Рассказ о рождении и судьбе советских песен, популярных в СССР, о композиторах и поэтах - авторов песен, о том, как эти песни появились
Евгений Долматовский
Рассказы о твоих песнях
"Детская литература", 1973г.
поканетеще
(pdf Мб)
Содержание:
НАШИ ПЕСНИ
С высот сегодняшнего дня, как альпинисты, достигшие горного перевала,
оглядываем мы наш пройденный путь. Седые ветераны или вихрастые школьники
— все равно, мы правильно и по праву говорим: наш путь — наш, нашего государства,
нашего народа. Все, что сделано, построено, достигнуто, принадлежит нам
и входит в круг ответственности людей октябрьских поколений; строителей
нового мира.
История руками людей расставляет памятные знаки: это и построенные города,
и проложенные каналы, и военные и мирные победы, события радостные и горестные,
торжественные и печальные. Мы знавали и успехи и поражения, никогда наш
путь не был легким.
Но мы всегда знали и чувствовали: в великую эпоху живем, свидетелями и
участниками неповторимых событий являемся. И одним из выразителей наших
чувств и мыслей, наших характеров и судеб всегда была песня. Честное слово,
песни, при всех своих других функциях, еще и исторические документы —
по ним можно изучать и слушать пульс времени. Сочиненные поэтами и композиторами,
эти произведения, однако, в самой малой степени являются собственностью
своих непосредственных авторов: чем лучше песня, тем больше оснований
считать ее народным достоянием, выражением чувств и мыслей миллионов.
Чем лучше песня, тем менее известно, как она родилась: людям кажется,
что она возникла, появилась сама, завязав в образ их волнения и раздумья.
Участвуя в запечатлении и создании истории, каждая песня имеет еще и собственную
историю. Мы мало обращали на это внимания, и теперь чуть ли не раскопки
приходится производить, чтобы разобраться в фактах всего лишь двадцати
- тридцатилетней давности. А интерес к истории песен, возникший в последние
годы, все растет, и дорогими становятся все подробности, обстоятельства
и детали.
Поющие песню выражают через нее самые глубинные черты своего характера.
Среди прочих качеств песни есть у нее качество проявителя. По тому, что
и как поет человек, я многое могу в нем узнать и понять.
Песня — выразитель высоких чувств. Для выражения низменных побуждений
она непригодна. Наверное, потому наш революционный путь, как знаменами,
отмечен и песнями.
Я давно живу в мире нет, С самого раннего детства. И не в том дело, что
я и сам их пишу, а в том, что стараюсь угадать по ним направление развития
нашего общества. У каждого человека есть свой песенник. У одних он объемистый,
у других маленький. Его носят не в кармане, не в портфеле — в сердце,
в памяти.
Предлагаю читателю песенник несколько необычного характера.
Из великого множества наших советских песен я выбрал и свел под один переплет
песни, которые, вероятно, известны читателям. Я рассказываю о каждой из
этих песен то, что знаю: о том,
как они создавались, как жили среди людей, как участвовали в битвам и
стройках. Мне кажется нужным и важным поведать и об их авторах.
Эта книга — новое, пополненное и расширенное издание книги «50 твоих песен»,
выходившей к 50-летию Октябрьской революции. Первый выпуск вызвал много
откликов. Замечания и советы читателей помогли мне подготовить новое издание.
По просьбам, встречавшимся во многих письмах, я рассказываю теперь о таких
старых песнях, как «Картошка» и «Гренада», а также о новых песням, появившихся
или распространившихся в недавние годы.
Я выполнил еще одну просьбу читателей; включил в это издание рассказы
о некоторых своих песнях. В ряде писем отмечалось, что в последнее время
в печати появилось немало авторских рассказов: поэты и композиторы сами
вспоминают, как рождались песни. Свидетельство самих творцов, по мнению
многих читателей, интересней, чем очерк, написанный по материалам, как
бы со стороны. Не могу полностью согласиться с таким утверждением, но
выполняю заявку тех, кто хотел узнать о «Песне о Днепре», «Любимом городе»
и других песнях на мои слова.
Конечно, другой автор составил бы такую книгу по-иному. Помещение некоторых
песен рядом с всенародно известными может показаться спорным. Но важнее
отметить, что на страницах этой книги вы встретитесь лишь с частицей песенного
запаса нашей Родины. Тут песни — как представители от целых отрядов, как
примеры.
Я старался рассказать и собрать достоверные факты, но, вероятно, некоторые
из них являются и легендами, возникшими вокруг затуманенных временем фактов.
Ведь песня всегда стоит на полдороге между фактом и легендой.
Работая над рассказами о песнях, я беседовал со своими товарищами — поэтами,
композиторами, музыкантами и артистами,— мы вспоминали вместе все, что
относится к песням, с которыми жили и живем. Увы, много интересного забыто,
потеряно: творцы истории не очень заботятся о том, чтоб ее запечатлеть.
Если рассматривать тексты некоторых песен с чисто литературной точки зрения,
они покажутся слабыми. Да так оно и есть. Но широкое распространение этих
песен требует подхода с иной, особой меркой. Конечно же, не слабость стиха
явилась причиной их жизненности. Подлинную причину успеха я старался понять
и выявить в рассказах.
Я не историк, только поэт. Мне трудно было определить точные даты рождения
песен. Да и как считать правильно: момент написания текста или музыки,
факт опубликования или время всенародного признания песни? В каждом случае
пришлось ставить дату по-разному. Впрочем, из рассказов читатель узнает,
когда та или иная песня стала фактом общественной жизни.
Сквозь бесхитростные строки и простые мелодии скульптурно проступает со
всей очевидностью образ нашего времени — и черты, и черточки, главные
и проходящие, но всегда интересные и дорогие нам, современникам.
Не буду повторять уже ставшие штампами, но все равно соответствующие истине
слова о том, что песня — друг, товарищ, помощник, наставник.
Послушайте рассказы о песнях, об их замыслах, рождении, бытовании.
История песен — часть истории нашей Родины, этапы большого пути.