М. Нестьева - Аркадий Островский

О ЛУЧШИХ ПЕСНЯХ

А. Островский ноты



«В песне, как в зеркале, в художественной форме отражается история нашей страны».
А . Островский

 


Их жизнь зовет

 

 

Только потухли пожары войны, отшумели злые ее звуки, как страна начала подниматься из руин, восстанавливать, строить, созидать. Нужны были руки, много рук, руки, молодые и умелые, головы, полные энтузиазма. Комсомольцы — вот на кого страна возлагала особые надежды.
В песне Островского «Комсомольцы — беспокойные сердца» (1948) звонко отозвалось то время. Конечно же, в ее напевно-маршевой мелодии все еще слышался «голос» И. Дунаевского. И сами образы «солнца и ветра», которым идут навстречу отважные юноши и девушки, напоминали слушателям о творениях замечательного мастера. И все-таки это был уже Островский.
Начинаются «Комсомольцы» привычными фанфарными возгласами. Светло-мажорный, весь в движении запев выявляет массовый характер песни. Широта, интонационно-гармоническая гибкость этого лирического марша были весьма типичны для лучших образцов песенного творчества тех лет. В припеве музыка обретает черты радостной энергии, она будто передает взмахи рук людей, шагающих в бодром марше (это те самые «фразы-жесты», которые мы впоследствии нередко встречаем и в других песнях Островского). На словах «Друзья, вперед, нас жизнь зовет» ровный и твердый ритм, словно отрезающий каждую четверть такта, напоминает о ритме блоковской строки; «Революционный держите шаг». И вместе с тем в припеве композитор сохраняет присущую ему доверительность интонации, оттенок лирической задушевности. На кульминации («Друзья, вперед.») минорный лад припева внезапно на мгновение сменяется мажором, подчеркивающим волевую целеустремленность, оптимизм, уверенность героев в правоте своего дела.