Е.Максимов - Ансамбли и оркестры баянистов

Ноты для ОРНИ

Е.Максимов - Оркестры и ансамбли русских народных инструментов

История возникновения, развития оркестров и ансамблей баянов в России

 

 

Книга pdf
Е.Максимов
Ансамбли и оркестры баянистов
"Музыка", 1966г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

В национальной русской музыкальной культуре почетное место принадлежит баяну — народному инструменту, пользующемуся большой популярностью и любовью в нашей стране и далеко за ее пределами.
Немногим более полувека отделяет нас от того времени, когда русскими мастерами были созданы инструменты, названные в честь легендарного древнего певца Баяна (или Бояна). Инструмент не был сконструирован сразу в том виде, в котором мы привыкли его видеть сейчас. Баян прошел определенную стадию развития и творческих экспериментов, которые продолжаются и в настоящее время. Новые модели и схемы, появившиеся за последние годы, значительно расширили технические и художественные возможности инструмента.

Бурный рост исполнительского мастерства баянистов, особенно за последние два десятилетия, во многом способствовал широкому распространению инструмента. Русский баян неоднократно отстаивал почетное место Советского Союза в мировой музыкальной культуре; на Всемирных конкурсах и Международных фестивалях ряд исполнителей удостоен звания лауреатов.
Баян не только сольный, но и оркестровый инструмент. В настоящее время количество ансамблей и оркестров в стране исчисляется тысячами, между тем литературы, освещающей вопросы организации и работы баянных коллективов, историю их развития, недостаточно. Настоящая работа является одним из первых шагов в этом направлении, разумеется, она не может с исчерпывающей полнотой поставить и разрешить все вопросы, поэтому автор выдвигает ряд положений в проблемативном плане.
Большой раздел книги посвящен истории развития ансамблей и оркестров гармоник, причем, отражена деятельность лишь наиболее известных коллективов, главным образом центральных районов страны. Это ни в коей мере не умаляет роли многотысячной массы баянистов и большого количества коллективов, деятельность которых не могла быть отражена в небольшой брошюре, но заслуживает высокой оценки.
В заключение автор приносит благодарность всем товарищам, которые помогли своими советами и замечаниями в создании работы.

ГЛАВА I
Н. И. Белобородов— создатель первой русской хроматической гармоники и руководитель первого в России оркестра гармонистов
В. В. Андреев и его отношение к гармонике
Русская гармоника в годы становления Советской власти. Роль Комсомола в деле популяризации гармоники.
Первые профессиональные коллективы баянистов.
Первый в СССР Государственный симфонический оркестр гармонистов
Современные коллективы баянистов.

ГЛАВА II
Ансамбль и оркестр. Проблема многотембровости баянного коллектива
Количественный состав оркестров баянистов
Качественный состав оркестров баянистов
Разновидности гармоник
Виды оркестров баянистов.
Роль и значение дирижера-руководителя.
Некоторые вопросы организации работы.

Все об ансамблях баянов Скачать книгу

 

В помощь муз.руководителям
Е.Максимов
Ансамбли и оркестры гармоник
Пособие для руководителей самодеятельных коллективов
"Советский композитор", 1974г.

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ
В середине прошлого столетия во многих странах широкое распространение среди народных масс получила гармоника. Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоники, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии — концертина, в Германии — банданеон, в Австрии — аккордеон, в России — баян.
Эти инструменты отличаются друг от друга формой, размерами, клавиатурой, диапазоном, конструкцией и т. д., но все они — ветви одного и того же дерева, все они — гармоники.

Гармонику можно назвать международным народным инструментом. Композитор М. М. Ипполитов-Иванов писал: «Нет ничего удивительного в том, что гармоника, благодаря своим небольшим размерам, богатству динамических оттенков и обширному звуковому диапазону, получила совершенно исключительную распространенность и настоящее интернациональное право гражданства во всех государствах»
В России гармоника распространялась очень интенсивно; этот, казалось бы, немудреный инструмент вскоре потеснил другие народные музыкальные инструменты и занял главенствующее место в русской музыкальной культуре. Вначале примитивная, имевшая ограниченные возможности в связи с диатоническим строем, несовершенством конструкции и небольшим диапазоном, гармоника «за короткий срок. прошла огромный путь от игрушки, издававшей один аккорд, до громадного баяна, позволяющего исполнять любые произведения».

России принадлежит приоритет создания хроматической гармоники, сконструированной талантливым русским музыкантом-самородком Н. И. Белобородовым и изготовленной в 70-х годах прошлого столетия в Туле. Этот инструмент явился основой более совершенной схемы, которая была создана русскими мастерами в начале XX века и получила название баяна —в честь легендарного певца-сказителя.
В настоящее время баян пользуется большой популярностью в нашей стране и за ее пределами. Новые модели и схемы, появившиеся за последние годы, значительно расширили технические и художественные возможности этого инструмента: на современных баянах можно исполнить подавляющее большинство музыкальных произведений. Усовершенствованные системы с применением ломаных дек, выборных басов, педализации, наконец, электронных устройств настолько далеко ушли вперед по сравнению с первыми моделями, что трудно провести между ними параллель. Можно сказать, что баян, аккордеон и другие разновидности гармоники отличаются «от своей прародительницы — однорядки, как современный шагающий экскаватор от простой лопаты».

Книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена истории развития коллективного исполнительства в России до и после Великой Октябрьской революции; в ней подробно раскрывается деятельность наиболее известных ансамблей и оркестров. Вторая часть рассматривает вопросы, связанные с организацией и методикой работы коллективов, и проблемы, требующие решения в ближайшее время. Разумеется, в данной работе не могут быть решены все насущные вопросы и проблемы, но важна сама постановка их.

Как делать переложения для гармоник Скачать книгу