О ЛУЧШИХ ПЕСНЯХ
А. Островский ноты
Книги о жизни и творчестве, биографии композиторов, нотные сборники
Если вспомнить, что сам Островский когда-то окончил школу ФЗУ, станет понятным его сотрудничество с издательством трудовых резервов. Еще в 1951 году он совместно с Л. Ошаниным сочинил цикл «Песни трудовых резервов».
От этого цикла до песни «Лесорубы» (слова М.
Танича), тоже посвященной теме труда, по родившейся в 1964 году, —
расстояние немалое. Своеобразие «Лесорубов» заключается в передаче процесса
труда через состояние человека, влюбленного в свою работу. Благодаря меткости
музыкально-поэтического воплощения этот образ вырастает до значения символа.
(Здесь воистину претворяется идея—«Один за всех».) И хотя в песне нет
традиционных хоровых перекличек, атмосфера коллективности, «чувство локтя»,
свойственное рабочему человеку, воплощены в ней ярко и убедительно.
Выпуклые концовки фраз, «обрубленные» волевые реплики припева, подобные
энергичным жестам, как бы олицетворяют само движение; устремленная вверх
квартовая интонация: «Эге-гей!» — ассоциируется со знаменитым «Эй, ухнем!»
старой волжской песни.
Но при трудной работе не обойтись без юмора: авторы всячески подчеркивают
это и неожиданностью сопоставлений, и поэтической гиперболизацией («нас
боятся и сибирская тайга, и косматые медведи»), и введением лирико-комического
штриха («Только сердце не послушно докторам, если иволга ноет по вечерам»
— в этот момент в аккомпанементе внезапно звучат мягкие триольные переливы,
совсем уж необычные для жанра трудовой песни).