М. Нестьева - Аркадий Островский

О ЛУЧШИХ ПЕСНЯХ

А. Островский ноты



Книги о жизни и творчестве, биографии композиторов, нотные сборники

 

Знакомый двор

 

 

Все более пристально, сочувственно приглядывается искусство к отдельному человеку, обнаруживая в простых, казалось бы, неприметных людях привлекательные индивидуальные качества. Чем достовернее рассказ — тем больше в нем художественной убедительности. А залогом достоверности служит обрисовка быта этих людей со всеми его «подробностями».

В «Песнях нашего двора» (1962), посвященных истории первой юношеской любви, запечатлена конкретная обстановка, среда, в которой развивалась эта любовь: двор, где бесконечно крутится одна и та же пластинка, где старики пенсионеры стучат в домино. Все подсмотрено в реальной сегодняшней жизни.
Песня «А у нас во дворе», открывающая цикл, вводит в действие, знакомит с обитателями двора и главными героями. Во вступлении воспроизведен наигрыш баяна, его стереотипная аккордовая последовательность (Т S D Т); три аккорда в конце припева звучат будто три гитарных щипка. Иначе говоря, композитор намеренно имитирует те инструменты, которые могут встретиться в обычном городском дворе. Нарочитая квадратность мотива, его наивные секвенционные построения, незатейливые трехзвучные попевки — все это содействует безыскусностн запева. Однако уже в нем возникает некоторое развитие, внутренняя динамика: если начало создает ощущение спокойной повествовательности и протяженная фраза равномерно членится на одинаковые трехтактовые мотивы, то в конце запева фраза «усекается», утрачивает распевность, приближается к говору.

Припев внешне сходен с запевом. Мелодически он так же прост, хотя тут автор применяет метроритмическое освежение, начиная припев с сильной доли такта, тогда как до сих пор господствовал принцип затакта, то есть мотив начинался со слабой доли. По в противовес чисто лирическому запеву в припеве есть и черты мягкого юмора. Две основные фразы («Я гляжу ей вслед — ничего в ней нет») как бы «оспаривают» друг друга и в то же время связаны общей гармонической логикой построения. Забавны в своем неожиданном появлении заключительные три «гитарных» аккорда-щипка.
«И опять во дворе» —новая глава из жизни героев: юноша признается девушке в любви. Композитор обращается здесь к знакомому и привычному жанру вальса. Исподволь, как бы стесняясь, разворачивается вокальная партия запева, мелодия стелется, избегая больших скачков, какой бы то ни было аффектации.
В скромном, чисто традиционном фортепианном сопровождении запева на минуту появляется подголосок, который потом заявит о себе в припеве, а у певца звук фа, кончающий вторую фразу, продлевается еще на один такт, будто рассказчик тем временем обдумывает только что произнесенные слова. Элемент асимметричности, вводимый в запев, неравномерность распределения движения и остановок в припеве становятся основным принципом (мы уже не раз замечали, что Островский для освежения нередко пользуется метроритмическими средствами). Вторая фраза останавливается «не там», где следовало, с запозданием, и то лишь на мгновение, словно герои, кружась в вальсе, задыхаются от волнения. Танцевальный характер припева усиливается и иллюзией играющего патефона, создаваемой с помощью грациозных подголосков аккомпанемента.

Ответом на признание служит третья песня — «Я тебя подожду». Юноша куда-то уехал, и девушка вспоминает о встречах с ним. Естественно поэтому, что вступление этой песни свободно варьирует припев из первого номера цикла. В то же время третья песня, при всей своей простоте, сложнее двух предыдущих, в ней более развита вокальная партия, гибче, подвижнее, ближе к речи стали ее интонации. И аккомпанемент здесь активнее поддерживает голос, потупая с ним в постоянные имитационные переклички. Кстати, прием свободного повтора в сопровождении подчеркивает кокетливый, чуть-чуть капризный, с некоторой «упряминкой» характер героини. В танцевальном припеве соединяются и печаль, и улыбка; подобная мерно раскачивающемуся маятнику фраза «А за окном то дождь, то снег» рождает зрительные ассоциации снегопада и дождя. Но легкую грусть припева композитор тут же стирает озорным неожиданным форшлагом.
Цикл — из трех песен — был закончен и исполнен. Но слушатели хотели узнать: что же произошло дальше с его героями? Они обсуждали их судьбу, строили прогнозы о том, как в дальнейшем будут развиваться их отношения, советовали их поженить. Кто-то прислал стихи. А на Алтае и в других местах страны на мелодию третьей песни придумали свое продолжение, введя в него даже драматический оттенок: «Ходит она [девушка] уже с кем-то другим в кино». Поэтому три года спустя авторы добавили к циклу еще две песни: «Вот снова этот двор», «Детство ушло вдаль».

Первую ноет парень, который после долгого отсутствия вернулся домой. Его вновь встретили знакомый двор, старый дом, те же старики за домино. Правда, иными стали дождь, снег и, главное, — смех девчонки. Она не дождалась. Не дождалась — и всё, больше никаких подробностей мы так и не узнаем.
Во дворе уже звучит другая музыка (композитор вносит ремарку: «подражая самодеятельному оркестру»), и но вступление песни вплетается нечто вроде элементов летки-енки. Так и представляешь себе нескольких ребят, которые самозабвенно играют популярный напев, считая, что они это делают по всем правилам современной моды. На самом же деле их исполнение и наивно и не совсем точно.
Вступление довольно развернуто: юноше надо осмотреться, приглядеться — что изменилось, а что осталось прежним. Пожалуй, прежнего больше, музыка это подчеркивает. Опять все предельно просто: незатейливые, безыскусные ходы мелодии, сопровождение слегка расцвечивается подголосками-фиоритурами, которые, как и в песне «Я тебя подожду», подобны эху, отвечающему на слова солиста. По содержанию песня грустная. По милые сердцу воспоминания могут сделать эту грусть светлой. И Островский, чуткий драматург, завершая четвертый номер цикла, дает «наплыв» — своеобразную цитату из песни «А у нас во дворе», с той же озорной «гитарной» концовкой, снимающей у слушателя ощущение печали.

В пятой и последней песне, «Детство ушло вдаль», девушка, вспоминая историю своей первой любви, тоже грустит. Трудно угадать, грустит ли она о том, что так и не встретилась с ним, или просто горюет о безмятежной поре, которая прошла и никогда уже не вернется.
Эта трогательная песня сродни бытовому романсу и интимно-лирическим настроением, и повторностыо нисходящих, будто жалующихся интонаций голоса, и арпеджированными аккордами вступления.
Много общего у нее и с другими номерами цикла. Аналогичны построения фраз, состоящих из коротких мотивов, будто подслушанных у человеческой речи, наивные секвенции, а в припеве — такие же раскачивающиеся волнообразные очертания мелодии, которые мы уже встречали в девичьей песне «Я тебя подожду». Здесь, несмотря на грусть, звучит нота надежды: «И счастье ждет у наших старых, наших маленьких ворот». Не нашли счастья герои здесь, в этом дворе, но жизнь у них еще долгая, и они обязательно найдут его — таков вывод цикла.
Четвертая и пятая -песни придают циклу внутреннее развитие. Герои его выросли за три года, стали более зрелыми людьми. Это ощущается в большей сдержанности, в углублении подтекста (подобные качества не свойственны наивной юности!), во взгляде на прошлое как бы со стороны, что подчеркивается введением стилизованных музыкальных реминисценций, в светлой печали музыки. Только повзрослев, герои могут не отчаиваться, прощаясь со своей прекрасной, но уже далекой любовью, и никого не винить. «Осуждение» парня, который вовремя не приехал, или девушки, которая не дождалась, внесло бы в цикл прямолинейную дидактичность, лишило бы его тонкости, жизненной правдивости.

Можно констатировать, что психологическое развитие восполнило отсутствие каких-либо совершенно новых средств выражения и способствовало целостности цикла, хотя сам композитор впоследствии сожалел, что недостаточно обновил стиль последних песен соответственно изменениям во вкусах и в слуховом опыте аудитории.
Каждая из «Песен нашего двора», взятая в отдельности, не представляет собой большой эстетической ценности (кроме, пожалуй, «А у нас по дворе»). Главное достижение Островского и Ошанина заключалось в том, что им удалось создать единую многочастную композицию. Это было явлением новым и оригинальным в советском массовом песенном творчестве.