О ЛУЧШИХ ПЕСНЯХ
А. Островский ноты
Книги о жизни и творчестве, биографии композиторов, нотные сборники
Чтобы мир этот был невредим,
Мы в ответе с тобой перед пим.
Мы в ответе с тобой перед горным ручьем,
Перед каждым цветущим кустом.
Песня «Время» (слова Л. Ошанина) ознаменовала еще одну большую победу
гражданско-патриотической темы в творчестве Островского.
Ответственность живущих перед потомками, перед теми, кто пройдет по земле
через двадцать, двести лет, — вот основная идея песни.
«Время» было среди последних работ композитора. Оно во многом обобщило
прежние достижения, внеся и новые черты в его музыку. Величественной фреской
хотелось бы назвать произведение, в котором сильна ранее не знакомая творчеству
автора гражданско-эпическая направленность. Это проявляется в самом масштабном
развертывании «Времени», состоящего из двух больших разделов с кодой.
Это проявляется и в характере сопоставления названных разделов. Повествовательный
хоровой запев, отражающий словно «умудренный опытом» философский взгляд
со стороны:
Двадцать лет пройдет, сорок лет пройдет — Брома нее быстрей движется вперед.
И более действенный импульсивный припев солиста,
будто «взвешивающий» каждую ноту, со скрытой напряженностью немного тяжеловесных
аккордов-триолей, которая «прорывается» в «повисающем в воздухе», звенящем
до-диезе.
Эпический склад повествования подтверждает и его многожанровость. Былинный
сказ соседствует с задушевной лирической песенностыо, величавой мужественной
танцевальностыо. Таким образом, излюбленный Островским в 60-е годы принцип
«обобщения через жанр» здесь получает свое наивысшее выражение.
«Время»—песня очень русская и по гибкой пластичности мелодики, и по «непостоянности».метроритмического
рисунка, и по структуре, тяготеющей к вариантной повторности. «Время»
— песня очень простая, где целесообразны каждый аккорд или мелодическая
фраза, где органичны, казалось бы, неожиданные переходы от строгой сдержанности
четырехдольного (имеется в виду вступление хора) начала к исполненному
доверительной интонации пятичетвертному продолжению запева:
Слыша, как звенит земля,
Как тепло хранит земля,
Новый человек до земле пройдет, —
которое повторяется, украшенное подголосками сопровождения. Несколько
более изысканна и сложна партия солиста, немного в духе виртуозных органных
фантазий с развитым мелодико-ритмическим рисунком. Такая ассоциация словно
подтверждается импровизационно-патетической кодой песни.
«Время» стало «лебединой песней» Аркадия
Ильича Островского. Он — композитор — оставил это «завещание» своим
товарищам, во многом предвосхитив появление таких, например, произведений
А. Пахмутовой, как «Наша судьба», «Основа жизни». Он —человек — оставил
«завещание» людям, наказав им мерить свои дела и поступки именем будущего.