождает в памяти чеканные гимны русской революции и гражданской войны. ?е запев звучит в минорном ладу, создавая настроение сурового предвестья, колорит грозных событий. Припев, сохраняя общую торжественно-сосредоточенную интонацию, несет и новое состояние. Минор на время сменяется мажором, возникает клич беды, он еще больше подчеркивает масштабность темы.
В годы войны песня откликалась на события с редкой оперативностью. Песня иногда рождалась в бою, на привале, как отражение фактов и событий дня. Глубокой осенью 1941 года фашистские войска подошли к Днепру. «Песнь о Днепре», написанная Марком Фрадкиным на стихи Е. Долматовского, прозвучала как непосредственный отзвук драматических событий.

Песни стали во время войны средоточием чувств и переживаний, дум и надежд миллионов людей, поднявшихся на смертный бой против фашизма. Об этом свидетельствуют, в частности, строки из директивы Главного политического управления РККА. Вот что говорится в этом документе от 5 сентября 1941 года: «Политическое управление неоднократно обращало внимание на значение боевых красноармейских патриотических песен в деле поднятия боевого духа войск. Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава.»
А вот еще один факт. Партизаны Брянских лесов прислали телеграмму: «Патроны и оружие отберем у врага, а вот песню как трофей не возьмешь. Пришлите песню!» Песня оказалась нужной не только партизанам. Многие полки и дивизии добивались возможности иметь собственную песню, отражающую их судьбу. Эти произведения служили как бы личным знаменем воинских подразделений.
Уже в первые месяцы войны были созданы многие популярные песни. В числе этих произведений — «Священная война» А. Александрова и В. Лебедева-Кумача, «До свиданья, города и хаты» М. Блантера и М. Исаковского, «Песня смелых» В. Белого и А. Суркова, «Прощание» Т. Хренникова и Ф. Кравченко. Так слагалась музыкальная поэма о Великой Отечественной войне. Тяготы военных лет, горести и лишения, неукротимый оптимизм и стремление к победе — все нашло отражение в этой песенной летописи.
Песни военных лет рассказывали о нелегком труде воинов и тружеников тыла. Одна из лучших песен о партизанах создана В. Захаровым.
Хор Пятницкого во время войны ездил по стране. Однажды Исаковский получил письмо от Захарова, который просил поэта написать стихи для песни. Исаковский решил написать песню о партизанах, которые вели борьбу на его родной Смоленщине, тогда занятой гитлеровцами. Взяв первую строчку из народной русской песни «Ой, туманы, мои, растуманы», поэт написал стихи, которые легли в основу популярной впоследствии песни с этим названием:

Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили на фронт партизаны,
Уходили в поход на врага.

Многие песни тех лет рождались как отклик на пережитое, нередко непосредственно в боевой обстановке, в действующей армии, в партизанском отряде, на оккупированной территории. В Прифронтовой полосе, в г. Ефремове родилась песня С. Каца и А. Софроиова «Шумел сурово Брянский лес». В кавалерийском корпусе генерала Л. Доватора сложилась «Песня доваторцев» В. Мурадели. Произведение К. Листова «Землянка» было написано в подмосковной фронтовой землянке. Поэт А. Жаров и композитор Б. Мокроусов, написавшие «Заветный камень», находились среди героических защитников Севастополя. Немало песен создали В. Кручинин и Л. Ошанин в гвардейском корпусе генерала Баранова. На полуострове Рыбачий появилась песня Е. Жарковского и Н. Букина «Прощайте, скалистые горы».
Гаснет пламя костра, стынут потоки лавы, раскаленный уголь превращается в прах. Но песни обладают даром обжигать сердца людей и через десятилетия. В них неугасимый, неостывающий огонь. Это огонь человеческого чувства, вспыхнувшей радости, испепеляющей ненависти, озаряющего единения. Во время Великой Отечественной войны создавались разные песни. Некоторые из них не забыты и сейчас, потому что отразили пафос освободительной борьбы, масштабность и величие героических событий.
Вместе с тем на гребне мужественных призывных событий неожиданно и как-то по-особому волнующе зазвучала лирическая тема.

Казалось бы, война диктует совсем иные интонации, иные чувства. Но она вызвала к жизни песни-размышления, песни-признания, песни-исповеди. «Когда я вспоминаю песни военных и первых послевоенных лет, — пишет С. Я. Лемешев, — передо мною встает вопрос, на который я не нахожу достаточного ответа. Почему то героическое и суровое время так обогатило нас прекрасными именно лирическими песнями?.»
В эти годы действительно создавались проникновенные лирические песни. По своему характеру они вовсе не претендовали на широкий охват материала, на воплощение весьма значительных тем. Но эти тихие, задушевные песни, запечатлевшие мучительное переживание разлуки, ощущение постоянно присутствующей смерти, до которой
«четыре шага», острое восприятие тишины на «рейде большом», раздумье о скорой победе, ожидание встречи с любимой — также сохранили свою огромную эмоциональную силу.
Например, в песне В. Захарова «Ой, туманы, мои растуманы» тема раскрыта через русский лирико-героический мелос. Чистота русского народного стиля, возвышенность, благородство и отточенность этого произведения позволяют назвать его истинно народным.
Основной образ песни — героико-трагический. Характеризуя музыку этого произведения, Т. Ливанова пишет: «Исключительно важно для характера образа в этой песне соединение кованой сдержанности и сильнейшего внутреннего, все крепнущего душевного напряжения. Это придает песне ту могучую силу, которой она лишилась, если бы сразу дала волю хлынувшему чувству, если бы допустила малейшую аффектацию, чуждую основам русского народного искусства». Такой замысел действительно находит выражение в музыке песни, темп которой остается все время умеренным. При этом разрастающееся мелодическое движение как бы сковывается пульсирующим ритмом инструментальных басов — своего рода звукового фундамента песни. Таким образом, достигается сплав открытого чувства и сдерживающего его напряжения.
Среди песен, созданных во время войны, можно причислить к несомненно запомнившимся «Вечер на рейде», «Играй, мой баян» В. Соловьева-Седого, «Штурвальный с «Марата» М. Блантера, «Разведка» К. Листова, «Два Максима» С. Каца, «Пять пуль», «Зимушка-зима» А. Новикова, «Морская гвардия» Ю. Милютина, «Русская душа» В. Кручинина, «Песня о Днепре» М. Фрадкина. Эти произведения — то суровые и задумчивые, то лукавые и задорные, то опаленные пожарами, то согретые нежным чувством любви, то исповедальные и заветные, то мужественные и неукротимые — отразили разные стороны величественной эпохи борьбы с фашизмом.

Вот что вспоминает поэт Евгений Долматовский о днях ленинградской блокады: «В полдень городское радио объявило о скупом пайке, который выдается сегодня: по такому-то талону маленький кусочек хлеба, по такому-то — горсть пшена. Объявлять было необходимо, потому что люди были истощены, обессилены, каждый шаг давался им с неимоверным трудом. Бывали жестокие дни, когда нечего было сказать — никакого продовольствия не могло быть выдано. Об этом не объявляли. По радио звучала песня «Вечер на рейде», она брала на себя роль честного товарища, сигналящего о горькой правде. Она была окружена доверием и уважением. Она сплачивала людей, попавших в общую беду».
В 1941 году, когда наши войска, оборонявшие столицу, перешли в наступление, возник замысел создать кинофильм о разгроме немцев под Москвой. Режиссер фильма Илья Копалин узнал, что с фронта только что вернулся поэт Алексей Сурков. Он разыскал его в редакции газеты «Гудок» и рассказал о том, что фильму нужна песня. Так родились строчки, музыку к которым написал композитор Борис Мокроусов:
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага.
Прозвучав с экрана, песня ушла в бой.
Другая песня — «Землянка» родилась из письма поэта А. Суркова к жене, письма простого, непосредственного, насыщенного бесхитростными подробностями боевой обстановки. Искренне и эмоционально звучали в ней строки, ставшие памятными:
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.
Тихая, задумчивая музыка Константина Яковлевича Листова (1900—1969) несла в себе сопоставление нежной исповеди и образа «вьюги», «назло» которой гармоника поет о встрече. Эту песню пели едва ли не во всех землянках и окопах. Были случаи, когда солдаты посылали стихи Алексея Суркова домой, ибо они выражали их чувства. Сама песня стала неким эталоном душевного состояния воинов.
Все эти факты показывают, что массовая песня отражает дыхание эпохи не только в тех случаях, когда несет в себе гимническое прославление, масштабность замысла. Простая, внешне скромная тема- нередко выражает глубокое содержание, если ей удается «схватить», выразить существенные штрихи внутреннего мира советского человека.
Во время войны большую известность приобрело творчество Василия Павловича Соловьева-Седого (род. в 1907 г.). В предыдущее десятилетие композитор писал в основном массовые песни-марши и героические баллады. Теперь он обратился также и к жанру лирической песни. В грозные военные годы повсеместно звучали его «Соловьи», «Вечер на рейде», «Играй, мой баян», «Давно мы дома не были», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?». Композитор уловил потребность слушателей в лирической песне и сумел передать в своих произведениях тонкие поэтические настроения и чувства.
Обращаясь к лирическим темам, В. Соловьев-Седой стремился зафиксировать не отвлеченные, постоянно воскрешаемые переживания, лишенные будто бы примет времени. Напротив, композитор видел в своем творчестве прямой отклик на злободневные события. «Песня питается сегодняшним днем, — писал он. — Не могу сочинять не думая, что песня нужна людям уже сегодня». И еще: «Мне ближе всего протяжные, лирические песни. Я думаю, что длительная жизнь обеспечена песням, которые поют о чувствах, переживаемых всеми людьми в разных поколениях, в разных странах».

Соловьеву-Седому присуща лирика проникновенная и целомудренная. Используя традиционную песенную мелодику, композитор не тяготеет к архаике. Напротив, он освобождает интимную тему от мещанской чувствительности, от показной доверительности, присущей песне прошлого. Зато его творчество приобретает открытость душевного состояния, свободу и непринужденность. Поэтому слушателям его произведения кажутся нередко знакомыми, близкими, и вместе с тем звучащими необычно, свежо.
Творчество Соловьева-Седого богато различными песенными приемами. Композитор показал огромные возможности музыкально-реалистического решения лирической тематики. Музыка в его сочинениях пронизана улыбкой, шуткой, содержит в себе многообразие поэтических интонаций.
Песня «Вечер на рейде» (слова А. Чуркина) была написана им в июле 1941 года. Мелодия этой песни соединяет в себе распевные и декламационные интонации. Развитие темы передает ощущение паузы, как бы возникающей в атмосфере единения и дружбы коллектива. Песня передает тему суровых будней, глубокой близости людей.
Другая песня В. Соловьева-Седого — «Соловьи» — написана на слова А. Фатьянова. Композитор стремился отразить в музыке пробуждение весенней природы, тишину полей и лесов, затаенное чувство нежности. Это придает произведению ощущение поэтической недосказанности. Вместе с тем песня пронизана душевной раскованностью. Мелодия звучит привольно и широко, как в романсе/подчеркивая глубину эмоционального высказывания.
Композитор, рассказывая об истории появления песни, вспоминает, как впервые услышал стихи Фатьянова. Еще шла война, еще лилась кровь, и советские солдаты гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратимой, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Полыхало грозное зарево войны, а в стихах Фатьянова — соловьи. «Но я уже знал,— пишет Соловьев-Седой, — что в самые трудные часы, в самые тяжелые дни, в самое суровое время солдатам нужна разрядка. Нужны, конечно, рассказы о мужестве, героизме, но нужна и лирика».
Вопреки традиции песня «Соловьи» началась сразу с припева:
Соловьи, соловьи, Не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят.

А дальше шел куплет:
Пришла и к нам на фронт весна,
Ребятам стало не до сна.

Характерно, что в каждой песне композитора зафиксировано одно состояние, одно настроение. Это прощание с городом, печаль разлуки, размышление о дружбе. Но все эти темы приобретают в творчестве В. Соловьева-Седого обобщенное звучание, ибо композитор умело воплощает типические черты советских людей в реалистических музыкальных образах. Его самобытный язык художественного выражения пронизан сердечной теплотой, задушевностью и юмором. Тесно связаны в его творчестве элементы крестьянской и городской песни.
Сила композитора — в раскрытии живых человеческих чувств, в эмоциональном восприятии действительности, в яркой гуманистической направленности его творчества, в смелом претворении повой песенной образности. Композитору присуща сдержанность, даже некоторая целомудренная застенчивость в выражении переживаний человека. Это соединение открытости и душевной «необнаженности» чувств придаст его песням особую выразительность и своеобразие.
В военные годы широкую популярность приобрели также песни Марка Григорьевича Фрадкина (род. 1904 г.), например, «Песня о Днепре», Бориса Андреевича Мокроусова (1909—1968), особенно рассказ-баллада «Заветный камень», Сигизмунда Абрамовича Каца (род. в 1908 г.), в том числе «Шумел сурово Брянский лес», лирическая песня М. Блантера «Под звездами балканскими», «Темная ночь» Н. Богословского, «За дальнею околицей» Н. Будашкина.

Военные годы стали временем расцвета советской песни. Но творчество тех лет органично связано с предшествующим этапом развития советского искусства, с последующими годами. Об этом хорошо сказал М. Блантер: «Нельзя представлять себе дело так: 22 июня 1941 года началась война — начались и военные песни, а 9 мая в праздник Победы они закончились. На деле было иначе: война принесла горе, потери, лишения, но люди оставались людьми — они шутили, смеялись, любили даже в ту тяжкую пору. Лучшие предвоенные годы воспринимались как-то по-новому: глубже, проникновеннее. И многие стали считать, что песни эти появились уже в военное время. Я горжусь, что «Моя любимая», написанная мною в дни мира, стоит в этом же строю».
К сочинению песен во время войны обратились многие первоклассные поэты. Складывались прекрасные творческие традиции, которые получили развитие в последующие годы. Песня освоила новые тематические пласты, значительно расширила свои выразительные возможности.