О ЛУЧШИХ ПЕСНЯХ
А. Островский ноты
«В песне, как в зеркале, в
художественной форме отражается история нашей страны».
А . Островский
Только потухли пожары войны, отшумели злые
ее звуки, как страна начала подниматься из руин, восстанавливать, строить,
созидать. Нужны были руки, много рук, руки, молодые и умелые, головы,
полные энтузиазма. Комсомольцы — вот на кого страна возлагала особые надежды.
В песне Островского «Комсомольцы — беспокойные сердца» (1948) звонко отозвалось
то время. Конечно же, в ее напевно-маршевой мелодии все еще слышался «голос»
И. Дунаевского. И сами образы «солнца и ветра», которым идут навстречу
отважные юноши и девушки, напоминали слушателям о творениях замечательного
мастера. И все-таки это был уже Островский.
Начинаются «Комсомольцы» привычными фанфарными возгласами. Светло-мажорный,
весь в движении запев выявляет массовый характер песни. Широта, интонационно-гармоническая
гибкость этого лирического марша были весьма типичны для лучших образцов
песенного творчества тех лет. В припеве музыка обретает черты радостной
энергии, она будто передает взмахи рук людей, шагающих в бодром марше
(это те самые «фразы-жесты», которые мы впоследствии нередко встречаем
и в других песнях Островского). На словах «Друзья, вперед, нас жизнь зовет»
ровный и твердый ритм, словно отрезающий каждую четверть такта, напоминает
о ритме блоковской строки; «Революционный держите шаг». И вместе с тем
в припеве композитор сохраняет присущую ему доверительность интонации,
оттенок лирической задушевности. На кульминации («Друзья, вперед.») минорный
лад припева внезапно на мгновение сменяется мажором, подчеркивающим волевую
целеустремленность, оптимизм, уверенность героев в правоте своего дела.