Е.Максимов - Оркестры и ансамбли русских народных инструментов

Ноты для ОРНИ

Е.Максимов - Ансамбли и оркестры баянистов

История возникновения, развития оркестров и ансамблей РНИ в России

 

 

Книга pdf
Е.Максимов
Оркестры и ансамбли русских народных инструментов
исторические очерки
"Советский композитор", 1983г.

содержание:

 

Все возрастающая у нас и за рубежом популярность оркестров и ансамблей русских народных инструментов вызывает необходимость создания истории их возникновения и развития. В этой связи представляют большой интерес труды известного исследователя Евгения Ивановича Максимова, счастливо сочетающего в себе качества музыковеда, дирижера и педагога.
Предлагаемая вниманию читателя книга — результат многолетнего труда автора — включает ряд очерков, освещающих деятельность первых оркестров и ансамблей русских народных инструментов.
Автор привлек в сферу своего исследования обильный и ценный историко-архивный материал — рецензии, дневниковые записи, воспоминания, репертуарные списки, биографические данные. Во многих случаях эти данные публикуются впервые.
Надеемся, что книга Е. И. Максимова будет с интересом встречена читателем.
Н. П. БУДАШКИН,
народный артист РСФСР, профессор

 

Введение

Оркестры и ансамбли русских народных инструментов появились сравнительно недавно: около ста лет тому назад. Возможно, это обстоятельство является существенной причиной отсутствия еще у нас фундаментальных трудов, посвященных возникновению и развитию этих коллективов. Не следует забывать и того, что процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей и оркестров далеко не завершен: идут поиски оптимальных вариантов составов, модернизируются старые и вводятся новые инструменты, наблюдается стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.
Различные виды ансамблей и оркестров русских народных инструментов возникли примерно в одно и то же время и их появление было связано с явлениями общественной жизни. Вторая половина XIX века в России стала эпохой крушения старых устоев и рождения новой общественной формации. После реформы 1861 года, падение крепостного права, по выражению В. И. Ленина, «встряхнуло весь народ». И здесь наблюдается примечательное явление. Народ жадно потянулся к культуре, искусству, которые при крепостном праве ему были практически недоступны. Возникло и встречное движение: многие представители русской культуры живо обратились к народу и его творчеству.
На рубеже 60—80-х годов прошлого столетия сформировались основные виды оркестров и ансамблей русских народных инструментов, а именно: Великорусский оркестр В. В. Андреева, Тульский оркестр хроматических гармоник Н. И. Белобородова, Хор Гдовских гусляров О. У. Смоленского, Хор Владимирских рожечников Н. В. Кондратьева. Эти наиболее значимые коллективы явились своего рода «пионерами», именно они начали славную эстафету оркестров и ансамблей русских народных инструментов.
Настоящие очерки раскрывают историю развития и формирования оркестров и ансамблей русских народных инструментов с момента их зарождения. Народным музыкальным инструментом следует считать тот, который в ту или иную историческую эпоху в течение долгого времени широко и устойчиво входил в быт данного народа, соответствовал его запросам и сопровождал важнейшие события семейной и общественной жизни.
Данная работа адресована широкому кругу музыкантов-профессионалов, многочисленным любителям народного инструментального искусства, студентам и учащимся музыкальных учебных заведений.

Исторические сведения об РНИ Скачать книгу