История создания песни, ноты для фортепиано, баяна, гитары
Это песня из 60-х годов, но появилась она гораздо раньше, и история ее
рождения более тридцати лет.
В 1928 году мальчик четырех лет произнес несколько фраз, начинавшихся
поразившим его словосочетанием - пусть всегда.
Строго говоря, мальчик и не думал, что у него получились стихи. Он просто
повторял начало фраз, как бы выстраивал свои мысли, своё первое сознание
окружающего мира.
Маленький человек жил в небывалой стране, и таким светлым, таким утренним
мироощущением наполнено его как бы само собой возникшее сочинение:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Эти удивительные строки, записанные кем-то из взрослых, однажды попали
в руки Корнея Ивановича Чуковского. Он тогда готовыл к выпуску свою ставшую
впоследствии знаменитой книгу «От двух до пяти». Чуковский в течение многих
лет собирал и записывал детские разговоры, фразы, сочинения. Эта необычная
коллекция оказалась не только сборником забавных слов, словообразований,
разговоров, но и интереснейшим свидетельством формирования человека, и
научным трудом по детской психологии.
Эта песнь о солнце, о мире, о любви и достоинстве, спетая четырехлетним
гражданином молодого Советского государства, всегда обращала на себя внимание
читателей книги
«От двух до пяти».
Художника Кокорекина эти строки воодушевили нарисоватьпервомайский плакат.
Плакат с этими стихами имел большой успех.
Транспорант Кокорекина украсил демонстрацию 1960 года на Красной площади
в Москве, где его заметил композитор Аркадий Островский. Он еще не читал
эти строки раньше, и они поразили его. Поэтому он предложил своему старому
товарищу и постоянному соавтору поэту Льву Ошанину сочинить текст использовав
фразы с первомайского плаката как припев песни. Ошанин поначалу отказался
- детские песни у него не получаются. Но Островский настаивал на продолжении
работы над детской песней. Предложил сделать ее для всех возрастов, утверждающей,
что этот детский рисунок и слова мальчика и есть выражение мыслей и надежд,
которые волнуют всех советских людей.
Островский написал музыку к детскому четверостишию и продолжал настаивать,
чтобы Ошанин сочинил стихи к песне. Припев, остающийся главным в этой
песне, лишь чуть видоизменен - первая и вторая строки поменялись местами.
Много пришлось искать поэту, чтобы найти, казалось бы, самое простое решение:
рассказать, что ребенок сделал рисунок с текстом и что эта надпись выражает
очень важную всем мечту о мире. Песня получилась.
Какая же она? Детская? Да, ее поют и дошкольники, и октябрята. Но эта
мелодия звучит в трубах оркестров на Красной площади как марш во время
прохождения войск на параде. А на фестивале эстрадной пески в польском
городе
Сопоте, где демонстрировались изысканнейшие произведения для джазов, отобранные
в порядке конкурса во многих странах, советская песня «Пусть всегда будет
солнце» заняла
первое место - не только по единогласному решению международного жюри,
но и по громовому успеху в многотысячной аудитории.
На Всемирном конгрессе женщин в 1964 году эту песню пели хором во Дворце
съездов в Кремле делегатки ста стран и народов, пели, взявшись за руки,
с просветленными лицами. А еще ее любят петь дома, в семье, тихо и задушевно.
Такова судьба этой песни. Ну, а как сложилась судьба автора главных слов,
мальчика, которому в 1928 году было четыре года? Фамилию его никто не
знает. Корней Чуковский вспомнил, что мальчика, кажется, звали Костей.
В прессе промелькнуло упоминание о том, что сорокалетний автор слов «Пусть
всегда будет солнце» стал инженером, работает на одном из уральских заводов
и не желает объявляться теперь как автор детских слов. По другой версии,
Костя двадцатилетним погиб в первые годы Великой Отечественной войны.
В наше время широко развернулось пионерское движение «красных следопытов».
Достойная задача для следопытов - разыскать автора знаменитых слов, найти
о нем достоверные сведения.