Е. Матутите - Песня и время

 



Ноты к песням, литература, книги, пособия по музыке

 

«СЛАВУ СТРАНЫ К ЗВЕЗДАМ НЕСТИ»

 

 

60-е годы в жизни нашей страны — это новый этап строительства материально-технической базы коммунизма, совершенствования общественных отношений и формирования нового человека. Это период более полного использования огромных возможностей развитого социалистического общества для блага советских людей, для их духовного роста.
В этот период советская песня обрела вновь животворное дыхание. Этому содействовал общий расцвет творческой жизни, одушевленный коммунистическим трудом, покорением космоса, постепенным упрочением мира на Земле. Героем песенного творчества теперь становится целинник, рабочий, таежник, разведчик недр, космонавт, человек «беспокойного сердца», романтик.
Появилась новая плеяда композиторов — А. Бабаев, В. Баснер, Э. Колмановский, А. Пахмутова, А. Петров, А. Флярковский, Я. Френкель, А. Холминов, А. Эшпай и другие. Они по-своему развивали традиции, которые закладывали ветераны советской массовой песни.
Сфера песенного искусства в эти годы обогатилась различными музыкальными интонациями. Используя революционную и народную песенность, бытовую романсовую лирику, ходовые обороты городской окраины, композиторы не просто воссоздавали образный строй того или иного музыкального пласта, а творчески переосмысляли его. Обращаясь к современной тематике, они написали произведения, разнообразные по содержанию и художественному языку.
Ведущее место в песенном творчестве этого времени стала занимать патриотическая гражданская тематика, тесно слитая с лирической стихией. Новые грани таланта обнаружили в эти годы такие известные композиторы, как М. Блантер, В. Мурадели, В. Соловьев-Седой, С. Туликов.
Песенное творчество Вано Ильича Мурадели (1908— 1970) несет в себе накал гражданских чувств. Ему сродни ораторский пафос, гимническая торжественность. Композитор написал более 250 песен. Они посвящены Родине, Ленину, партии, борьбе за мир, дружбе между народами. Среди них песни для солдат и матросов, молодежные, походные, лирические, детские. Некоторые из этих произведений удостоены многочисленных премий. Они получили известность во всем мире.
Вспомним лучшие песни В. Мурадели. Это «Бухенвальдский набат», «Партия—наш рулевой», «Россия— Родина моя», «Гимн международного союза студентов», «Песня борцов за мир», «Песня молодежи», «Марш молодежи». Эти произведения отличает гражданская направленность, стремление композитора выразить пафос нашей жизни, воспеть подвиги советского человека. Не случайно, оценивая творчество Вано Мурадели, композитор Д. Кабалевский писал: «Мужественная песня — так хочется определить впечатление, которое производит на меня музыка Вано Мурадели. В нем есть что-то от народного певца: он словно «поет» о том, что избрал темой своего сочинения, причем поет весьма полным, мужественным голосом и, что весьма существенно поет просто».
Сам композитор вполне подтверждает эту оценку своего творчества сознательным стремлением к современному звучанию, к злобе дня. «Слушателю всегда будут ближе темы, — говорил он, — связанные с сегодняшним днем, его волнениями и радостями». В лучших сочинениях Мурадели проявился мужественный, здоровый талант композитора, далекий от сентиментальной слащавости. Вспомним, как мужественно и величаво звучит мелодия Мурадели:

Под солнцем Родины мы крепнем год от года,
Мы беззаветно делу Ленина верны!
Зовет на подвиги советские народы
Коммунистическая партия страны.

Песня В. Мурадели «Бухенвальдский набат» (на слова А. Соболева) рассказывает о трагических событиях минувшей войны. Она была написана композитором в 1959 году после того, как Вано Ильич вместе с польскими товарищами побывал в бывшем лагере смерти Освенциме. Это посещение «фабрики смерти» потрясло композитора. Оно еще раз подтвердило, что невозможно вытравить из памяти газовые камеры и «душегубки», тысячи мешков с волосами умерщвленных женщин и колоссальные склады детских туфелек.
Из этих мучительных, скорбных впечатлений родилась патетически-призывная интонация песни. Широкое мелодическое вступление, выдержанное на одном и том же звуке, имитирует звучание колокола. Ритмически-пульсирующая напряженность музыкального изложения, затаенная сдержанность, как бы грозящая в любой миг прорвать половодьем чувства, — придает этому произведению внутреннюю силу и пафосность.
Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон, Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон.
Творчество Мурадели обогатило советское песенное искусство новой тематикой. Он сумел соединить в своих произведениях величавые патриотические настроения с глубоким лиризмом. Поэтому среди его сочинений особенно памятны песни о Родине, о партии, о В. И. Ленине, о народе. Чутко откликаясь на прогрессивные идеи нашего времени, композитор создал яркие произведения об освободительном движении, о борьбе за мир и дружбе народов.
Песня В. Мурадели «Россия — Родина моя» (слова В. Харитонова) содержит в себе лирически переосмысленную тему патриотизма. По своему мелодическому рисунку эта песня напоминает бытовой лирический романс. Ее вальсообразный напев рождает ощущение простоты, близости и чарующей привлекательности родных полей. Общее развитие мелодии передает своеобразное динамическое нарастание, в ходе которого волнообразные музыкальные интонации раскрывают картину безбрежных просторов нашей Родины. Сочинение обретает широкое дыхание.
Россия, Россия, Родные вольные края. Россия, Россия, Россия — Родина моя!
Музыкально-драматургическое построение произведений В. Мурадели имеет одну особенность. Как правило, он использует в песнях один образ, который обладает внутренне сложной структурой и получает всестороннее развитие. В песне «Россия — Родина моя» лирическое самовыражение пронизано настроением глубокой задумчивости, душевной сосредоточенности.
Лирическое начало в творчестве Мурадели весьма разнохарактерно, богато оттенками. Иногда оно камерно, интимно, порою окрашено юмористическими интонациями, сплавлено с бытовыми штрихами, нередко пронизано пафосом.
В 60-е годы изменилась трактовка патриотической тематики. В отличие от некоторых произведений прежних лет, в которых публицистичность подменялась декларативностью, многие гражданские сочинения теперь несли в себе выстраданное, индивидуально окрашенное переживание. Это относится, например, к таким лирическим монологам, как «Моя Родина» А. Долуханяна (слова М. Лисянского), «Я родился на русской земле» Г. Носова (слова Л. Хаустова).
В 60-е годы продолжали появляться песни о прошедшей войне. Но, естественно, теперь их характер стал иным. Грозовые годы уходили в прошлое. Возникала потребность осветить эту тему по-другому, подчеркнуть в ней новые оттенки, новые смысловые мотивы. Прежде всего с этими песнями тематически были связаны произведения, посвященные борьбе за мир. Кроме упомянутых «Гимна демократической молодежи» и «Бухенвальдского набата» В. Мурадели, можно назвать такие мужественные песни, как «Мы за мир» и «Марш советской молодежи» С. Туликова, «Песня борцов за мир» В. Мурадели.
Несколько позже появились песни-воспоминания, в которых получили отражение события Великой Отечественной войны, глубокий и незабываемый след прошедшей грозы. Эти сочинения тесно связаны с тематикой военных сражений, с рассказом о боевых событиях войны. Но в них возникают уже новые интонации. Они воспринимаются не как изложение вчерашних фактов, а как выстраданное воспоминание. По содержанию, по интонационному строю эти произведения отличаются от песен военных лет. Теперь L песнях воссоздаются не отдельные эпизоды прошедшей поры, возникает очевидное стремление к обобщенности, к балладности.
В 1961 году на экраны страны вышел кинофильм «В трудный час», В нем прозвучала «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого (слова М. Матусовского). Мелодия песни сдержанная, с негромким сумрачным запевом. Герои произведения — рядовой русский солдат в пропыленной шинели. Он не несет своих переживаний на показ
Суровый колорит песни помогает раскрыть внутреннее напряжение, силу чувства.


Накануне 20-летия Победы впервые прозвучала песня Вениамина Ефимовича Баснера (род. в 1925 г.) «На безымянной высоте» (на слова М. Матусовского). Как и многие другие сочинения этой темы, сама песня находится где-то на полпути между реальным фактом и волнующей поэтичной легендой. В самом деле эпизод, о котором рассказывает произведение, может показаться придуманным. Сколько безымянных высот на маршрутах от Бреста до Волги и от Волги до Эльбы пришлось защищать ценою жизни.
Дымилась роща под горою,
И в час ночной горел закат,
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.

По своему образному строю песня воспринимается как легенда. Мужественный пафос рассказа, движение мелодии, как бы приоткрывающее завесу прожитого, настроение выстраданной печали, все это придает произведению определенную романтическую окраску. Вместе с тем песня воспевает подлинные достоверные события. Специальный поиск, который провела редакция газеты «Советская Сибирь», подтвердил, что в основу сочинения положена действительная история.
Такое восхождение от факта к легенде, от непосредственного жизненного впечатления к поэтическому обобщению свойственно творчеству В. Баснера. В начале 60-х годов он написал музыку к нескольким кинофильмам. Некоторые песни, пришедшие с экрана, заслужили подлинно всенародное признание. В их числе песня «С чего начинается Родина?» из кинофильма «Щит и меч».
Настроение песни лишено аффектации, оно согрето интонацией размышления, душевной теплоты. Показательно, что и поэт М. Матусовский закончил свое стихотворение тем же вопросом, который вынесен в название произведения и в его начало. Такой своеобразный «кольцевой» прием дал возможность композитору вслед за поэтом передать ощущение недосказанности, смысл такого внутреннего монолога, который не имеет ничего общего с напыщенностью, декларативностью готовых и расставленных акцентов.
Произведение написано в минорном ладу. Оно пронизано чувством грусти. Это настроение подчеркнуто уже в первых тактах вступления, когда дважды покоренный композитором мелодический ход вверх рождает интонацию печали, создает контраст последующим мягко ниспадающим звучаниям. Композитор использует музыкальные средства, позволяющие ему создать эффект плавно бегущих и опадающих воли.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

По своей стилевой манере Баснер, несомненно, принадлежит к последователям творчества Соловьева-Седого. Затрагивая темы нравственного поведения советского человека — темы дружбы, долга, верности — композитор вместе с тем придает своим произведениям широкое общественное звучание. Искренность его интонации не имеет ничего общего с лирической простоватостью, мелкостью. Напротив, возникающие в его творчестве печаль, светлая грусть, горечь утраты, настроения свободной исповеди перед друзьями приобретают не камерный, а обобщенный смысл.

В 60-е годы расцвел также талант Аркадия Ильича Островского (1914—1967). Тесная дружба связывает композитора с юным поколением нашей страны. Его песни любят и малыши («Спят усталые игрушки», «Кролик заболел»), и пионеры («Школьная полька», «Про Мишу и футбол», «Песенка юных читателей»), и комсомольцы («Мальчишки», «На то нам юность дана»).
Творчество Островского тематически разнообразно. Ему. принадлежат массовые песни, получившие широкое распространение в 60-е годы.
К какой бы теме ни обращался композитор: антивоенной, любовной, бытовой, — всегда его произведения несли отпечаток индивидуальности его творческой манеры. Например, о борьбе за мир написано весьма много произведений. Но в этом ряду песня «Пусть всегда будет солнце» (1962) (на стихи Л. Ошанина) занимает особое место и по содержанию, и по неожиданности приема, и по музыкальному языку.
Мелодия этой песни как бы воспроизводит интонацию детских напевов. Она проста и строго «сбалансирована».
Вместе с тем ей в известном смысле «противостоит» припев, который также прост, но интонационно более эмоционален» гимничен. Незатейливость музыкального движения, как бы сопоставленного с патетическим славле-нием припева, придает песне особую выразительность. Все это стилистически объединено своеобразным характером интонационных повторов и т. д.
Отмечая эти особенности песни, поэт С. Островой заметил: «Надо было соединить в одно и песню ребенка, и песню народного гнева, и песню-призыв»;
Солнечный круг, Небо вокруг, Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И написал в уголке.
Музыка этой песни с короткими, тревожными возгласами запева и с оптимистическим, торжественным припевом отразила и размышление, и предостережение, и призыв. Прозвучав впервые в радиопередаче «С добрым утром!», эта песня затем заслужила популярность в Хельсинки на Всемирном фестивале молодежи, в Москве на Всемирном конгрессе женщин, на фестивале песни в польском городе Сопоте.
Популярны многие произведения А. Островского: «Комсомольцы — беспокойные сердца», «Зори московские», «Девчонки-мальчишки», «Песня остается с человеком», «Песня любви», «Голос Земли». Обращаясь к вопросам, которые волнуют пионеров, юношей и девушек, композитор значительно обогатил содержание советского песенного искусства. Он затронул темы, связанные с нравственными отношениями, с дружбой и любовью, трудом и поисками романтики.
Хорошо знают любители искусства творчество ленинградского композитора Андрея Павловича Петрова (род. в 1930 г.). Его песни невозможно спутать с произведениями другого автора. Лирика Петрова оригинальна. Ему действительно присуще качество, которое обычно называют «фонтанирующим воображением». Созданные им герои живут в особой романтической среде. Поэтому об их переживаниях рассказывает музыка восторженная, подчас полуфантастическая.
«Песней-мечтой» назвал А. Петров свою песню «Звезды в кондукторской сумке» (слова Л. Куклина). Это, пожалуй, удачное обозначение особой разновидности лирики, развиваемой композитором. Героиня этой песни— простой трамвайный кондуктор. Но ей свойственно радостное, мечтательное отношение к жизни. В музыке выражен контраст между будничной повседневностью и ее романтическим переосмыслением. Задумчивый речитатив песни — это рассказ о работе девушки с кондукторской сумкой.
Припев песни носит другой характер. Это образ активного мечтания. Музыка развивается широко, стремительно («Я лечу, лечу, лечу, лечу над землей»). Композитор использовал здесь яркие гармонические средства, фортепианное сопровождение отличается тонко разработанной фактурой.
В другой песне А. Петрова «Я шагаю по Москве» (слова Г. Шпаликова) раскрыто ощущение радости, передано настроение безотчетного восторга, упоения жизнью. Герой этой песни действительно, что называется, в пути. Но он продвигается не в ритме марша, не строевым шагом. Молодой человек ступает по улицам столицы. Короткие упругие интонации песни чередуются с более извилистыми и размашистыми. Произведение не утрачивает при этом естественной для его характера декламационности.
Композитор использует своеобразный прием, позволяющий создать ощущение непрестанного движения, когда взору открываются все новые и новые панорамы. Это подчеркивается неустойчивым окончанием каждого куплета. В концовках музыка переходит в новую тональность.
Внешняя непритязательность песни, которая как будто исчерпывается тем, что воплощает радостное чувство путника, на самом деле несет в себе и дополнительное содержание. Разве не возникает в этом произведении образ нашего современника, влюбленного в жизнь, ищущего свое призвание?

А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти еще могу
Соленый Тихий океан
И тундру, и тайгу.

Песня А. Петрова «Голубые города» (слева Л. Куклииа) также содержит в себе романтический образ. Мечтательная, дымчатая мелодия вводит слушателей в мир радостной, полуфантастической грезы. Произведению присущ доверительный тон, оно заражает непосредственностью лирического высказывания.
На стихи того же поэта композитор написал «Песню о моем отце». Это исповедь дочери, вспоминающей об отце, погибшем на фронте.
Безымянна солдатская слава,
Но я верю в отца своего.
И мне кажется, шепчут деревья и травы
Родимое имя его.

Музыка этой песни лишена декламационных интонаций. Она развивается плавно, воссоздавая по-своему пленительный, женственный образ девушки. Хотя песня звучит в миноре, она оставляет оптимистическое жизнеутверждающее настроение.
А. Петров — крупный мастер лирики. Даже обращаясь к драматическим темам, композитор избегает напряженных интонаций, ярко выраженных или четко обозначенных кульминаций. Однако при этом он стремится к психологической обрисовке не только внутреннего состояния героя, но и к раскрытию его переживаний через описание пейзажа, общей атмосферы, в которой происходит действие.
.Молодые люди встречаются на кургане, где погребены солдаты. Песня «На кургане» (слова Ю. Друниной) передает трепетные, взволнованные чувства тех, кто помнит о погибших, чтит их подвиг.
Разве может? — Нет, не может Сердце здесь, на кургане, солгать.
Собранно, сосредоточенно звучит музыка «Песни о друге» из кинофильма «Путь к причалу» (слова Г. Поженена). Пульсирующий ритм аккомпанемента подчеркивает в этом произведении интонацию размышления о ценности настоящей дружбы, о преданности близкого человека.
По справедливой оценке А. Пахмутовой, песни Андрея Петрова—«это произведения художника, наделенного волшебным даром создавать эпически одухотворенный пейзаж — все равно идет ли речь о таежных картинах в «Голубых городах», о тишине над курганом боевой славы или о современных зарисовках, увиденных глазами шагающего по Москве паренька».


В конце 50-х—начале 60-х годов большой успех выпал на долю Александры Николаевны Пахмутовой (род. в 1929 г.). В 1960 году ее произведения «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Старый клен», «Хорошие девчата», «Главное, ребята, сердцем не стареть!» были удостоены премии Ленинского комсомола.
Многие ее произведения посвящены советской молодежи, ее жизни, трудовым подвигам и героическим делам. Эпиграфом к ее сочинениям могли бы служить строчки из «Песни о тревожной молодости»:
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет!

Впервые эта песня прозвучала в 1956 году в кинофильме «По ту сторону». Мелодия песни как бы соткана из двух контрастных интонаций. Она одновременно поэтична и героико-мужественна. Различными музыкальными средствами композитор создает образ «тревожной дали», которой присуща мятежно-романтическая атмосфера. Маршеобразная мелодия обладает легкостью, напевностью. Она как бы окрылена устремленностью в мир напряженных героических будней. В песне нет той простоватой безоблачности, которая присуща многим произведениям, несущим настроения легковесного оптимизма,.
Выразительные средства, использованные композитором, очень просты. Но они весьма точно выполняют образную функцию. Например, попеременные вступления солирующей трубы и малого барабана создают настроение тревожной сосредоточенности. Так в образном строе песни проходят мотивы романтической устремленности, нежности, походной суровости. Они и придают песне такую эмоциональную открытость.
А. Пахмутова уделяет большое внимание броским штрихам в инструментальном сопровождении. Краткая вступительная фанфара предваряет развертывание мелодии в другой ее песне «Геологи». Но этот прием сразу вводит слушателя в атмосферу произведения. Фанфара— это как бы суровый зов времени. Мелодия песни — в другом характере. Она лирична, несет в себе тему душевного тепла и дружбы.

Ты уехала в знойные степи,
Я ушел на разведку в тайгу.

Еще одна особенность песни. Она лишена однообразия, ибо включает в музыкальном развитии постепенное нарастание мужественности, духовной силы.
А путь и далек и долог,
И нельзя повернуть назад.
Держись, геолог!
Крепись, геолог!
Ты ветра и солнца брат!

Плавная вальсовая мелодия присуща песне «Девчонки танцуют на палубе». В ней нет героических интонаций, суровых походных призывов. Напротив, песня трогательна и непритязательна. В ней запечатлено одно душевное состояние — легкая печаль, навеянная «таежной тьмой», предстоящей дорогой. Но как достоверна и эмоциональна эта интонация!
Чуть охрипший гудок парохода
Уплывает в таежную тьму,
Две девчонки танцуют, танцуют на палубе,
Звезды с неба летят на корму.
А река бежит, зовет куда-то.

Песни А. Пахмутовой затрагивают большой круг тем. Но все они объединены мелодичностью и прекрасным композиторским почерком, высоко гражданской и глубоко лирической настроенностью. Творчество Пахмутовой значительно расширило тематику музыкального искусства, продолжив на новом уровне героический, гражданский, романтический элемент в советской песне.
В 1962 году А. Пахмутова и поэты С. Гребенников и Н. Добронравов, с которыми композитора связывает постоянная творческая дружба, побывали на линии электропередач Братск — Тулун. В результате этой поездки родилась песня «ЛЭП-500». Авторы принесли песню в редакцию. Они рассказали о людях, которые в жесточайшие сибирские морозы в непроходимой тайге вырубают просеки, ставят могучие стальные опоры, тянут провода, чтобы энергия гидростанций пришла в города и села, чтобы зажглись электрические лампочки в далеких таежных поселках.
Позже поэты написали новый текст, в котором рассказали, что такое ЛЭП. Песня быстро нашла дорогу к любителям искусства.
ЛЭП — это просека в дикой тайге,
Где люди шагают навстречу пурге,
Где делим мы поровну песню и хлеб,—
Вот что такое ЛЭП!

В песнях Пахмутовой ощутим голос молодого советского человека — борца, романтика, строителя. Это центральные образы всех ее сочинений. В ее творчестве можно выделить героические песенные портреты советских людей: «Коммунист», «Надо мечтать!», «Слава впередсмотрящему!», «Песня о четырех героях», «Молодеет вся планета».
Некоторые ее произведения написаны для солдат и офицеров Советской Армии, рассказывают об их буднях. Это «Песня ракетчиков» (слова Б. Яроцкого), «Письмо пограничника» (слова Д. Голубкова). Получили известность ее песни для детей. После поездки на ударные комсомольские стройки Сибири появился песенный цикл, в который вошли такие произведения, как «Письмо на Усть-Илим», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марчук играет на гитаре».
В творчестве А. Пахмутовой получила освещение и космическая тема. Вокальный цикл «Созвездие Гагарина» (стихи Н. Добронравова) — это яркое музыкальное произведение, воссоздающее образ нашего замечательного современника.
60-е годы необычайно расширили тематику советского песенного искусства. Вместе с тем ярко заявило о себе творчество оригинальных и самобытных композиторских талантов. Это привело к обогащению жанровой палитры массовой песни. Разумеется, расширение круга образов, тем в творчестве советских авторов принесло новые проблемы и сложности. Но в целом песенное искусство сегодня, несомненно, находится на подъеме, у истоков еще большего расцвета.