История создания песни, ноты для фортепиано, баяна, гитары
По-разному может сложится судьба песни: одна поется на демонстрациях, митингах, другая - в гостях в радостный и шумный час, третья - в грустный и одинокий. Но есть и песни, которые известны многим, но предназначены не столько для хорового пения, а больше для слушания. Услышав исполнение такой песни по радио - приутихнут, задумаются; подпевают не столько голосом, а как бы сердцем. С такой песней можно жить, молчаливо советуясь, как с близким знакомым. И они - своим смыслом, своим настроением - помогут найти верное решение самых трудных, неразрешимых проблем, по-хорошему растревожат, пробудят душу для высоких и чистых свершений.
Я зачисляю к таким своим личным песням-друзьям песню композитора Бориса Мокроусова на стихи поэта Алексея Фатьянова «Когда весна придет, не знаю». Она сочинена в 1955 году, вышла в свет в 1956 году в замечательном молодежном кинофильме «Весна на Заречной улице».
Песня говорит сама за себя, а вот о ее создателе хочется сказать. Алексей
Фатьянов выглядел как былинный богатырь. Он приехал в Москву из Владимира,
наивный, широкий, шумный, веселый, песенный. В юности стихи он сочинял
тайно, показывал их лишь своим друзьям, в число которых попал я. Мы повстречались
в 1937 году на берегах Амура.
Фатьянов был актером Театра Красной Армии, его актерские данные оценивались
высоко, в театре его любили и уважали, но он мечтал о большем.
Его песенный талант проявился в годы Великой Отечественной войны. Есть
авторы, умеющие сочинять самые разноплановые песни. Есть поэты, создавшие
и спевшие свою одну единственную возможную песню. Таким был поэт Фатьянов.
Его песня всегда узнаваема, пусть даже музыка будет написана совсем разными,
не похожими друг на друга композиторами. Душу и направление песни определял
поэт. Вот фронтовая лирика, работа Алексея Фатьянова и композитора Василия
Соловьева-Седого: «Давно мы дома не были», «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?»,
«На солнечной поляночке». И вслед за этими всенародно известной песни
- «Где же вы теперь, друзья-однополчане? ».
Пожалуй, ни с кем у Соловьева-Седого так хорошо не получались песни, как
с поэтом Фатьяновым. Мелодия и слова слились воедино, полностью гармонизируя
друг другу.
В 1955 году Алексей Фатьянов прибыл в Одессу, где снимался фильм «Весна
на Заречной улице». В рабочей комсомольской атмосфере создавалось это
кино. Впечатлительный Алексей Фатьянов быстро влился в коллектив, приобрел
друзей. Песня создавалась не сразу, композитор и поэт искали и слова и
музыкальную гармонию, чтобы песня рабочего парня получилась убедительной
- ведь раньше героями песен Фатьянова (или, как принято говорить - лирическими
героями) были по преимуществу деревенские юноши либо солдаты, пришедшие
в армию из села.
Поэтому городской комсомолец, молодой рабочий был для него новой фигурой.
Поэту удалось очень трудное, мало у кого получавшееся - о мартеновской
печи, о заводской проходной он сказал так, что эти сухие строки зазвучали
задушевно, как интимная лирика. Огромна заслуга композитора Бориса Мокроусова.
Он смог создать новую мелодию рабочей окраины. В трудном соревновании
с композитором Соловьевым-Седым, работая с поэтом, он оказался на высоте.
Заметьте: тема безответной любви вдруг прерывается - и далее о мартеновских
печах, о главной для человека улице. И нам представляется, что разговор
о любви все еще идет, и не такая уж она безответная, эта любовь, если
вместе сходятся все приметы юности.
Поэт Алексей Фатьянов умер, не дожив и до 40 лет. До сих пор живут его
песни.