В сборник вошли статьи, посвященные финской музыке конца XIX— начала XX в. Рассматривается творчество таких выдающихся композиторов, как Я. Сибелиус, Э. Бергман, С. Палмгрен, Л. Мадетоя, А. Лядов, А. Глазунов и др., а также вопросы, касающиеся средств музыкального языка и жанровых явлений. Статьи подготовлены коллективом преподавателей Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории. В сборник включено резюме на финском языке. Составитель В. И. Нилова
Рекомендовано к печати Советом Петрозаводского филиала Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
Русская и финская музыкальные культуры
Проблемы национальной традиции и межкультурных взаимодействий
"Карелия", 1989г.
(pdf 6.25 Мб)
Содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Близится к концу XX столетие. Наряду с прогнозами на будущий XXI век
заново осмысливается прошлое — недавнее и давно минувшее. В первую очередь
это осмысление затронуло искусство. Историческая дистанция дает возможность
не только еще раз подтвердить непреходящее значение культурных достижений,
уже вошедших в фонд мировой классики, но и обозначить новые творческие
вершины.
Осмысливая путь, пройденный финской музыкой в нашем столетии, убеждаешься
в необычайной интенсивности историко-культурных процессов, затронувших
специфические национальные проблемы и сопричастных эволюции европейского
музыкального искусства. Ярко выраженная консолидирующая социальная функция
музыки конца XIX — начала XX века способствовала становлению, а затем
и обретению зрелости национальной музыкальной традиции; она же обеспечила
и ее актуальность на многие десятилетия. Вместе с тем творчество финских
композиторов не замыкалось только в сугубо национальных проблемах, а своими
исканиями включалось в европейскую музыкальную культуру, сохраняя при
этом национальный колорит.
В нашей стране о финской музыке написано крайне мало, в то время как о
финской литературе имеются серьезные исследования, в первую очередь Э.
Карху.
Для становления финской национальной музыкальной традиции характерен ряд
особенностей, вследствие которых финская музыка первой половины XX века
имела одного лидера — Яна Сибелиуса. Одновременно с ним жили и творили
в различных жанрах многие выдающиеся музыканты, деятельность которых требует
объективной исторической оценки. Да и сам феномен Сибелиуса изучен далеко
не полностью.
Разумеется, в рамках небольшого сборника невозможно затронуть все темы
и все имена, принесшие авторитет и признание финской музыке за пределами
страны. И все же редколлегия стремилась максимально расширить и хронологические
границы, и жанровый диапазон музыкальных явлений, включив в сборник статьи
и о Я. Сибелиусе, и о выдающемся финском композиторе второй половины XX
века Э. Бергмане.
Весь материал сборника объединяет сквозная тема — проб лема национальной
музыкальной традиции. В отдельных статьях она предстает в разных аспектах:
содержании музыкальных произведений и средствах музыкального языка, многообразных
связях с фольклором. Фольклор сыграл огромную роль в эволюции национальной
традиции, поэтому руническим напевам посвящена отдельная статья.
Одновременно в сборнике обозначено еще одно направление в изучении финской
национальной культуры: русско-финские музыкальные связи. Это направление
особенно актуально теперь, когда проблема межнациональных взаимодействий
и контактов вышла далеко за пределы чисто художественных проблем и приобрела
ярко выраженный политический статус.
Сборник подготовлен авторским коллективом Петрозаводского филиала Ленинградской
консерватории.