Пособие посозданию оркестра домр и балалаек
А.Чагадаев
Руководство к организации великорусских оркестров
(домры, балалайки)
в рабочих и красноармейских клубах и школах
"Музыкальный сектор Государственнго издательства", 1925г.
содержание:
Общее понятие о великорусском оркестре
Великорусским оркестром называется такой струнный оркестр, в состав которого входят старинные русские народные инструменты имевшие главным образом распространение в северной и центральной России (что раньше называлось Великороссией), откуда и получилось название оркестра «великорусский».
Великорусский оркестр состоит из инструментов, распадающихся на две основные группы, из коих каждая имеет свой особый вид, строй, характер звучности и прием игры.
К первой группе надо отнести старинные народные инструменты—домры, ко второй -происшедшие позднее от домр— балалайки.
Инструменты обоих групп—трехструнные и между собой они различаются строем. В отличие от различных других инструментов как-то: мандолин, гитар, лют, и пр. домры и балалайки настраиваются в квартовом строе, который наиболее отвечает как звучности инструментов, так и их конструкции. Настраивать домры и балалайки под мандолинный или гитарный строй (что между прочим очень часто делают) не рекомендуется, т. к. от этого инструменты много теряют в смысле звучности и, как это будет видно ниже, от подобных опытов работа с оркестром во много раз затрудняется.
Каждая группа своего вида подразделяется на несколько однородных инструментов, которые различаются между собой как величиной инструмента, так и высотой извлекаемого из него звука.
Здесь необходимо отметить ту громадную роль, в деле восстановления и усовершенствования старинных русских на родных инструментов, которую сыграл Вас. Вас. Андреев (умер в 1919 г.). До середины 80-х годов прошлого столетия никаких оркестров из народных русских инструментов в России не существовало.
Домра и балалайка в своем первобытном виде, как они были занесены в Россию еще во времена татарского нашествия, были лишь в употреблении в немногих местностях России.
В. В. Андреев первый обратил внимание на музыкальные возможности и богатство звука этих простых инструментов. Путем долгой и упорной работы ему удалось примитивные
домры и балалайки привести в тот вид, в котором мы их сейчас видим. Усовершенствовав домру и балалайку он пришел к мысли составить из этих инструментов оркестр, для коей цели им и были построены инструменты различных величин и тембров, подобно тому как в симфоническом оркестре скрипки подразделяются на первые скрипки, альты,, виолончели и проч. Созданный им первый великорусский оркестр показал, насколько наши народные инструменты богаче по звучности и красоте тембров, чем оркестры из мандолин, гитар. Успех выступлений великорусского оркестра в России и заграницей ясно доказал, что русские старинные инструменты в усовершенствованном виде могут занять почетное место в семье инструментов других стран, а легкость изучения игры на них делает возможным их широкое распространение среди трудящихся масс нашей страны.
Великорусские оркестры есть первая ступень для овладения музыкальным искусством и теперь, когда трудящимся массам широко открыты двери искусства, эти оркестры безусловно сыграют свою громадную и высокополезную роль.