А. Николаев- Фортепианное наследие Чайковского

Чайковский(книги, литература)



Музыкальная литаратура, ноты

 

 

Скачать книгу
А. Николаев
Фортепианное наследие Чайковского

"Государственное музыкальное издательство", 1949г.
(DjVu 9 Мб)

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая работа, посвященная фортепианному наследию П. И. Чайковского, является опытом исследования в плане специфических задач дисциплины «История и теория пианизма».
Автор избрал темой своей работы фортепианное творчество Чайковского потому, что оно является важнейшим этапом развития фортепианной музыки в то же время,—Основой и мощным стимулом ее дальнейшего расцвета в России и за рубежом.

Если о симфоническом, оперном и камерном творчестве Чайковского написано довольно большое количество научно-исследовательских работ, если музыковеды — историки кг теоретики — приложили немало усилий для того, чтобы подробно изучить творческий метод Чайковского, охарактеризовать черты его симфонизма и оперной драматургии, особенности его мелоса, гармонии, оркестровки и т. д., то специально о фортепианном наследии великого русского композитора не написано ни одной работы. Если не считать отдельных ценных высказываний о фортепианных произведениях Чайковского, имеющихся в трудах академика Асафьева и в работах некоторых других музыковедов, то можно констатировать, что эта сфера творчества великого мастера до настоящего времени почти не получила научной оценки.
Имея в виду в первую очередь читателя-пианиста (в частности изучающих курс истории и теории пианизма студентов фортепианных факультетов консерваторий), автор, говоря о содержании фортепианного творчества Чайковского, уделил большое внимание его фортепианной «инструментовке». Такого рода анализ, так же как и анализ мелодики, гармонии и других выразительных средств, безусловно необходим исполнителю для понимания творческого замысла композитора. Автор стремился показать органическую связь фортепианного изложения с содержанием разбираемых произведений. 'Остановить внимание читателя на характерных чертах фортепианной фактуры Чайковского автору представлялось особенно важным именно потому, что многие пианисты не понимают органической связи музыкальных образов и средств их фортепианного выражения в творчестве Чайковского, считая, что его произведения, за немногими исключениями, «непианистичны». Если настоящая книга будет способствовать пересмотру подобных суждений, автор сочтет свою задачу выполненной.

В первых главах книги автор напоминает о наиболее существенных этапах творческой биографии композитора и дает общее определение места и значения его фортепианных произведений в истории фортепианной музыки. Учитывая, что эстетические и общественно-музыкальные воззрения композитора широко освещены в его собственном литературном наследии и в критических работах о нем, автор ограничивается. описанием своеобразного пути приобщения Чайковского к музыке и характеристикой основных черт Чайковского — человека и одного из великих деятелей музыкального искусства.
В сжатом обзоре истории русской фортепианной музыки автор устанавливает связь Чайковского с его русскими предшественниками и современниками. Автор, разумеется, не ставит перед собой задачу — дать исследование по истории русской фортепианной музыки в целом; эта тема так же, как и исчерпывающее исследование вопроса о влиянии фортепианного наследия Чайковского на последующее развитие русского и Западноевропейского фортепианного творчества, должна явиться предметом специальных научных работ. Автор приносит глубокую благодарность профессору Р. И. Груберу за ценнейшие указания, давшие возможность во многом улучшить эту работу при подготовке ее к печати.
Автор выражает также искреннюю признательность члену-корреспонденту Академии Наук СССР профессору А. В. Оссовскому и профессору К. А. Кузнецову за их внимание и советы, данные ему в период создания первых эскизов этой книги, старшему научному сотруднику Дома-музея П. И. Чайковского в Клину Е. М. Орловой, оказавшей значительную помощь в работе над рукописями Чайковского, и редактору книги А. А. Соловцову.

Скачать книгу Скачать книгу