А.Каргин - Работа с самодеятельным оркестром русских народных

Ноты для ОРНИ

В книге освещается широкий круг вопросов, связанных с организацией работы в самодеятельном оркестре русских народных инструментов. Это методическое пособие, предназначенное для руководителей народных оркестров, а также для студентов институтов культуры, искусств, учащихся музыкальных, культурно-просветительных училищ и училищ искусств.

 

 

Как работать с коллективом
А.Каргин
Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов
"Музыка", 1984г.

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Художественная самодеятельность прочно вошла в жизнь советских людей, стала естественным фактом их бытия. Демократизм, высокая интенсивность развития художественной самодеятельности в условиях развитого социализма позволяют рассматривать ее как важное средство утверждения социалистического образа жизни, активного и глубокого приобщения широких масс к культуре, искусству, их нравственно-эстетического воспитания, образования и просвещения.

Поэтому закономерен тот возрастающий интерес к самодеятельному художественному творчеству, который наблюдается в последние десятилетия со стороны ученых. Процесс теоретического осмысления его проблем приобретает все более последовательный и устойчивый характер. Можно с удовлетворением отметить, что некоторые жанры самодеятельного художественного творчества — хоровое, танцевальное, театральное, отчасти оркестровое — получили определенную научно-теоретическую разработку.
Вместе с тем это только начало разработки проблем, стоящих перед самодеятельным художественным творчеством. До сих пор, например, нет единства в определении таких основных понятий, как сущность, социальные функции художественной самодеятельности, ее место и роль в жизни общества. Бытует множество различных названий самого явления («художественное самодеятельное творчество», «художественная самодеятельность, «самодеятельное искусство», «народное искусство» и т. п.). В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978). обращается особое внимание на недостаточную научно-теоретическую разработку проблем самодеятельного художественного творчества и предлагается «принять действенные меры по коренному улучшению научных исследований в области культурно-просветительной работы». Важность разработки проблем художественной самодеятельности обусловливается, как отмечается в постановлении, необходимостью дальнейшего повышения ее роли в жизни общества, в решении задач коммунистического воспитания, в подъеме культуры народных масс, их политической и трудовой активности, в совершенствовании организации досуга. Это предусмотрено и «Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года», в которых перед самодеятельным творчеством ставятся новые задачи в области формирования марксистско-ленинского мировоззрения, более полного удовлетворения многообразных духовных потребностей советских людей. Июньский (1983) Пленум ЦК КПСС, обобщив накопленный опыт идеологической, массово-политической работы, выдвинул принципиально новые подходы к ее дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности. В постановлении Пленума «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» обращается внимание в частности на необходимость научной обоснованности организации и проведения всей идейно-воспитательной работы, в том числе средствами искусства и художественной самодеятельности.

Опыт показывает, что многие просчеты в руководстве коллективами художественной самодеятельности связаны с недостаточной разработанностью ее общих проблем. К сожалению, нередко руководители считают, что знание общих закономерностей организации художественной самодеятельности не обязательно. От этого якобы польза практике незначительна, и, кроме владения методикой работы с коллективом, знать ничего не нужно.
Однако, как хорошо известно, любая профессия требует or человека целого комплекса определенных качеств и знаний. Особое их сочетание, как мы рассмотрим далее, необходимо руководителю самодеятельного коллектива: ведь ему приходится быть организатором, администратором, дирижером, педагогом-музыкантом, психологом. Выполнение этих функций требует разносторонней подготовки, в основе которой лежит широкое профессиональное образование.
Трудно представить себе современного специалиста — инженера,, враяа, школьного учителя и т. д., который не знал бы общих законов организации производства в своей сфере. Руководитель самодеятельного коллектива также обязан владеть широкими знаниями в собственной области. Подлинно профессиональное руководство самодеятельным коллективом при современных требованиях, предъявляемых к уровню его творческой деятельности, невозможно без опоры на знание общих условий функционирования и назначения художественной самодеятельности. Самодеятельный народный оркестр является одним из ее жанров и подчиняется всем ее основным закономерностям. Только такая постановка вопроса отвечает задаче переведения деятельности руководителей: оркестров на строгие научно-методические основы.

Конечно, в данной работе, имеющей сугубо практический характер, автор не дает всесторонний научно-теоретический анализ самодеятельного художественного творчества, а ограничивается лишь кратким изложением его общих проблем сущности и задач, тенденций и перспектив развития, особенностей организации в современных условиях. Что же касается методики работы с оркестром, то она в силу большей конкретности и накопленного опыта получила в литературе известное освещение. Среди работ в этой области назовем книги П. Алексеева «Русский народный оркестр» (М., 1953), Л. Большакова «Организация и руководство оркестром русских народных инструментов» (Киев, 1969), В. Глейхмана «Организация работы начинающего самодеятельного оркестра русских народных инструментов» (М., 1976). Однако в большинстве своем авторы излагают художественно-методические основы работы оркестра. Автор настоящей работы делает попытку изложить методику, исходя из комплексного рассмотрения учебно-творческого и воспитательного процессов, их организации в неразрывном единстве.
Организация деятельности оркестра — дело творческое, и, как всякое творчество, она не терпит шаблона. Каждый руководитель, помимо того, встретится в работе со случайностями и особенностями, которые невозможно предугадать, например: меняются люди в оркестре (что, кстати, мы рассматриваем как закономерное явление, имеющее объективные причины) и т. д. Каждая репетиция или проведенное культурно-массовое мероприятие обогащают участников, расширяют их знания, умудряют опытом. Об этом постоянно должен помнить руководитель, чтобы вносить соответствующие коррективы в методы работы, разнообразить ее, отыскивая все новые приемы.

Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний руководителя как организатора, дирижера, педагога, а также от умения общие положения методики преломлять в своей индивидуальной творческой работе. Научиться делать это, особенно начинающим руководителям оркестров, — значит избежать многих ошибок «на ровном месте».
Однако малая изученность, недостаточная научная обоснованность общих принципов руководства самодеятельными коллективами исключают возможность всестороннего освещения методики работы с оркестром русских народных инструментов в рамках одной книги. Отнюдь не претендуя на полное освещение перечисленных вопросов, автор все же стремится по возможности раскрыть методику работы с самодеятельным оркестром в ее важнейших аспектах. Он надеется, что работа, хотя бы в какой-то мере, поможет руководителям, натолкнет их на размышления, на поиски более эффективных приемов работы с оркестром. Возможно, какие-то предложения будут взяты «на вооружение». В этом случае автор будет считать свою задачу выполненной.

Пособие музыкальным руководителям оркестров и ансамблей Скачать книгу