Сборники статей - Вопросы музыкальной педагогики

Музыкальная литература

Вопросы вокальной педагогики

В сборнике получают освещение проблемы методики обучения игре на народных инструментах. Статьи преподавателей музыкальных школ, училищ и консерватории посвящены вопросам совершенствования двигательного аппарата и постановки руки обучающихся игре на баяне, балалайке, домре и гитаре.

 

 

Скачать выпуск Вопросы музыкальной педагогики
Вопросы музыкальной педагогики

выпуск 6
составители В.Игонин, М.Говорушко
"Музыка", 1985г.

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Содержание данного выпуска составляют статьи, посвященные проблемам формирования двигательных навыков игры на народных инструментах.
Статья В. Игонина и Л. Скуматова «Об устранении дефектов постановки правой руки баяниста» ставит вопросы, связанные с методикой совершенствования постановки правой руки школьника-баяниста. Авторы не рассматривают свои рекомендации в качестве незыблемых и единственно правильных: в каждом случае указывается лишь один из возможных путей решения проблемы.
На протяжении ряда десятилетий (в последние годы особенно) в исполнительской практике баянистов прослеживается тенденция к широкому применению пятипальцевой аппликатуры.

Отличие традиционной аппликатуры баяниста от приведенной состоит в выполнении требования, в основе которого лежит закрепление за наиболее сильными и ловкими пальцами определенного ряда клавиатуры: 2-й палец закрепляется за
вгервым рядом, 3-й палец — за вторым рядом, 4-й палец — за третьим рядом.
Отклонения от этого правила впоследствии неизбежны. Но в начале обучения осуществление принципа, позволяющего сосредоточить технику не в периферии (4-й и 5-й пальцы), а в центре руки (2-й, 3-й, 4-й пальцы),—необходимая
предпосылка воспитания аппликатурной дисциплины баяниста. С усложнением репертуара растет потребность в использовании периферийных разделов руки.
В дальнейшем занятия не должны ограничиваться только изучением аппликатуры с применением 2-го — 5-го пальцев. Творческий подход к использованию 1-го пальца позволяет учащимся сделать заметный качественный скачок в своем
развитии.
При подготовке молодых исполнителей-баянистов, а также участников художественной самодеятельности, следует уделить особое внимание развитию навыков чтения с листа. Ввиду почти полного отсутствия литературы по вопросам чтения
нот с листа, эта тема приобретает особую актуальность.
Крайне мало разработан методический аспект проблемы. Методика обучения чтению с листа связана не только с развитием внутреннего слуха, но и музыкального мышления. Важно быстро понять художественный замысел произведения,
уловить самое характерное в его содержании, постараться передать его музыкальный образ. Необходимо хорошо ориентироваться в форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного.
Данному кругу вопросов и посвящена статья М. Говорушко «Чтение с листа в процессе обучения баяниста».
С чего начинать баянисту при разучивании меховых приемов, как облегчить выполнение приема при быстром чередовании направления движения меха?
Как работать над «меховым тремоло»? Как освоить прием «рикошет»? Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в статье А. Крупина «О некоторых принципах освоения современных приемов меха баянистами». Автор весьма
широко охватывает проблематику меховых приемов. Его методические предложения практичны, даются с большим знанием дела.
В статье М. Сенчурова «Бряцание» анализируется основной прием звукоизвлечения на балалайке, основанный на движении от исходного положения руки до собственно звукоизвлечения. Особое внимание уделяется рассмотрению замаха руки. Термины «начальный замах» и «промежуточный замах» вводятся автором впервые.
Со статьей об оригинальном приеме «гитарное тремоло» выступает А. Шалов.
Автор развивает ряд положений, высказанных им в работе «Основы игры на балалайке» (Л., 1970). В существующей методической литературе для балалайки преимущественное внимание уделяется ударному способу звукоизвлечения. «Гитарное
тремоло»— прием щипковый, методика освоения которого разработана недостаточно. Автор предлагает один из рациональных путей овладения этим важным приемом.

В центре внимания статьи И. Фоченко «Об организации двигательного аппарата домриста»— постановка левой руки, аппликатура, а также осуществление двигательных функций правой руки. Автор не ставит всеобъемлющих задач.
Его цель — поделиться с читателями своим педагогическим опытом по тем отдельным вопросам методики формирования двигательных навыков, которые представляются ему наиболее важными и существенными.
Актуального вопроса касается в своей статье А. Николаев. Большое значение в воспитании начинающих гитаристов имеет не только правильная постановка исполнительского аппарата, но и внимательный слуховой контроль за качеством
звука, за грамотным воспроизведением нотного текста.
До сих пор вопросы артикуляции игры на гитаре в методике не изучены с достаточной глубиной, хотя роль артикуляции в искусстве игры на гитаре исключительно велика. Изучение имеющейся литературы по этому вопросу и личный педагогический опыт дали автору возможность изложить свою точку зрения. Автор не претендует на исчерпывающее решение поставленных задач, в
большинстве случаев его цель — их постановка.
Сборник подготовлен по инициативе отдела народных инструментов музыкального училища при Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и предназначен для педагогов музыкальных школ, учащихся музыкальных
училищ, участников художественной самодеятельности, а также многочисленных любителей игры на народных инструментах.

Скачать Вопросы музыкальной педагогики Скачать книгу