М. Нестьева - Аркадий Островский

О ЛУЧШИХ ПЕСНЯХ

А. Островский ноты



Книги о жизни и творчестве, биографии композиторов, нотные сборники

 

Слышно эхо топоров

 

 

Если вспомнить, что сам Островский когда-то окончил школу ФЗУ, станет понятным его сотрудничество с издательством трудовых резервов. Еще в 1951 году он совместно с Л. Ошаниным сочинил цикл «Песни трудовых резервов».

От этого цикла до песни «Лесорубы» (слова М. Танича), тоже посвященной теме труда, по родившейся в 1964 году, — расстояние немалое. Своеобразие «Лесорубов» заключается в передаче процесса труда через состояние человека, влюбленного в свою работу. Благодаря меткости музыкально-поэтического воплощения этот образ вырастает до значения символа. (Здесь воистину претворяется идея—«Один за всех».) И хотя в песне нет традиционных хоровых перекличек, атмосфера коллективности, «чувство локтя», свойственное рабочему человеку, воплощены в ней ярко и убедительно.
Выпуклые концовки фраз, «обрубленные» волевые реплики припева, подобные энергичным жестам, как бы олицетворяют само движение; устремленная вверх квартовая интонация: «Эге-гей!» — ассоциируется со знаменитым «Эй, ухнем!» старой волжской песни.
Но при трудной работе не обойтись без юмора: авторы всячески подчеркивают это и неожиданностью сопоставлений, и поэтической гиперболизацией («нас боятся и сибирская тайга, и косматые медведи»), и введением лирико-комического штриха («Только сердце не послушно докторам, если иволга ноет по вечерам» — в этот момент в аккомпанементе внезапно звучат мягкие триольные переливы, совсем уж необычные для жанра трудовой песни).