От редколлегии
«Музыка Австрии и Германии», книга вторая, входит в серию учебных пособий
по истории зарубежной музыки для студентов теоретико-композиторских факультетов
консерваторий и других музыкальных вузов.
Как и предшествующие учебные пособия: «Музыка французской революции XVIII
века. Бетховен» (М., 1967), «Музыка Австрии и Германии XIX века», книга
первая (М., 1975), настоящее издание является коллективным трудом, у истоков
замысла которого стоял доктор искусствоведения, профессор Р. И. Грубер,
в течение двадцати лет (1942—1962) возглавлявший кафедру истории зарубежной
музыки Московской консерватории
Во второй книге посооия «Музыка Австрии и Германии XIX века» освещаются
проблемы развития музыкального романтизма в странах немецкого языка в
середине столетия, рассматривается творчество Ф. Мендельсона-Бартольди,
Р. Шумана, И. Брамса, К. Лёве, Р. Франца, П. Корнелиуса, которые во многом
опирались, как и ранние композиторы-романтики Шуберт, Гофман, Вебер, на
идейно-эстетические принципы венского музыкального классицизма. В центре
внимания здесь оказывается творчество Роберта Шумана, определяющее проблематику
зрелого музыкального романтизма. Включение в данную книгу главы о Брамсе,
где затрагиваются вопросы уже более позднего романтического искусства,
вызвано стремлением показать непосредственное развитие в его творчестве
шумановской романтической и одновременно непрерывное воздействие классических
традиций.
Третья книга пособия завершит триаду изданий, посвященных немецкому музыкальному
романтизму. В нее войдут более полное освещение проблем позднего романтизма,
анализ эстетических воззрений и творчества Р. Вагнера, X. Вольфа, А. Брукнера.
В настоящее учебное пособие включены очерки-исследования, в которых авторы
широко использовали научные достижения советского и зарубежного музыкознания.
Рассмотрение важнейших проблем истории музыки в свете марксистско-ленинской
методологии, во взаимодействии с общими процессами развития национальной
и европейской художественной культуры, раскрытие вопросов эстетики, стилей
и жанров, а также особенностей творчества композиторов и его эволюции
на основе наиболее значительных музыкальных произведений составляют основную
цель пособия.
Как и в ранее опубликованном пособии, во второй книге «Музыки Австрии
и Германии XIX века» не предусмотрено полное изложение биографий и исчерпывающий
обзор всех сочинений композиторов.
В библиографии, данной в конце книги, приводится список основной литературы
по теме. При составлении библиографии особенное внимание было обращено
на научную литературу — советскую и зарубежную — последних десятилетий.
ВВЕДЕНИЕ
Романтизм и музыкальное искусство
Романтизм в музыке Австрии и Германии
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЕНЫ И ФРАНЦ ШУБЕРТ
Творчество Шуберта
Песни
Камерно-инструментальные ансамбли
Фортепианное творчество
Симфонии
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XIX ВЕКА И РОМАНТИЧЕСКАЯ
ОПЕРА
Э.Т.А. Гофман и его музыкальная деятельность.
К.М. Вебер и его творчество.
Оперы
Песни
Инструментальная музыка.
Список основной литературы.
Указатель имен
От редактора
Введение
Музыкальная культура Германии и Австрии в середине
XIX века
Феликс Мендельсон-Бартольди
Творческий облик и музыкально-просветительская деятельность
Инструментальная музыка
Ораториальные произведения
Роберт Шуман
Творческий облик композитора. Эстетика, стиль.
Фортепианная музыка
Песни
Камерные инструментальные ансамбли
Симфонии и увертюры
Крупные вокально-инструментальные сочинения.
Ораториальные жанры
Опера «Геновева»
Пути развития немецкой романтической песни
Карл Лёве и немецкая песенная баллада XIX века
Лирическая песня в творчестве Ф. Мендельсона, Р. Франца и П. Корнелиуса
Иоганнес Брамс
Творческий облик и основные этапы творческого пути
Фортепианное творчество
Песни
Хоровая музыка. «Немецкий реквием»
Камерные инструментальные ансамбли
Концерты
Симфонии
Список основной литературы
Указатель имен