Е. Матутите - Советская массовая песня

 



Книги о музыке, ноты, нотные сборники

 

ЗВОНКИЕ ГОЛОСА

 

 

70-е годы — новый, весьма плодотворный этап в развитии советского песенного искусства. Произведения этого десятилетия славят строителей Байкало-Амурской магистрали, нефтяников Сибири, энтузиастов освоения обширных территорий нечерноземной зоны РСФСР, достижения передовиков и новаторов, дальнейшее освоение космоса. В песнях находят отражение подвиги строителей, прокладывающих пути через тайгу и возводящих гигантские комплексы КамАЗа и Атоммаша, а также полярников, врачей, ученых.
Характерны тяготение к большим гражданским темам, острое ощущение современной интонации, ритмическая изобретательность, свободное владение обширным арсеналом выразительных средств. Герои песен — рабочие, строители, учащаяся молодежь. Композиторы все чаще выезжают на стройки, в тайгу, где получают ощутимые творческие импульсы, помогающие им создавать оригинальные произведения.
Новые успехи достигнуты в разработке столь важных тем, как подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Для нынешнего поколения остались живым примером идейной стойкости, патриотизма образы защитников Брестской крепости, героев сражений под Москвой, Ленинградом, участников сталинградской эпопеи, обороны Севастополя, Одессы, Киева, минского подполья, славных бойцов Малой земли, воинов армии и флота, тружеников тыла и партизан, тех, кто громил фашистов, кто водрузил знамя победы над рейхстагом, начертав на его стене близкое всем народам слово «Мир!».
Могучая сила советского патриотизма, которая породила подвиг Юрия Гагарина, проявилась и приобрела новые масштабы в полетах международных экипажей на советских кораблях «Союз». Эти полеты послужили источником непреходящего вдохновения для тех, кто прославил первооткрывателей космоса.

Новые песни поют комсомольцы, уезжающие на ударные стройки пятилеток. Те, кто строит БАМ или Саяно-Шушенскую ГЭС, добывают нефть в Западной Сибири или поднимает плодородие нечерноземной зоны РСФСР, выглядят иначе, чем добровольцы 30-х годов. По не смолкает внутренняя перекличка поколений. В лозунге молодежных строительных отрядов «Даешь Байкало-Амурскую магистраль!» то же вдохновение, что и в могучем кличе далекой поры «Даешь Комсомольск!»
В эти годы песенное творчество обрело еще большее жанровое разнообразие. Появились новые песий, характеризующиеся особыми выразительными возможностями. Например, созданная много лет назад песня Б. Мокроусов а «Вологда» приобрела широкую популярность благодаря новой стилизованной оркестровке ансамбля «Песняров». С другой стороны, слушатели с удовольствием воспринимали песни ленинградского композитора В. Гаврилина, которые написаны почти без сопровождения, например, «Сшей мне белое платье, мама», «Черемуха».
Входили в музыкальный быт и другие типы современных мелодий, например, песни Д. Тухманова, А. Зацепина. Их ритмические приемы восходят к стилю спиричуэле, духовным песням американских негров. Аккомпанемент в песнях этих композиторов нередко выдержан в духе «рока», специфического стиля джазовой музыки.

Возрос и интерес советских композиторов к фольклору, к использованию народных элементов, к традициям советской песни 30-х годов. Старые интонационные зерна предстали в новом гармоническом и инструментальном обрамлении. По мнению композитора А. П. Петрова этот образный песенный стиль можно было бы назвать «ретро» то есть обращение к старине. Однако он дополнен сегодня аксессуарами современности: рок-ритмами, новыми приемами инструментовки, более раскрепощенной и экспрессивной манерой исполнения.
В 70-е годы продолжали творческую деятельность видные советские песенники — А. Новиков, М. Фрадкин, А. Пахмутова, В. Баснер, С. Туликов, О. Фельцман, Я. Френкель, Э. Колмановский. Вместе с тем получили широкую популярность новые звонкие голоса — П. Аедоницкий, Л. Афанасьев, Г. Гладков, А. Зацепин, Е. Птичкии, В. Шаинский, М. Таривердиев, И. Лученок, С. Томин и многие другие композиторы.
Любители музыки хорошо знают творчество Павла Кузьмича Аедоницкого (р. в 1922 г.), его произведения; «Юность верит в чудеса» (слова Э. Иодковского), «Красно солнышко» (слова И. Шаферана), «В заколдованном городе» (слова Л. Дербенева), «Раздумье» (слова И. Шаферана), «Я вас люблю, столица» (слова Ю. Визбора) и многие другие.
Последнее из названных произведений — одна из лучших песен о родном городе. Ее широкие напевные интонации звучат торжественно, величаво:
Перед дальней дорогой встань на порог. Ты увидишь, как много в мире дорог.
Конечно, в этой песне ощутима и лирическая настроенность, но композитор стремится придать произведению определенную торжественность, а самому чувству известную укрупненность, масштабность:
Я вас люблю, столица!
Буду я вам служить!.
Павел Аедоницкий учился в Институте имени Гнесиных, где его наставником был Михаил Фабианович Гнесин. Композитор написал музыку к 70 драматическим спектаклям, множество разнообразных песен. Один из рецензентов удачно назвал Аедоницкого «песенных дел мастер». Это определение хорошо подчеркивает народность его музыки, фольклорные истоки его песенного творчества. У композитора не встретишь шумных, крикливых, аффектированных произведений. Он стремится выразить свои чувства вполголоса, задушевно, неброско.
Композитор часто ездит по стране, встречается с рабочей и студенческой молодежью, с людьми разных профессий и поколений. Это подсказывает ему новые темы и образы, питает его творчество современными интонациями. Раскрывая неповторимые грани народной песенности, П. Аедоницкий вместе с тем использует комплекс богатых современных ладовых и тембровых красок.
У него есть песни-монологи, песни-зарисовки, песни-исповеди, песни-шутки. Тематическое и жанровое богатство творчества Аедоницкого питает народная образность — мелодическая распевность, простота, глубина чувства. Композитор вводит в свои произведения элементы современных интонаций, ритмов, мелодические особенности русского романса. Это относится к таким песням, как «Ярославия» (слава Л. Ошанина), к песне-балладе «Никуда там не деться от прошлого» (слова Е. Шевелевой)
Неторопливо, задушевно развивается мелодия песни «Красно солнышко», построенная на народных интонациях. Особая фольклорная образность пронизывает весь строй произведения, рассказывающего о том, как «умывает красно солнышко» руки теплые в росе, о полянах земляничных, о родниковых глазах. В припеве появляются своеобразные «утверждающие» интонации, которые передают лирическую взволнованность героя песни:
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила.
Песни Аедоницкого согреты глубоким патриотическим чувством:
Родиной тебя зову своею, Потому что нет земли родней!
Это строчки из песни «Нет земли родней!» (слова И. Шаферана).
В другой песне — «В заколдованном городе» — П. Аедоницкий прибегает к речитативным интонациям, призванным подчеркнуть романтический замысел композитора: «В заколдованном городе белом любовь, твоя любовь». Песни Аедоницкого о «стайке тоненьких берез», о «высоте неба» и «звоне хрустальных родников» западают в душу, потому что они лиричны, звонки, поэтичны. Композитора одушевляют, как правило, картины природы, родного края, современного города. Но вместе с тем они очеловечены, одухотворены, ибо любое образное решение раскрывает индивидуальное переживание — любовь, восхищение, преданность, верность.
В 1981 г. музыкальная общественность отметила 50-летие со дня рождения Александра Георгиевича Флярковского (р. в 1931 г.). Ученика классика советской музыки Ю. Шапорина, этот песенник давно уже зарекомендовал себя продолжателем славных традиций отечественного музыкального искусства. Патриотические темы и образы составляют фундамент его произведений — ораторий, симфоний, кантат, хоров и песен. Любители искусства хорошо знают его кантату «Песни, вырвавшиеся из ада», в репертуаре Государственного московского хора много сочинений композитора, таких, например, как вокально-симфоническая поэма-фреска «Аве Мария» по стихотворению М. Танка, патриотическая пеоня «Что тебе нужно для счастья?» на слова Р. Рождественского, написанную еще в 60-е годы.
Получили известность такие песни композитора, как «Письма» (слова И. Сергеева), «Радуга» (слова М. Танича), «Белый лебедь» (слова Л. Дербенева), песни из кинофильма «Розыгрыш» (слова А. Дидурова). В музыке к фильму «Розыгрыш» композитор стремился воспроизвести музыкальную стилистику «молодежно-гитарного» самодеятельного творчества. Он запечатлел характерные для них ритмо-интонационные обороты, поэтическую лексику.
Композитор обладает острым чувством современности, мелодическим даром. Музыка Флярковского доступна, проста, понятна слушателям. Поэтому не удивительно,.что его песни часто звучат по радио, телевидению, на концертной эстраде и с киноэкрана. Заслуженный деятель искусств РСФСР, секретарь Правления Союза композиторов СССР А. Флярковский — автор многих популярных песен, в том числе: «Ждите писем», «Стань таким» (слова Р. Рождественского), «Барыня-речка» (слова Л. Дербенева), «Два письма» (слова Л. Векшиной).
Песня «Барыня-речка» (из телефильма «Инженер Прончатов») по своим музыкальным особенностям близка к фольклорной образности. Однако если проанализировать ее интонационные особенности, то здесь можно услышать и народную напевность, и своего рода причитания («барыня-речка, сударыня-речка»), и чуть Заметную стилизацию современных мелодических оборотов. Она начинается медленно, но постепенно ускоряется, динамизируется, обретает силу звучания. Композитор стремится поэтически воссоздать ритмы труда, движение просыпающейся реки. В песне воплощена удаль и некоторая игривость, свойственные и другим так называемым трудовым советским песням, воссоздан процесс жаркой, яростной работы.
Такой же сложный интонационный строй присущ и другим песням А. Флярковского. В его произведениях, как правило, нет одного настроения. Героика дополняется лирикой, лирика, в свою очередь, переплетается с удалой размашистостью. Это помогает композитору выразить душевное состояние современника без декламационности, без излишнего пафоса. Так, в песне «Ждите писем» пес пронизано атмосферой дороги, предвестием будущей стройки, ее будней. Но вместе с тем есть и лукавая интонация: «Ждите писем, дышите носом и не пейте сырой воды!». Лиризм этого произведения не навязчивый, не заявляющий о себе открыто, а как бы приглушенный, застенчивый, сдержанный. Вот почему песни композитора приобретают широкую популярность у любителей искусства, которым очень дорога эта эмоциональная простота.
Жизнеутверждающую силу вселяют многие мелодии заслуженного деятеля искусств РСФСР композитора Людмилы Алексеевны Лядовой (р. в 1925 г.). Они заражают бодростью, полны озорства и лукавства. Почерк автора можно определить безошибочно, только ей свойственна та своеобразная манера, в которой сочетается простодушие и взволнованность, увлеченность и ирония. Многим любителям искусства Людмила Лядова известна и как незаурядный исполнитель своих произведений.
Песни Л. Лядовой звучат по радио, с эстрады, а такие произведения, как «Старый марш», «Напиши», «Вот это хор», «Чудо-песенка», «Ай-люли», «Бей, барабан» и другие прочно вошли в наш песенный обиход. Композитор получила множество наград — дипломы всесоюзных и международных конкурсов, серебряную медаль имени А. В. Александрова. Она много путешествует по стране, и это помогает ей осваивать новые темы. «Я могу, кажется, перечислить все географические точки, где возникли замыслы или ко маге «пришли» мелодии песен», — говорит Л. Лядова. И в самом деле, на БАМе родилась «Чегдомыночка», на Камчатке — «Дальневосточница», а в совхозе Липецкой области — «Лебедянь».
Многие песни Л. Лядовой посвящены Москве. Она всегда, находясь даже в других районах страны, думает о родном городе и нередко создает песни о нем. Однажды пилот Домодедовского аэропорта, который летает на Як-40, предложил ей стихи о летчиках, о аэропорте. Композитор долго работала с ним, и вот появилась песня «Гавань столицы» (слова Н. Дубинина). В этом произведении передано ощущение напряженного пульса, которым живет крупнейший аэропорт города:
Самолеты — волшебные птицы, Это наш удивительный флот, Домодедово — гавань столицы, Домодедово — старт и полет!
Мелодия припева хорошо передает ощущение полета, безостановочного движения меняющихся картин.
Благоприятное впечатление производит другое произведение Л. Лядовой — «Есть хлеб - будет и песня!» (слова М. Рейтмана). Мелодия этой несши развивается торжественно, величаво:
Где била целина бескрайний, Где ветра шумели ковыльные.
Припев более динамичен, бросок, написан в характерной для Л. Лядовой интонационной манере. Сложное сочетание разных повествовательных ракурсов модно из ее песне «Старый марш». Музыкальные отыгрыши в этом произведении воспроизводят обороты популярных строевых маршей первых десятилетий нашего века, Эти образные символы, эскизно напоминающие о себе, усиливают эмоциональное впечатление от песни.
В 70-е.годы значительно расширилась тематика песен, посвященных армейским и флотским будням. Кроме «Старого марша» Л. Лядовой, к этому идейно-образному комплексу можно отнести — «Не плачь, девчонка!» В. Шаинского, «Как тебе служится?» Я. Френкеля, «Я тебя никогда не забуду» и «Поговорим с тобою, сын» Э. Колмановского, «Полковой оркестр» Ю. Гуляева, песни о летчиках Л. Афанасьева, 0- Фельцмана, флотские — Е. Жарковского, Б. Терентьева, Ю. Слонова и другие произведения.


За минувшее десятилетие в советском песенном искусстве появились новые имена — Д. Тухманов, Г. Гладков, А. Журбин, М. Минков, С. Томин, А. Мажуков, А. Рыбников и другие композиторы. Они внесли в советскую музыкальную культуру оригинальный интонационный строй, значительно обогатили выразительные возможности нашей песни.


«День Победы», «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Как прекрасен этот мир», «Белый танец», «Притяжение Земли» — все эти песни патриотические, лирические написаны композитором Давидом Федоровичем Тухмановым (р. в 1940 г.). Он закончил музыкальную школу-десятилетку имени Гнесиных, институт имени Гнесиных. Учился Тухманов на теоретико-композиторском отделении, пробовал писать в различных музыкальных формах. Постепенно почувствовал, что особенно близки его творческой манере вокальные произведения. Стихи, как правило, воспламеняли его фантазию и помогали отыскивать новые образные решения.
Талант яркий, самобытный, — так отзывается о своем младшем товарище Я. Френкель. — Ему присущи трудолюбие, высокая требовательность к себе, к своему творчеству».
После окончания института Тухманов писал камерную, инструментальную, вокальную музыку. Армейскую службу он проходил в ансамбле песни и пляски Московского военного округа. Тухманов много дирижирует, аранжирует произведения советских композиторов, сочиняет сам. Именно тогда он написал свою песню «Я люблю тебя, Россия». Первая авторская пластинка Д. Тухманов а вышла в свет в 1968 г. В нее вошли песни «Я люблю тебя, Россия», «Не просто быть вдвоем», «Шире круг».
В 1972 г. за цикл гражданских и патриотических песен он был удостоен премии Московского комсомола. В этот цикл вошли его песни «Я люблю тебя, Россия» (слова М. Ножкина), «Единство» (слова В. Харитонова), «День без выстрела» (слова М. Дудина), «Если я заболею» (слова Я- Смелякова).
После выхода его пластинки «Как прекрасен мир», которая создана в 1973 г. совместно с женой, поэтессой, журналисткой Татьяной Сашко, Тухманов задумал подготовить диск «По волнам моей памяти». Этот диск вышел в 1976 г. и стал самой интересной отечественной записью фирмы «Мелодия» в жанре популярной музыки. Работа над диском шла два года. Авторы (композитор и литературный редактор) поставили перед собой сложную задачу: отобрать выдающиеся образцы мировой классической поэзии и создать лирическую сюиту, в которой одухотворенность поэтов разных народов и эпох нашла бы созвучие с музыкальными интонациями и ритмами нашей эпохи. Это своеобразный цикл без какого-либо определенного сюжетного стержня. Он объединен эмоциональным и философским настроем.
В названной сюите нашла свое отражение богатейшая музыкальная палитра — от различных направлений и течений современной рок-музыки до импровизационных моментов- джаза и элементов классики. Оригинальность стиля Д. Тухманова, нередко приводящая его к большим удачам, состоит именно в способности воссоздавать сложный интонационный сплав, сопоставлять, казалось бы, несоединимые ладовые и гармоничные приемы, разнообразные стилистические обороты.
В 1977 г. Тухманов за песни «День Победы», «Родина моя», «День без выстрела», «Как прекрасен мир» стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
К гражданским, патриотическим песням можно отнести сегодня «Мой адрес — Советский Союз», «День Победы», «Мы большая семья», «Родина моя».
Воскресим в памяти прекрасную песню Д. Тухманова «День Победы» (слова В. Харитонова). В этом произведении есть и ощущение суровой героики, и отчаянная веселость, и душевная, острая боль, и предельная эмоциональная раскованность, которая в то же время про-, возвестив полного духовного напряжения. Но все это сплавлено, дано как бы силуэтом, намеком, в контрастном воспроизведении, которое не позволяет героике превратиться в парадное бодрячество, лирике — в умиленность или надрывную чувствительность, повествовательность — в репортажную фиксацию внешних событий.
Песня «День Победы» — это марш-воспоминание. Он мужествен, грустен, но его четкая поступь прежде всего несет оптимистическую, спокойную настроенность:
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Ритмоинтонации марша несут разнообразную нагрузку. Они сплавлены с выразительными возможностями бытовых жанров. С одной стороны, в песне возникает декламация, столь обычная для «песен-манифестов». Однако Д. Тухманов стремится передать романтические зовы через взволнованное, трепетное чувство. Поэтому в произведении появляются романсовые обороты, с мягкими задержаниями, которые как бы поэтизируют марш, придают ему лирические обертоны. Специфические черты танго, своеобразно претворенные в песне, сообщают особую проникновенность окончания фраз. Это и в самом деле сплав марша и танго.
Припев песни («Этот День Победы порохом пропах.») — отражает взлет чувства, открытую эмоциональность, что передают повторяющиеся кличи — «День Победы, День Победы, День Победы!». Композитор воссоздает атмосферу всеобщего праздника, ликования людей, но сохраняет неповторимость индивидуального, личностного восприятия события, раскрывает общественную суть переживания, его гражданский смысл, но не устраняет задушевно-лирического настроя песни, элегичности воспоминания.
Д. Тухманов придает своим произведениям острые ритмоинтонации. Подвижность, танцевальность его мелодий сообщает им особую заразительность. Припомним, скажем, песню композитора «Мой адрес — Советский Союз» (слова В. Харитонова). Своеобразная акцентировка фраз в этом произведении («колеса диктуют вагонные») придает песне некую игривую затейливость, интонационную заостренность, которая так контрастирует с лирическим настроем припева («Заботится сердце, сердце волнуется.»). В запеве Тухманов стремится воспроизвести ритм движения поезда. В припеве передается внутреннее состояние молодого героя, которого «точки-тире телеграфные» ищут на стройках страны, где песни рабочие «страна трудовая поет».
Творческое становление Д. Тухманова проходит негладко. Специалисты критиковали его за невзыскательное отношение к литературным текстам и к музыке. Это относится, например, к эстрадной песне «Эти глаза напротив» (слова Т. Сашко). Здесь переход от бытового вальса запева к забубённой интонации припева воскрешающего «цыганочку», попросту парализует восприятие. Хотя песня отличается нарядной оркестровкой, все же она, по справедливому замечанию критиков, неудачна. Порою композитору не хватает мелодической оригинальности. Выступая на Втором пленуме Правления Союза композиторов СССР в феврале 1975 г., специально-посвященном развитию советской песни, А. Н. Пахмутова Говорила: «Например, столь профессионально оснащенный композитор, как Д. Тухманов, должен сам себя ориентировать не на «Последнюю электричку» или «Глаза напротив», а на лучшие свои опусы, сочинения типа «Как прекрасен этот мир».
За последние годы Д. Тухманов в значительной мере учел эту профессиональную критику. Его произведения отличаются теперь большей взыскательностью и мастерством. От сочинения к сочинению крепнет композиторский талант, стиль обретает свою индивидуальную неповторимость. Это относится к таким его произведениям, как «Здравствуй, мама» (слова Р. Рождественского),
«Вечная весна» из спектакля «Маленькие трагедии большого дома» (слова И. Шаферана), «Алена» (слова М. Пляцковского) и многим другим.
Песня Д. Тухманова «Я люблю тебя, Россия» (слова М. Ножкина) отличается раздумчивостью, напевностью. Мелодия ее развивается неторопливо, восходя и опускаясь постепенно. Этот широкий мелодический распев помогает воплощению исповеди, лирического признания героя песни. Запев ведется спокойно, вольно и умеренно.

Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

И только на словах «нерастраченная сила» осуществляется постепенный взлет вверх, подчеркивающий величие Родины, ее мощь. Оставаясь в верхнем регистре, мелодия «ты размахом необъятна.» подчеркивает интонации утверждения, неоспоримо славящие величие необъятной Родины.
Есть в этой песне и минорно-жалостливые ноты и некоторый перехлест чувства, но все же ощущается внутренняя соразмерность, сбалансированность замысла. Здесь обнаруживается опять-таки типичная для Д. Тухманова интонационная заостренность, свидетельствующая, с одной стороны, о неуемном чувстве выплеснуться целиком, безраздельно, а с другой — о стремлении как бы сдержать себя, не впасть в надрыв, в сентиментальность. Используемые композитором выразительные средства помогают ему решить эту сложную творческую задачу. После кратковременного подъема мелодия входит в спокойное, величальное русло.
Композитор стремится -добиться органического слияния всех современных выразительных средств с мелодикой, уходящей корнями в народное творчество. Он широко использует современные ритмы. Причем развитие мелодии и ритмоинтонации сопровождения зачастую -кажутся несовместимыми. Например, напевность музыки как бы «отрицается» современным танцевальным ритмом. Благодаря этому приему Д. Тухманов добивается особой выразительности.
Обратимся в этой связи к песне «Притяжение Земли» (слова Р. Рождественского). Как выразительны в этом произведении подъемы мелодии в конце фраз:

Мы— дети Галактики,
Но самое главное,
Мы — дети твои,
Дорогая Земля!

По своему переложению песня весьма современна, (в ней ощутимы острые ритмы, мелодия как бы «покачивается» в невесомости. Концовка запева — своеобразный рзрыв чувства, эмоциональная напряженность подчеркивается и заключительным интонационным оборотом — «родная Земля».
Песня Д. Тухманова «Октябрь» (слова А. Кымытваль) запоминается простотой, стремлением рассказать об Отчизне сердечно, взволнованно. «Стихи чукотской поэтессы Антонины Кымытваль, — рассказывает Д. Тухманов,— тронули меня своей искренностью. И я старался быть настолько же искренним в музыке. Мне хотелось передать в этой песне чувства современного человека, для которого это слово, ставшее символом, определяет всю его жизнь.»
Творчество Д. Тухманова жанрово разнообразно. Он пишет песни торжественные и лирические, плакатные и озорные, раздумчивые и лукавые. Вот, например, его своеобразное сочинение «Родина моя» (слова Р. Рождественского). Здесь нет попытки найти индивидуальный мелодический и интонационный образ. Композитор пользуется не только чисто музыкальными, но и декламационно-речитативными средствами. Это жизнерадостная перекличка, звон голосов, зовущих друг друга на утреннюю побудку. Это несмолкающее, радостное эхо скандирования:
Я, ты, он, она — Вместе целая страна!
Данное произведение справедливо называют музыкальным рок-плакатом.
Желание Д. Тухманова максимально впитать в себя современные ритмы, интонации, броскую образность наводит выражение в постоянных творческих исканиях.

В 70-е годы получило широкую популярность песенное творчество Владимира Яковлевича Шаинского (р. в 1925 г.), лауреат Государственной премии (1981 г.). Он обладает несомненным мелодическим даром. Именно о нем сказано, что этот композитор, один из немногих, способен создать напев, который мгновенно подхватит вся страна. Шаинский может соединить различные ритмоинтонации, броские краски, гармонические и жанровые приемы. Его даже критиковали — и притом справедливо — за то, что он не всегда требователен к своему творчеству, поскольку иногда добивается популярности за счет простого сведения этих приемов в одном произведении, без глубокого осмысления их сущности.
Нет сомнения в том, что песня может «усвоить» ходячие штампы, многие из которых модны, современны, поражают слух необычностью звучания. Это может относиться и к року, и к шейку, и к летке-енке, и к биту. Порою композитор может из этих заранее известных й заданных элементов путем простой комбинации творить «вполне популярные» опусы. Таким отсутствием индивидуального стиля отличалась, например, песня В. Шаинского «Лада», которую справедливо критиковали в печати.
Однако композитор сумел извлечь уроки из этой критики и создать немало оригинальных, самобытных произведений, в том числе «Береза белая» (слова Л. Овсянниковой), «Травы, травы» (слова И. Юшииа), «Дрозды» (слова С. Острового), «Дорога железная» (слова М. Пляцковского), «Через две зимы» (слова того же поэта), «Идет солдат по городу»- (слова М. Танича) и многие другие.
Многие произведения В. Шаинского посвящены детям, написаны для них. Кто не знает, например, «Голубой вагон» из мультфильма «Старуха Шапокляк» (слова Э. Успенского)! Эта незатейливая мелодия сразу вводит нас в атмосферу полусказочного, условного мира. Она доверительна, задушевна. В песне нет распространенного сопоставления запева и припева. Они вполне родственны в том смысле, что передают одно состояние. Оживленный запев рисует образ дорожного движения («Медленно минуты уплывают вдаль.»), но и в припеве передаются ритмы бегущего голубого вагона («Скатертью, скатертью дальний путь стелется.»). Такой же популярностью пользуются «Антошка» и «Улыбка», «Чему учат в школе», «Дважды два — четыре» и «Вместе весело шагать» и другие детские песни композитора.
Но В. Шаинский пишет не только для детей. У него есть замечательные образцы лирики для взрослых. Это прежде всего «Травы, травы». Веселая мелодия запева обладает изобразительной силой, рисующей картину «блестков, рассыпанных по лугам»., беседы стройных березок и лип. Особенность этой музыки в ее негромкости, доверительности. Это как бы чуть слышное признание («тихо сам с собою»). Мелодия припева — «стелющаяся», ласковая («травы, травы, травы не успели от росы серебряной согнуться»).
Мелодии В. Шайнского повествовательны, напевны, они льются словно «шелестящею листвою». Нередко изложению присущи вопросительные интонации. Они придают особую лиричность поэтическому высказыванию. Так герой песни «Береза белая» спрашивает, обращаясь к подруге «вечерних зорь, прозрачных рек»:
Скажи, скажи, какая вьюга,
Тебе оставила свой снег?
Окружающий мир, картины природы органично входят в творчество композитора, вызывая особый образный строй его песен.

Нередко композитор стремится развитием мелодии, ее напевом, присущими ей украшениями передать впечатление от пейзажа, от пенья дроздов. Песня «Дрозды» начинается опять-таки с вопроса: «Вы слыхали, как поют дрозды?». А дальше напев рассказывает слушателям о том, как «звучат до самозабвенья» голоса волшебников, «избранников России». Кантиленное развитие мелодии в этой песне сопровождается различными музыкальными украшениями. Это поэтический образ Родины, ее непередаваемой, вечно Заново открываемой красоты.
В. Шайнский часто использует в своем творчестве марш и танцевальные жанры. В песне «Через две зимы» маршевая строгость сопоставляется с лирическим замыслом произведения. Герой песни — солдат обещает любимой вернуться домой. Однако встреча состоится нескоро.
Через две, через две зимы, Через две, через две весны.
Сочетание нежности с размеренностью марша производит выразительное впечатление, воссоздавая внутренний мир солдата, который убежден, что названный срок не разлучит его. с любимой.
Близка по внутреннему состоянию и по выразительным средствам этому произведению песня «Идет солдат по городу». Она также маршеобразна, однако припев ее — своеобразная лирическая исповедь героя песни, его обращение к девушкам. В. Шаинский избегает патетики. Он стремится найти такие интонации, которые выразили бы глубокие чувства через улыбку, через бытовой штрих.
Именно так решена в его песенном творчестве «тема БАМа». Здесь нет громких звучаний. В песне «Дорога железная» композитор строит припев таким образом, будто его подхватывает масса людей, мчащихся упругими рельсами.
Не все песни В. Шайнского одинаково удачны. Но композитор за последние годы все увереннее заявляет о себе как мастер, умеющий найти оригинальное решение для каждой темы. Песни его — удалые, раздольные, певучие, задушевные. Мелодии Шаинского лиричны, им присущи тембровая пластика, гармоническое своеобразие. Это относится к таким песням, как «Сердце мое» (слова В. Харитонова), «Багульник» (слова И. Морозова), «Аджимушкай» (слова Б. Дубровина).
«Я уверен, — говорит композитор, — что если песня будет стремиться к возвышенному эмоциональному строю, 'который характерен для нашей симфонической музыки, а симфония возьмет от песни ее простоту, задушевность, то от этого выиграют как песня, так и симфония»
Мелодия — суть песни. Вот почему поиски свежей интонации, неизбитых гармоний, новой ритмической окраски определяют творчество лучших советских композиторов. Наиболее популярные песенники стремились всегда — от произведения к произведению — совершенствовать найденный интонационный материал, оттачивать средства выражения.
Что же такое хорошая мелодия? Ответить на этот вопрос не очень просто. Разумеется, можно ограничиться общими сообщениями. Музыка песни должна быть оригинальной, запоминающейся, эмоциональной. Однако не всякая неожиданность — творческое открытие. Порою желание композитора написать нечто «совершенно новое» приносит совсем не те результаты, а порождает бессодержательное экспериментирование. Кроме того, не все хорошие мелодии быстро запоминаются. Песни Микаэла Леоновича Таривердиева (р. в 1931 г.), например, не всегда, что называется, «ложатся на слух». Произведения этого композитора стали весьма популярными в 70-е годы. Они действительно своеобразны. Композитор увлекся теми особенностями музыкального творчества, которые присущи современным бардам и менестрелям.
Его песни не требуют громкого, торжественного исполнения. Их можно петь, как бы приговаривая. Произведениям Таривердиева присуща декламационная выразительность.
Даже в ранних сочинениях композитора, где присутствует открытая напевность, ощущается его стремление приблизить музыкальную речь к устной, повседневной. Вспомним, например, песню «Ты не печалься» (слова Н. Добронравова). Незатейливая, ласковая мелодия, обрамленная красивым сопровождением. Общая интонация — доверительная, предельно «контактная». И эти знакомые вам строчки:
Ты не печалься,
Ты не прощайся,
Все впереди у нас с тобой!
Как похожи эти строчки на непосредственное речевое обращение, какие простые средства использует здесь композитор! Здесь нет развернутых мелодических оборотов, рельефной акцентировки. Похоже, цель автора состоит именно в том, чтобы передать интонацию прощания, обыкновенного недолгого расставания. Ему не сопутствуют ни эмоциональный взлет, ни страдания, ни клятвы верности. Это, скорее, слова утешения, оказанные с грустью, но без подчеркнутой печали, они впечатляют достоверностью, жизненностью, точностью выражения чувства. Но в этом «ты не печалься» сплетено многое — нежность, ожидание встречи, готовность принять и радость, «а может, грусть».
Таривердиев синтезировал в своем творчестве самые различные интонационные пласты. Он использует стилистику камерно-вокальной музыки, оперного речитатива и песенной эстрады. Однако созданный им жанр не эклектичен. Он содержит в себе не простое соединение разнохарактерных приемов. Это некий сплав, превращающий песенность, речитативность и декламационность в определенное, качественно повое образование. В сочетании этих, казалось бы, внешне несовместимых средств и заложены столь очевидные открытия М. Таривердиева.

Своеобразны и ритмоинтонационные краски композитора. Он воспроизводит звучание современного городского быта во всем его своеобразии. Здесь слышна многообразная и многокрасочная человеческая речь с ее житейской непринужденностью, простотой, обыденностью. Но эти прозаические интонации соединяются с лирическими признаниями, негромкими, доверительными, поэтичными. Сокровеннее чувства отражают интимный мир любви, дружбы, преданности. Но музыкальная речь М, Таривердиева не лишена пафоса. Она выражает и озарение, когда постигаются духовные начала мира, земная мудрость.
Возвышенный строй камерно-вокальной музыки позволяет Таривердиеву выражать и тонкие душевные движения, раздумчивость, элегичность, своеобразные переборы различных состояний, отражающих внутренний мир современного человека. Этот мир сложен, и чтобы выразить его, недостаточно обычной песенности. Нужна и декламация, и шепот, и ораторская патетика.
Необычен и образный строй песен М. Таривердиева. В его произведениях нет симметричных фраз, последовательного соразмерного расположения слов; предполагающего ясную куплетность. Напротив, он стремится к несимметричности, которая обеспечила бы подобие разговорной интонации. Столь же разнотемпово в его песнях и движение музыки. Оно то стремительно, то размеренно, то почти спокойно. Плавное развитие замещается перебивчивостью.
Индивидуальный художнический стиль М. Таривердиева проявляется и в необычном сопровождении. Его гармонический язык многокрасочен, в нем то и дело обнаруживаются необычные сдвиги. Это относится ко всему песенному творчеству композитора: к произведениям «Музыка»» «Маленький принц», «Поезд», к песням, пришедшим с телевизионного экрана, имеется в виду музыка к телефильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ольга Сергеевна», «Ирония судьбы» и другие.
Элементы эпической балладности характеризуют музыку М. Таривердиева к телефильму «Семнадцать мгновений весны». Это относится, в частности, к «Песне о далекой Родине» (слова Р. Рождественского). Устойчивые интонационные формулы воплощаются здесь необычно, они звучат в драматургически разных местах произведения. В этой песне как бы два мелодических зерна. Так, на словах «Я прошу» возникает характерная интонация интимного обращения, далекой мольбы. Другая интонация «Где-то далеко.» взволнованно-элегическая, порожденная следами памяти, это стихия печали, грусти. Обе эти интонации создают сложный мелодический образ, передают внутреннее состояние героя, который на миг может вернуться к себе, излить глубоко запрятанные чувства, найти-духовные силы для последующей трудной л опасной работы разведчика, оторванного от Родины. Другая песня из этого телефильма, «Мгновения», выражает состояние огромной внутренней напряженности. Она одновременно повествовательна и драматична.
Не думай о секундах свысока, Настанет день, и ты поймешь, наверное, Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения.
М. Таривердиев стремится придать своим произведениям общественное, гражданское звучание. Именно в этом он ищет дополнительные образные краски. Так, стихи Д. Самойлова, ставшие литературной основой его песни «Память» в телефильме «Ольга Сергеевна», рассказывают не о войне. Но композитор решил связать их с темой героического воспоминания. Это углубило содержание произведения, усилило его эмоциональную силу. Мелодия песни.«Память» развивается умеренно. М. Таривердиев показал неизбывность, неистощимость памяти, которая сохраняет многообразные символы и метки прошлого. В ней скрыта мощь, она не только возвращает образы, но и множит их:
Шумит, не умолкая, память-дождь, И память-снег летит и пасть не может!
Целая гирлянда «говорящих» мелодий звучит в телефильме «Ирония судьбы». В песне М.~ Таривердиева «Я спросил у ясеня» (слова В. Киршона) нет деления на припев и запев. Это одно сплошное музыкальное изложение, лишенное обычных музыкальных контрастов. Драматургия этого произведения содержит лишь одну особенность: начальные строчки, песни повторяются в конце сочинения еще раз. Однако они выполняют здесь уже иную функцию.
Если в первых строчках песни содержится своеобразное начало повествования, его истоки, то в конце три фразы «Я спросил у ясеня, я спросил у тополя, я спросил у осени.» оставляют впечатление недосказанности, неясности, многозначительности. Это похоже на содержательное многоточие. Вопрос задан многократно — «где моя любимая?», но получить ответ герою песни не удается. Заключительные интонации произведения как бы постепенно затихают, растворяются, размываются, унося с собой печальную недоговоренность.
Раздумчивая, спокойная. интонация присуща также песне-романсу М. Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной» (слова М. Цветаевой). Здесь нет развернутых мелодических ходов, широкой напевности. И тем не менее песня весьма выразительна. Она выдержана в несколько ироническом тоне, в характере «благодарности» за то, что не состоялось: «за наши негулянья под луной, за солнце, не у нас над головами.»

Разумеется, песни, которые пишутся для кино и телевидения, не предназначены для массового исполнения. Ведь эти произведения выполняют в образной ткани теле- и кинофильмов свою драматургическую функцию. Они подчеркивают какие-то стороны характера героя, особенности сюжетного развития, обобщают эмоциональный смысл произведения. Например, обе песни — «Я спросил у ясеня», -«Мне нравится, что вы больны не мной» — обозначают в фильме трудное, богатое сюжетными перипетиями сближение героев телефильма «Ирония судьбы». Но это вовсе не означает, будто песни пришедшие с экрана, лишены самостоятельной жизни. Напротив, они часто обретают собственную эстрадную жизнь.
Много музыки к фильмам написал композитор Геннадий Игоревич Гладков (р. в 1935 г.). Он учился в Московском химическом политехникуме имени В. И. Ленина. Когда обнаружил в себе композиторские способности, стал усиленно изучать музыку. Закончил Московскую консерваторию. Г. Гладков обладает острым и безошибочным ощущением эпохи, литературного материала, стиля. Он талантливо воспроизводит атмосферу времени, идет ли речь о сказочном материале (телефильм «Обыкновенное чудо») или о конкретной исторической эпохе (телефильм «Собака на сене» по Лопе де Вега).
Многообразно содержание песен Г. Гладкова. Ему принадлежат бесхитростные напевы, характеризующие героев мультфильмов «Голубой щенок» и «Как львенок и черепаха пели песню». Он создал волнующие зонги (повествовательно-патетические песни) «Песни и страсти», наполненные серьезным смыслом. В драматургии телефильма «Обыкновенное чудо» немало напевов, которые обрели свою судьбу, независимую от непосредственного первоисточника.
Мелодии Г. Гладкова всегда доступны, естественны.
Но, черпая материал из различных интонационных истоков, композитор умело претворяет его в.оригинальный стиль, отдельный штрих превращается у Гладкова в символ, в точное обозначение музыкальной стихии определенного времени. в Композитор обнаружил особую восприимчивость к бытующим интонационным оборотам, инструментальным краскам. Но при этом Г. Гладков так переосмысливает музыкальный материал, что он одновременно отражает и свой первозданный смысл и наше, современное его видение.
Г. Гладков весьма взыскателен в отборе интонационного фонда. Но то, что ему кажется значимым, используется им бережно и многосторонне. Иногда композитор обращается к различным музыкальным источникам, сопоставляет их, сводит в одном звучании. Вспомним в этой связи его музыку к мультфильму «Бременские музыканты», которая получила высокую оценку на Втором пленуме Правления Союза композиторов СССР, посвященном советской песне.
В фильме звучат песни, которые весьма тонко и остроумно пародируют современный эстрадный шлягер, жестокий цыганский романс, старинный менуэт, цирковое «антре», солдатские походные марши, разбойничьи «песни ужасов». Все это стилизовано деликатнейшим образом, один штрих влечет за собой целый каскад приемов. Например, в задорной песне, которая прерывается карикатурным возгласом Осла — «Йе-йе». Это и точная характеристика персонажа, и воспроизведение манеры модных певческих коллективов, и обозначение определенной интонационной приверженности.
В телефильме «Двенадцать стульев» Г. Гладков столь же профессионально опирается на музыкальный фольклор того времени. Звучат нэпманские «знойные» танго, которые изображают и «страсть» героя, и жгучую любовь, и даже полное одиночество «на фоне стальных кораблей». Путешествие в менуэтный стилевой строй присуще песне «Нелепо, смешно, безрассудно» в телефильме «Обыкновенное чудо». Композитор пишет музыку к кинофильмам и театральным спектаклям.
Отдельные номера из музыки к этим театральным произведениям и фильмам вошли в наш музыкальный обиход. Это относится к заключительной песне Альдон-сы из «Дульсинеи Тобосской», к песне об огне из «Автограда», песне Неле из «Тиля Уленшпигеля», к песне
«Любовь» из «Поезда памяти». Эти мелодии. нередко остаются в памяти слушателей как тонкие лирические и поэтические откровения. Некоторые из этих напевов строятся на одном мелодическом дыхании. Другие, напротив, соединяют в себе несколько видов мелодики, Они повествовательно-романтичны, напевны, речитативны в зависимости от творческого замысла. Но все эти разнообразные интонации составляют нечто единое, позволяющее композитору свободно переходить от одного типа самовыражения к другому.
К обычной массовой песне близка, например, музыка к спектаклю «Люди и страсти» в Театре имени Ленсовета, музыка к спектаклю «Автоград» в Театре им. Ленинского комсомола (Москва). «Посвящение» из пролога к этому спектаклю — это песня-лозунг, песня-призыв, славящая молодых стройотрядовцев:
Научись разжигать костры, научись сотворять миры!. И с огнем придешь ты туда, где пока еще темнота, Научись разжигать огни.
Часто звучит с эстрады песня Г. Гладкова «Как в последний раз» (слова В. Лугового). Мелодия этой песни в равной степени напевна и декламационна, речитативна. По своему характеру это лирическое признание, в котором использованы специфические утвердительные интонации. Примечательно, что они, эти интонации, воспроизводятся по-разному: то в строго повествовательном духе, то в восклицательно-утвердительном. Это придает песне многосложность, углубляет ее содержание. Напевность припева сообщает произведению праздничность, оптимистичность.
Александр Сергеевич Зацепин (р. в 1926 г.) — один из ведущих мастеров нашей советской эстрады. Он написал песни и музыкальные композиции более чем к семидесяти кинолентам. Тиражи его авторских пластинок исчисляются сотнями тысяч. Весьма показательно, что композитор к тому же и талантливый инженер, смонтировавший домашнюю студию, где записывает сочиненную им музыку.
Зацепин родился не в семье музыкантов. Отец его — врач, мать — педагог. Однако будущий композитор с детства любил музыку, много занимался ею, участвовал в художественной самодеятельности. Окончил композиторское отделение Казахской консерватории. Его первая большая работа в кино — «Наш милый доктор» — вышла на экраны в 1958 г.
Затем композитор много и успешно работал в кино. Он написал музыку к таким лентам, как «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Красная палатка», и многим другим. Песни, прозвучавшие в фильмах, нередко обретали популярность как эстрадные произведения.
Композитор чуток к новым интонационным поискам, к музыкальной стихии нашего времени. Вот почему каждая его песня — образная, запоминающаяся, неповторимая. Его произведения танцевально-молодежные. Они представляют роково-дисковое крыло нашей легкой музыки. Они звучат в ритме «диско», эти песни отражают творческие искания современных композиторов, особенно в ритмической сфере. В 1976 >и 1976 гг. песни А.Зацепина на слова Л. Дербенева «До свиданья, лето» и «Друг друга мы нашли» были премированы на Американском фестивале песни.
Мелодии А. Зацепина — оптимистичны, солнечны. В них много озорства, некоторой лихости. Помните песню «Волшебник-недоучка» из кинофильма «Отважный Шарик» (слова Л. Дербенева). Она не только напевна, но и в известной мере речитативна, включает в себя элементы речевых подтверждений («да-да-да!»). Мелодия танцевальна, содержит в себе специфические акценты. Припев песни интересен своеобразным взлетом мелодии вверх на слове «мучился»:
Даром со мною мучился Самый искусный маг.
А вот другая песня «Надо мной небо синее». Мелодия ее льется плавно, спокойно. Минорная окраска песни сочетается с победным движением мелодии вверх, с радостными утвердительными окончаниями музыкальных фраз. Широко популярны две песни А. Зацепина из кинофильма «Центровой из Поднебесья»: «До свиданья, лето» и «Любовь одна виновата» (слова Л. Дербенева).
Слушатели и зрители высоко оценили его песни к фильму «Быть звездой», «За спичками» и особенно «31 июня». Это фантастическая лента. События в ней развертываются в двух эпохах — XII веке и первом десятилетии XXI века. Композитору важно было сопоставить две эпохи и выразить этот контраст в музыке. Работая над фильмом, А, Зацепин много зкспериментировал с такими инструментами, как синтезатор, мелотрон, электропиано. Песня «Ищу тебя» из этого фильма стала ныне одной из самых популярных. Популярностью пользуются также «Песенка про меня» (слова Л. Дербенева) из кинофильма «Женщина, которая поет».
Вы не верьте, что живу я как в раю, И обходит стороной меня беда!
Своеобычным мелодическим даром наделен талантливый советский композитор Евгений Николаевич Птичкин (р. в 1930 г.). Он также написал много песен для кино, в том числе для «Я — Шаповалов Т. П.» и «Судьба»; Мелодии произведений Е. Птичкина запоминающиеся, лирические, напевные. Они также пронизаны танцевальной стихией. Вот, например, песня «Ребята с нашего завода» из кинофильма «Петр Рябинкин» (слова Л. Куксо). Мелодия в ней развивается плавно, как бы от самого сердца, в ней есть доверительность, сердечность. Поэтично и просто повествует композитор о том, как идет домой рабочий класс, «ребята с нашего завода».
Е. Птичкин, пожалуй, один из немногих молодых композиторов, который стремится соединить современные ритмы с народной фольклорной песенностью. Его мелодии развиваются широко, раздольно, в них всегда присутствует поэтика русской народной песни. Нередко эти песни строятся по традиционному канону, представляющему собой элементы сложившейся образности. Запев песни — это как бы общая экспозиция, повествовательный рассказ, в ходе которого возникают картины природы, излагаются основные события произведения. Припев же — это оценка внутреннего состояния героя песни, вернее, открытое лирическое излияние, признание, исповедь.
Припомните песню «Я люблю тебя, Россия» (слова В. Харитонова). В ней говорится о том, как рано встают зори над колхозным полем, как покрывались закаты «черным дымом в бою», как прозрачна синева утреннего воздуха. Но это как бы введение в исходные обстоятельства, своеобразное вступление к непосредственному выражению чувства. Припев же песни — «Я люблю свою землю, родные поля» — открыто поэтичен. Он включает в себя радостно-утвердительные интонации, что подтверждается повторением мелодического оборота — «земля моя радость» с характерным движением вверх последней ноты при повторении. Интонация в одном случае словно утвердительная, в другом — восклицательная.
Такова же драматургия и других песен Е. Птичкина — «Край родной», «Эхо любви». В первой песне (слова В.Татаринова) рисуется вековечный простор, гроздья рябин над притихшей рекой. И опять — признание, открытый взлет чувств:
Я такой же, как все, —
Плоть от плоти твоей,
Родина, Родина.

Сходна с народным причетом песня «Эхо любви» из кинофильма «Судьба» (слова Р. Рождественского). Мелодия ее светла, лирична, грустно-задумчива. Припев же своими интонациями, своеобразными отражательными всплесками мелодии выражает глубокое чувство сердечной боли, любви к близкому человеку:
Тебя я услышу за тысячу верст,
Мы — эхо, мы — эхо,
Мы — долгое эхо друг друга.


Нечасто пишет песни Валерий Александрович Гаврилин (р. в 1930 г.), но о нем нужно тоже сказать особо, ибо каждое его произведение — это художественное открытие. Обращаясь к русской интонации, он всегда находит в ней новые, неизведанные, неразработанные пласты. Ему свойственно умение найти свежее, оригинальное воплощение музыкальной идеи. Действительно, как подмечают специалисты, даже в его вокально-симфоническом цикле «Военные письма» множество чисто песенных находок.
Детские годы композитора прошли в военную пору. Сам он подчеркивает, что первыми песнями в его жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта. Вот почему он относится к песенному искусству так целомудренно, строго, искренне. В его творчестве воскрешается мир тонких человеческих переживаний. Нередко в них воссоздается лирический пейзаж, используются приемы звукоподражания. В песни В. Гаврилина входит мир богатой и пышной, одухотворенной русской природы.
Сдержанной силой дышит, например, его песня «Любовь останется» (слова В. Гершта). Она близка к фольклорным истокам не только по свойственным ей поэтическим образам — «гуси-лебеди», «птицы белые», «талая вода». Вся ее образность пронзительно душевна:
Жаль, что снова не вернутся те года, Только в сердце сладкой болью отзовутся.
В этой пеоне воссозданы целомудренно-чистые, «застенчивые», избегающие внешнего выражения чувства обороты протяжной народной песни.
Путь к созданию хорошей музыки лежит в освоении новой песенности, новых интонаций, воплощающих в себе определенные стороны национальной культуры. Обратившись к песенному жанру, ленинградский композитор В. Гаврилин сумел быстро заслужить популярность и оказать свое собственное слово. Лирическая песня В. Гаврилина «Сшей мне белое платье, мама» исполняется без сопровождения. Она интонационно связана с народными песенными традициями русской музыкальной культуры.
Как подлинное открытие оценивает музыковед М. Бялик песню В. Гаврилина «Скачут ночью кони» (слова А. Шульгиной). Он пишет: «Драматический монолог сдержанный крик в ночи — и живопись, где ярчайшие изобразительные детали приобретают смысл символов. И какая свежесть в интонировании поэтического слова с чисто народным приемом внезапного, словно из-за гаснущего дыхания обрыва фраз, как далеки от трафарета и притом органичны, необходимы непростые интонационные и ритмические сдвиги!»
Атмосфера поэтичных девичьих посиделок воссоздана в песне В. Гаврилина «Черемуха» (слова О. Фокиной). Здесь имитируется звучание свирели, но нет в этом произведении пасторальной чувствительности. В песне слышны фольклорные вопросительные интонации, повторяются слога («чере-чере-черемуха»), но нет поверхностной стилизации. Все это глубоко органично и современно.
Жажда лирики, стремление к щедрой эмоциональной заразительности, тяга к душевности не исчезнет никогда. Люди, поющие песню, хотят, чтобы она всем своим строем утверждала сильные чувства, глубокие эмоции и страсти. Поэтому советские композиторы обращаются к интонационной традиции русской песни, которая всегда несла в себе мощные потоки лирики. В них есть и целомудренность, скромность в выражении эмоций, именно эту особенность претворяет в своем творчестве В. Гаврилин.
П 70-е годы приобрел популярность и белорусский композитор Игорь Михайлович Лученок (р. в 1938 г.). Он создал множество героических, лирических и эпических песен, многие из которых получили массовое признание. Композитор пишет музыку к кино и телефильмам, камерные произведения. Но чаще всего он выражает свои думы и чувства в массовой песне. Лученок много ездит по стране. Он бывает на КамАЗе, на БАМ встречается с ветеранами минувшей войны, гостит у пионеров, у моряков-североморцев или у воинов-разведчиков. Эти поездки подсказывают ему новые темы, заряжает новыми впечатлениями.
Большинство песен И. Лученка посвящено молодежи. Не случайно о его творчестве говорят как о своеобразной музыкально-поэтической антологий комсомола. В 1972 г. композитор был удостоен звания лауреата премии ЦК КПСС, а через два года избран членом ЦК ВЛКСМ.
Лученок посвятил молодежи такие произведения, как «Вечно молод комсомол» (слова Д. Симановича), «Верны мы памяти отцов» (слова Ю. Богданова), «Комсомольские ордена», «Комсомольская юность» (слова Н. Алтухова), «Старая буденовка» (слова Б. Брусникова). Он написал немало героико-патриотических песен-баллад, в том числе «Если бы камни могли говорить» (слова Р. Рождественского), «Спадчина» (слова Я. Купалы), «Хатынь» (слова Г. Петренко). Многие его произведения заслужили признание на фестивалях и конкурсах. Нередко звучат по радио, на эстраде такие его сочинения, как «Золотинка» (слова Б. Штормова), посвященная строителям БАМа, «Мы идем по стране» (слова В. Фирсова). Любители искусства хорошо знают его песню, посвященную легендарному чилийскому коммунисту и певцу, который стал жертвой чилийского фашизма, — Виктору Хара.
И. Лученок разрабатывает интонации белорусской песенности. Это чувствуется не только в характере мелодии, но и в ее ладогармоническом строе. Например, он довольно часто использует прием ладового колорирования, в результате которого возникают так называемые «мерцающие» ступени. Прибегает к тональным сдвигам. Но музыка И. Лученка в то же время общенациональна. Он обращается к современным ритмам, к актуальному образному языку.
Раскрывая свою творческую манеру, композитор подчеркивает, что для него рождение песни всегда начинается с образа. Это может быть удачный музыкальный оборот или точно найденное поэтическое слово-метафора. Но только после того, как найдено поэтическое зерно произведения, возникает интенсивный творческий процесс. Образ песни — это космодром Байконур, старая буденовка, журавли, пролетавшие над Полесьем, бригантины на рейде, сгоревшее, многострадальное село Хатынь, орден, мерцающий на знамени комсомола.
Мелодии И. Лученка всегда пластичны, поражают неожиданными оборотами, свежими находками, необычной драматургией. Наиболее значительны в его творчестве песни боли и горя, песни мужества. Вспомним, например, его произведение «Если б камни могли говорить». Изначальный импульс этой песни дают поэтические строчки о звездной ночи над Брестом. Она неподвижна, тепла и невольно рождает воспоминания:

А над Брестом тишина такая,
Что нельзя не вспомнить о войне.

Еще один образ песни — это кадры военной кинохроники, которые воссоздают в своей стремительности мгновения войны. Вступление к песне — торжественное. Это подчеркнуто фанфарными интонациями, боевыми "кличами трубы. Запев песни речитативен, повествователен. Припев же более подвижен, романтичен. Он воспевает мирную звездную ночь, которая так несовместима с картинами военных сражений. Торжественный финал вместе с кличами победы содержит в себе образ-воспоминание.
«Песенный образ Лученка, — отмечает музыковед Н. Пинчук, — редко ограничен рамками одного жанра. Часто в одном сочинении композитор объединяет при значки разных жанров: марша, гимна, романса, эпического сказа, протяжной песни, современного танца и авторской «гитарной» песни. Этот синтез осуществляется совмещением лирически распевной мелодии с маршевым характером аккомпанемента («Память сердца» на слова М. Ясеня, «Хатынь» на слова Г. Петренко, «Комсомольская юность» на слова Н. Алтухова); интонаций мужественных, активных и мягких, задушевных («Родине», «Он родился весной» на слова А. Чепурова); своеобразной жанровой модуляцией («Минск — мой дом» на слова Г. Буравкина: здесь первый куплет — лирическая песня, второй написан в духе шейка, третий — грустный вальс» !).
С молодежной тематикой связал свое творчество и композитор Юрий Михайлович Чичков (р. в 1929 г.). Он учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории вместе с А. Н. Пахмутовой. Сегодня Ю. Чичков — заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. Он создал цикл молодежных песен, несколько инструментальных сочинений, две оперы. Его популярность как песенника началась с произведения «Наша школьная страна». Композитор нашел свою тему и с тех пор пишет песни для детей и юношества, навсегда став «песенным композитором» юных ленинцев.
Среди популярных сочинений Ю. Чичкова — «Одноклассники», «Наша школьная страна», «Раскрытая книга», «Утро школьное, здравствуй!», «Салют, Победа», шуточная «Из чего же, из чего же.» и многие другие. Ребята в своих письмах часто просят композитора сочинить песню на какой-нибудь сюжет. Так, по их заявкам, родились песни «Наташка-первоклашка», «Баллада о юнге», посвященная подвигу Саши Ковалева, погибшего в боях за Родину на Северном флоте.
«Трудно себе представить нашу жизнь, не согретую дыханием песни, — говорит композитор. — Как верный друг шагает она рядом с нами, вдохновляя на доблестный труд, украшая не только долгожданный праздник, но и каждый день. Ее берут с собой моряки, уходящие в далекое, трудное плавание. Она звучит высоко над Землей, на борту орбитальной космической станции, где живут и трудятся советские космонавты. Но есть в песенной антологии нашей страны страница особенная, неповторимая. Это песни Ленинского комсомола, песни молодых, ставшие-строкой в биографии многих поколений, частицей истории Родины».
Комсомолу, молодежи посвящены произведения молодого советского композитора Сергея Эдуардовича Томина (р. в 1945 г.). Молодой композитор развивает традиции романтической песни-монолога, песни-рассказа. Он создал такие произведения, как «Старый барабанщик»
(слова Е. Долматовского), «Меня на войне не убили» (слова М. Лисянского), «Ветер юности» (слова Ю. Друниной). В этих песнях показано мужество, одухотворенность, высокий оптимизм юношей и девушек, наследников революционной славы своих отцов.
Композитор показывает своеобразную героическую перекличку поколений, романтику жизни. Это относится к таким его произведениям, как «Отцы и дети» (слова Л. Ошанина), «Молодо-зелено» (слова И. Шаферана). Композитор написал новый цикл песен, который состоит из трех частей: «Что нам стоит?» (слова М. Таиича), «Золотинка» (слова М. Пляцковского) и «Студенческий отряд» (слова И. Агрон и Б. Салибова). Цикл этот — дань уважения строителям-корчагинцам 70-х годов.
Часто звучат теперь по радио, телевидению, на концертах песни Алексея Сергеевича Мажукова (р. в 1936 г.). Ему принадлежат лирические и гражданские произведения, комсомольско-молодежные песни. Он вырос в чувашском городе Шумерля, учился в Саратовской, затем в Московской консерваториях. Незадолго до окончания обучения молодой композитор выпустил свою первую пластинку — симфоджазовую «Музыку для отдыха». Еще в начале 60-х годов он написал песню «Колыбельная» (на слова О. Гаджикасимова). Эта мелодия стала музыкальной заставкой программы радиостанции «Юность» — «Для тех, кто не спит».
Любители музыки хорошо знают и другие песни А. Мажукова—«Однажды» (слова И. Резника), «Прости» (слова О. Гаджикасимова), «А ты кто такой?» (слова В. Татарникова), «Очень хорошо» (слова Д. Усманова). В этих произведениях простота и душевность соединяются с эмоциональной страстностью. Композитор действительно переживает сейчас пору буйного мелодического цветения. Он пишет гражданские песни, среди них — «Комсомольский марш», «Целина», «Наша биография». Последняя песня запомнилась любителям искусства необычным решением темы, строгим, торжественным и в то же время эмоциональным, открытым звучанием:
Мне не думать об этом нельзя, И не помнить об этом не вправе я. Это наша с тобою земля, Это наша с тобой биография!
«Наша биография» (слова О. Писаржевской и А. Монастырева) написана в жанре гимнической песни, но вместе с тем в ней есть и некоторые новые особенности этой художественной разновидности: она весьма динамична, активна, в известной мере напориста. Мелодия ее развивается упруго, пульсирующе. Эта песня стала музыкальным эпиграфом к известной телевизионной серии «Наша биография», в которой рассказывалось о прошлом нашей страны, комсомола, молодежи.
А. Мажуков пишет также юношеские, танцевальные песни, произведения так называемой «философской лирики». Его сочинения содержат в себе страстную силу:
Однажды солнечной порой, однажды, Взовьется парус молодой однажды.
Эти строчки оптимистичны, выражают страсти «яростного и прекрасного мира».
Становится также популярным творчество Леонида Викторовича Афанасьева (р. в 1920 г.). Вспомним, например, его песни «Гляжу в озера синие» из телефильма «Тени исчезают в полдень» (слова И. Шаферана), «Земля родная, помни нас» из телефильма «Вечный зов» (слова И. Шаферана). Оба этих произведения лиричны, близки к народным мелодиям. В то же время интонации песен необычны, оставляют впечатление свежего, «родникового» звучания:
Гляжу в озера синие, В полях ромашки рву. Зову тебя Россиею, Единственной зову.
Вторая песня — это обращение к Родине, призыв помнить нас, «и всех, и каждого отдельно», и «росинок россыпь на полях». Композитор сумел выразить гражданскую тему через задушевную, лирическую музыку. Мелодии Л. Афанасьева народны по своим истокам, его напевы поэтичны, одухотворены сильным чувством.
Разумеется,- мы здесь рассказали далеко не о всех композиторах, талант которых развернулся в 70-е годы. Хочется назвать также А. Колкера, В. Мигулю, М. Минкова, Э. Ханка, Р. Амирханяна, В. Филипенко и многих других. Популярными стали произведения непрофессиональных композиторов (то есть не членов Союза композиторов), певцов — Ю. Гуляева, М. Магомаева, Е. Мартынова.
Рассказывая о широком развитии песенного искусства в нашей стране, нельзя не упомянуть о современном жанре гитарной авторской песни и огромном масштабе ее распространения среди молодежи.
Авторы самодеятельных песен, как правило, либо сами сочиняют музыку и слова, сами поют, сами аккомпанируют себе, либо знакомят, слушателей с собственными песнями, написанными на чьи-то слова,
Многие из современных бардов поют стихи на собственную музыку. К ним относится неповторимо своеобразный песенник-поэт Б. Окуджава, безвременно ушедший из жизни широко популярный В. Высоцкий, Н. Матвеева, Ю. Ким. Но есть и такие барды, которые поют на свою музыку чужие стихи. Это — С. Никитин, А. Суханов, А. Дулов. И народные певцы, и участники самодеятельности складывают песни, не ориентируясь на затейливую гармонизацию. Барды опираются на простейшую гитарную гармонизацию, если не считать творчества единичных искусных гитаристов, создавая при этом неповторимо прекрасные, искренние песни, во многом превосходящие эстрадные поделки иных профессионалов.
Песни таких известных бардов, как Юрий Визбор, Виктор Берковский, Сергей и Татьяна Никитины, поют на стоянках геологических, географических и геодезических отрядов, на дальних и ближних зимовьях, в палаточном городке и в купе поездов транзитных маршрутов. Но произведения таких широко популярных творцов песен, как Б. Окуджава и В. Высоцкий, распространены повсеместно. Булат Шалвович Окуджава (р. в 1924 г.) — русский советский писатель. Его стихи пронизаны интимной лирической интонацией, мягким юмором (сб. «Острова», «Веселый барабанщик», «Арбат, мой Арбат»). Он автор и исполнитель популярных песен, многие из которых знакомы нам по кинофильмам.
Широко популярны песни Владимира Семеновича Высоцкого (1938—1980), известного артиста театра и ки? но. Он приобрел славу как певец предельной искренности и самоотдачи, своеобразием своего таланта. В его творчестве видное место занимают песни о войне — «Мы вращаем землю», «Спасите наши души», «Он не вернулся из боя», «Я — Як-истребитель», «Черные бушлаты», «Всю войну под завязку», «Звезды», «Разведка боем», «Аисты». Это произведения трагического содержания.
Вот, например, обжигающие строчки из первой песни:
От границы мы землю вертели назад, Было дело — сначала. Но обратно ее закрутил наш комбат, Оттолкнувшись ногой от Урала.
Высоцкий создал, как полагают специалисты, около восьмисот песен. Они различны по жанровой характеристике: исповеди, монолога, зарисовки, кличи. И каждая из этих песен неповторимо своеобразна по своим стилевым особенностям; Вспомним хотя бы:
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю,
Я коней своих нагайкой стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю.
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю-у-у.

Популярность завоевали произведения и других бардов. Например, песни С. Никитина «Диалог у новогодней елки», «Баллада об уходящем поезде» (на слова Ю. Левитанского) поют многие. Они- звучат по радио, по телевидению, на пластинке. С. Никитин исполняет в фильме «Ирония судьбы» те песни, которые выпали на долю герою произведения.
Оценивая размах самодеятельного песенного творчества, поэтесса Юнна Мориц пишет: «Выразительность простой мелодии, поиски незастойной, содержательно развивающейся гармонии, автобиографичность, раскрытость, свобода и свежесть фантазии, ненависть ко всякой фальши и пошлости, чувство ответственности за происходящее, сердечность, красота и правдивость, музыкальная и поэтическая образность — вот лучшее, что дал нам на радость этот союз талантов, рыцари бардовской песни, которая разрослась так широко и разлетелась так далеко и так высоко, что поют ее ныне по всей стране — даже в космосе!».
Мы видим, таким образом, что современная песня переживает процесс преображения. Он затрагивает самые различные стороны художественного творчества. Появляются новые темы, а многие из прежних обретают неожиданные оттенки, нюансы, повороты. Иными оказываются герои песен. Сегодня — это покорители БАМа, космонавты, разведчики недр, борцы за мир, ученые, труженики полей, представители славного рабочего класса. Используются новые интонационные пласты. Переосмысливается художественная форма. Более того, само существование песни, ее судьба в обществе не остается неизменной. Сегодня, как и прежде, песня неотторжима от каждодневных событий нашей страны.
На Втором пленуме Правления Союза композиторов СССР, о котором уже шла речь (1975), композиторы и критики пришли к выводу, что по сравнению с 50-ми годами песня переживает художественный подъем. О несомненном творческом развитии этого жанра говорилось и на Шестом съезде композиторов СССР (1979). Несомненный взлет произошел во многих жанровых разновидностях песни наших дней. Это особенно касается патриотической песни. Гражданская устремленность, большая общественная тема всегда важны для музыки. Поэтому песни о Родине, о Ленине, о партии, о комсомоле сохраняют свою ведущую роль в советской песенной культуре.

Об успехах в развитии советской песни говорит ее жанровое многообразие. Большой популярностью пользуются гимнические песни, в том числе «Партия — наш рулевой» В. Мурадели (слова С. Михалкова), «И мы в то время будем жить», «Родина моя» А. Долуханяна (слова М. Лисянского), «Ленина помнит земля» А. Новикова (слова В. Харитонова), монументальные произведения С. Туликова. Накануне XXVI съезда КПСС Союз композиторов СССР совместно с фирмой «Мелодия» подготовил любителям музыки подарочное издание — альбом песен из двух пластинок. В него вошли лучшие песни советских композиторов, созданные в период между XXV и XXVI съездами'КПСС. Их авторы — композиторы Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Казахстана. Некоторые из этих песен специально созданы к съезду, например «Я о Родине пою» С. Туликова (слова Н. Доризо).
К гимническим песням, которые мы назвали, примыкают так называемые песни-манифесты. Можно упомянуть такие произведения, как «Славлю мою Советскую Родину» А. Филиппенко, «Мы — коммунисты!» С. Туликова, «Коммунары не будут рабами» Э. Колмановского, «Плакат» И. Ковача, «Партбилеты» А. Флярковского, К песням патриотического содержания относятся также многие песни-баллады. Здесь можно назвать цикл «Баллады о бессмертии» О. Фельцмана (слова Р. Рождественского) и песни к спектаклю «Молодая гвардия», «Балладу о братстве» И. Шамо (слова Д. Л уценке).
В жанре гражданской песни немало творческих находок и у молодых композиторов — И. Лученка, М. Майкова, С. Томина, В. Филиппенко, Н. Мартынова, Л. Балая, В. Тылика, Д. Дустмухамедова, Сейфи Джалила, С. Манжигеева, Э. Ханка. Таким образом, в минувшие десятилетия созданы высокие образцы песенной лирики, гражданская тема нашла удачное воплощение в песнях? балладах и песнях-манифестах.
Например, «Баллада о красном всаднике» Я. Дубравина (слова О. Рябоконя) рассказывает о подвиге молодого революционера. Песне присуща сюжетность. Однако повествовательность несколько раз прерывается авторским обращением к людям, к слушателям.
Такая перекличка прошлого и настоящего, повество-вательности и обнаженной лиричности стала в этой песне сквозным композиционным приемом. Упомянем также «Солнечную балладу», «Лунную балладу», «Звездную балладу» С. Пожлакова (слова Л. Лучкина), «Зависть» А. Колкера (слова К. Рыжова), «Следующий.» В, Успенского (слова Л. Палея).
В песнях-балладах часто используются художественные образы и символы. Назовем в качестве примера произведения И. Шамо «Товарищ Песня» (слова Р. Рождественского). Песня, Правда, Сердце здесь персонифицированы, названы товарищами, то есть представлены как бы конкретным человеком:
Остался дом за дымкою степною, Но скоро я к нему вернусь обратно. Ты только будь, пожалуйста, со мною, Товарищ Правда!
Написанная в маршеобразном ритме, эта песня передает ощущенье героической устремленности вперед:
Я снова поднимаюсь по тревоге,
И снова бой такой, что пулям тесно,
Ты только не взорвись на полдороге,
Товарищ Сердце.

Среди новых гимнических песен можно назвать произведение А. Долуханяна «Такая нам судьба дана» (слова Р. Рождественского).
В 70-е годы бурно развивалась не только гражданская тема, но и лирика. В наши дни А. Петров, М. Таривердиев создали своеобразные психологические зарисовки, поэтичные сцены песни настроения. Как правило, в этих произведениях описывается одна ситуация, одно состояние. Однако образная символика, жанровая характерность придают их песням свежее звучание, оригинальность и выразительность.
Широкая и разносторонняя тяга к лирике имеет, безусловно, свою подоснову. Она вызывает усиленное внимание к внутреннему миру человека, его неповторимой духовности. Интерес к душевным переживаниям личности, к психологической тонкости людей, к порывам и влечениям человека обеспечивает расцвет лирики.
Лирика царит, как мы видим, не только там, где её присутствие продиктовано непосредственным жанровым выбором. Она проникает и в те сферы, где прежде господствовали только патриотические мотивы. Само раскрытие общественной, героической темы невозможно сегодня без углубления замысла, без того, что современные исследователи называют «лиризацией». Вспомним такие произведения, как «Русь» А. Пахмутовой, «Песня о далекой Родине» М. Таривердиева, «С чего начинается Родина?» В. Баснера, «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева, «Я люблю тебя, Россия» Д. Тухманова, «Снега России» В. Успенского и Л. Гарина.

Песня «Снега России» прозвучала в кинофильме «Миссия в Кабуле» (слова Н. Олева). Мелодия ее развивается спокойно, лирично. В ней отзвук старинных вальсов, так живо символизирующих славу страны, ее неповторимый облик. Припев песни включает в себя восклицательные и вопросительные интонации. Он задумчиво-печален, элегичен: «Снега России, снега России, где хлебом пахнет дым».
Появление этой тенденции к лиризации, если возвращаться к истории, можно отнести к середине 50-х годов. Песня-гимн, дотоле широко распространенная в советском искусстве, стала обретать новые черты. Стали появляться образцы углубленной лирики, в которых общественная тема окрашивалась в лирические обертоны. Это относится, например, к песне С. Туликова «Ленин всегда с тобой» (слова Л. Ошанина).
Процесс этот продолжал развиваться и приносить хорошие результаты во всех жанровых разновидностях массовой песни. В середине 60-х годов произошла переориентация песни от массовых и гимнических к лирическим. Можно назвать сегодня удачные попытки лирического одухотворения марша в песнях «Надежда» Л. Пахмутовой, «День Победы» Д. Тухманова.
Лучшие советские песни, вошедшие в золотой фонд нашего искусства, отличаются высокой идейностью, глубиной замысла, воспитывают чистые, благородные чувства. Рядом с произведениями патриотического, гражданского звучания достойное место занимают талантливые песни, которые рассказывают о сокровенных переживаниях — любви, верности, дружбе.