Чайковский(книги, литература)
Музыкальная литаратура, ноты
А. Николаев
Фортепианное наследие Чайковского
"Государственное музыкальное издательство", 1949г.
(DjVu 9 Мб)
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая работа, посвященная фортепианному наследию П. И. Чайковского,
является опытом исследования в плане специфических задач дисциплины «История
и теория пианизма».
Автор избрал темой своей работы фортепианное творчество Чайковского потому,
что оно является важнейшим этапом развития фортепианной музыки в то же
время,—Основой и мощным стимулом ее дальнейшего расцвета в России и за
рубежом.
Если о симфоническом, оперном и камерном творчестве Чайковского написано
довольно большое количество научно-исследовательских работ, если музыковеды
— историки кг теоретики — приложили немало усилий для того, чтобы подробно
изучить творческий метод Чайковского, охарактеризовать черты его симфонизма
и оперной драматургии, особенности его мелоса, гармонии, оркестровки и
т. д., то специально о фортепианном наследии великого русского композитора
не написано ни одной работы. Если не считать отдельных ценных высказываний
о фортепианных произведениях Чайковского, имеющихся в трудах академика
Асафьева и в работах некоторых других музыковедов, то можно констатировать,
что эта сфера творчества великого мастера до настоящего времени почти
не получила научной оценки.
Имея в виду в первую очередь читателя-пианиста (в частности изучающих
курс истории и теории пианизма студентов фортепианных факультетов консерваторий),
автор, говоря о содержании фортепианного творчества Чайковского, уделил
большое внимание его фортепианной «инструментовке». Такого рода анализ,
так же как и анализ мелодики, гармонии и других выразительных средств,
безусловно необходим исполнителю для понимания творческого замысла композитора.
Автор стремился показать органическую связь фортепианного изложения с
содержанием разбираемых произведений. 'Остановить внимание читателя на
характерных чертах фортепианной фактуры Чайковского автору представлялось
особенно важным именно потому, что многие пианисты не понимают органической
связи музыкальных образов и средств их фортепианного выражения в творчестве
Чайковского, считая, что его произведения, за немногими исключениями,
«непианистичны». Если настоящая книга будет способствовать пересмотру
подобных суждений, автор сочтет свою задачу выполненной.
В первых главах книги автор напоминает о наиболее существенных этапах
творческой биографии композитора и дает общее определение места и значения
его фортепианных произведений в истории фортепианной музыки. Учитывая,
что эстетические и общественно-музыкальные воззрения композитора широко
освещены в его собственном литературном наследии и в критических работах
о нем, автор ограничивается. описанием своеобразного пути приобщения Чайковского
к музыке и характеристикой основных черт Чайковского — человека и одного
из великих деятелей музыкального искусства.
В сжатом обзоре истории русской фортепианной музыки автор устанавливает
связь Чайковского с его русскими предшественниками и современниками. Автор,
разумеется, не ставит перед собой задачу — дать исследование по истории
русской фортепианной музыки в целом; эта тема так же, как и исчерпывающее
исследование вопроса о влиянии фортепианного наследия Чайковского на последующее
развитие русского и Западноевропейского фортепианного творчества, должна
явиться предметом специальных научных работ. Автор приносит глубокую благодарность
профессору Р. И. Груберу за ценнейшие указания, давшие возможность во
многом улучшить эту работу при подготовке ее к печати.
Автор выражает также искреннюю признательность члену-корреспонденту Академии
Наук СССР профессору А. В. Оссовскому и профессору К. А. Кузнецову за
их внимание и советы, данные ему в период создания первых эскизов этой
книги, старшему научному сотруднику Дома-музея П. И. Чайковского в Клину
Е. М. Орловой, оказавшей значительную помощь в работе над рукописями Чайковского,
и редактору книги А. А. Соловцову.