М.И.Имханицкий - У истоков русской народной оркестровой культуры

Ноты для ОРНИ

В книге рассказывается о предпосылках, формировании и становлении коллективного музицирования на русских народных инструментах. Особое внимание уделяется творческой деятельности В. В. Андреева и его оркестра.
Для музыкантов и любителей музыки

 

 

История ОРНИ
М.И.Имханицкий
У истоков русской народной оркестровой культуры
"Музыка", 1987г.

содержание:

 

ОТ АВТОРА
20 марта 1888 года состоялся первый публичный концерт «Кружка любителей игры на балалайках», созданного выдающимся энтузиастом русской народной инструментальной музыки, талантливым балалаечником и дирижером Василием Васильевичем Андреевым. Андреевский кружок оказался прообразом современных многотембровых оркестров русских народных инструментов.
По сути своей русский оркестр — явление уникальное во всей истории музыки. С одной стороны, он возник на национальной фольклорной основе как совокупность распространенных в народном быту инструментов. С другой же стороны — сами инструменты были значительно усовершенствованы В. В. Андреевым и его сподвижниками. Усовершенствования осуществлялись таким образом, чтобы балалайки, домры, гусли стали максимально доступными для начального массового освоения и одновременно были эстетически убедительным, полноценным средством воплощения творений профессионального и народного музыкального искусства.
Сто лет назад впервые в музыкальной практике был создан национальный по составу инструментов русский оркестр, ставший органичной частью профессиональной художественной культуры и вместе с тем — частью массового музыкального быта. В этом — его большое просветительское значение: сегодня русский оркестр является важным средством активного приобщения к музыке широких слоев народа.

Отсюда ясно, насколько важна роль русских народных оркестров в современной советской музыкальной культуре. Стихийное распространение эстрадной («легкой») музыки — порой невысокого художественного качества — делает как никогда ранее животрепещущими задачи музыкально-эстетического воспитания масс, в частности путем привлечения к оркестровому музицированию на народных инструментах.
Литература, в которой бы осмыслялся музыкально-исторический процесс развития русских оркестров, малочисленна. Недостаточно изучены, например, вопросы, связанные с их ролью в музыкальной культуре; эволюция инструментария и репертуара; проблемы совершенствования исполнительского мастерства.
Настоящая книга посвящена столетнему юбилею русского оркестра. В ней мы обращаемся к истокам этой особой, совершенно новой области музыкального творчества — народно-инструментальной музыки письменной традиции, ее зарождению и начальным этапам формирования.

Автор стремился рассказать о тех сторонах многогранной и целеустремленной работы В. В. Андреева и его сподвижников, которые не получили должного освещения в содержательных работах А. С. Чагадаева, Ф. В. Соколова, К. А. Верткова, А. С. Илюхина, Е. И. Максимова, М. С. Колчевой, А. Д. Польшиной и других (см.: 207; 164; 28; 62; 63; 98; 79; 136; 137). Необходимо было также ввести в научный обиход и обобщить неизвестные ранее факты истории создания русского оркестра, осмыслить принципы отбора, реконструкции и усовершенствования народного инструментария, выявить особенности формирования народно-оркестрового репертуара.
Представляется важным исследование русской ансамблевой инструментальной музыки, роли в ней домр и балалаек, являющихся фундаментом оркестра русских народных инструментов. Этому посвящено Введение, рассматривающее развитие коллективного музицирования на русских народных инструментах в XI—XIX веках. В книге впервые публикуются изображения русских домр и исполнителей на них — домрачеев из рукописей XVI—XVII веков, хранящихся в государственных архивах. В более полном виде эти и другие изображения приводятся в статье автора этих строк «Предпосылки формирования домрово-балалаечного состава в русском коллективном музицировании XVI—XIX веков» (Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 85.— М., 1986).

Не менее важным было проследить, как развивался андреевский инструментальный состав — вплоть до наших дней, какое влияние идеи Андреева об усовершенствовании народного инструментария и создании народно-оркестрового искусства оказали на многонациональную советскую музыкальную культуру. Поэтому в Заключении предельно сжато, конспективно освещаются вопросы развития оркестрового исполнительства на народных инструментах как в РСФСР, так и в ряде других союзных республик.
Разумеется, подробное исследование советского народно-оркестрового искусства — тема уже другой книги.
Автор выражает надежду, что данная работа послужит стимулом для последующих трудов — более объемных и подробных — об оркестрах русских народных инструментов, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему успешному развитию этой области советского музыкального искусства.
Автор благодарит членов кафедр народных инструментов и оркестрового дирижирования ГМПИ им. Гнесиных, прочитавших рукопись и высказавших ряд ценных советов и пожеланий, сотрудников издательства «Музыка», подготовивших рукопись к печати, работников государственных архивов и библиотек, а также всех, помогавших автору в его работе.

История русских оркестров Скачать книгу