«Музыка Австрии и Германии», книга вторая,
входит в серию учебных пособий по истории зарубежной музыки для студентов
теоретико-композиторских факультетов консерваторий и других музыкальных
вузов.
Как и предшествующие учебные пособия: «Музыка французской революции XVIII
века. Бетховен» (М., 1967), «Музыка Австрии и Германии XIX века», книга
первая (М., 1975), настоящее издание является коллективным трудом, у истоков
замысла которого стоял доктор искусствоведения, профессор Р. И. Грубер,
в течение двадцати лет (1942—1962) возглавлявший кафедру истории зарубежной
музыки Московской консерватории
Во второй книге пособия «Музыка Австрии и Германии XIX века» освещаются
проблемы развития музыкального романтизма в странах немецкого языка в
середине столетия, рассматривается творчество Ф. Мендельсона-Бартольди,
Р. Шумана, И. Брамса, К. Лёве, Р. Франца, П. Корнелиуса, которые во многом
опирались, как и ранние композиторы-романтики Шуберт, Гофман, Вебер, на
идейно-эстетические принципы венского музыкального классицизма. В центре
внимания здесь оказывается творчество Роберта Шумана, определяющее проблематику
зрелого музыкального романтизма. Включение в данную книгу главы о Брамсе,
где затрагиваются вопросы уже более позднего романтического искусства,
вызвано стремлением показать непосредственное развитие в его творчестве
шумановской романтической и одновременно непрерывное воздействие классических
традиций.
Третья книга пособия завершит триаду изданий, посвященных немецкому музыкальному
романтизму. В нее войдут более полное освещение проблем позднего романтизма,
анализ эстетических воззрений и творчества Р. Вагнера, X. Вольфа, А. Брукнера.
В настоящее учебное пособие включены очерки-исследования, в которых авторы
широко использовали научные достижения советского и зарубежного музыкознания.
Рассмотрение важнейших проблем истории музыки в свете марксистско-ленинской
методологии, во взаимодействии с общими процессами развития национальной
и европейской художественной культуры, раскрытие вопросов эстетики, стилей
и жанров, а также особенностей творчества композиторов и его эволюции
на основе наиболее значительных музыкальных произведений составляют основную
цель пособия.
Как и в ранее опубликованном пособии, во второй книге «Музыки Австрии
и Германии XIX века» не предусмотрено полное изложение биографий и исчерпывающий
обзор всех сочинений композиторов.
Т. Э. Цытович