Оркестры русских народных инструментов

Ноты для ОРНИ

Справочное пособие ОРНИ - нотография, дискография и библиография

 

 

В.В.АНДРЕЕВ И ЕГО ОРКЕСТР

 

Имя Василия Васильевича Андреева, видного музыкально-общественного деятеля, реформатора балалайки, домры и др. народных инструментов, основателя первого национального оркестра русских народных инструментов (Великорусского оркестра), дирижера, композитора и исполнителя на балалайке, широко известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Большой энтузиаст народно-инструментальной музыки, он всю жизнь посвятил делу ее пропаганды. Андреев возродил и усовершенствовал народные инструменты, почти полностью вышедшие из употребления, и на практике продемонстрировал богатство и разнообразие их исполнительских возможностей. Созданный им оригинальный репертуар для балалайки способствовал утверждению ее на эстраде.
По примеру Андреева в советское время в нашей стране были реконструированы музыкальные инструменты национальных республик и созданы из них оркестры и ансамбли народных инструментов.

Произведения для РНИ

Василий Васильевич Андреев родился 3 января 1861 года в г. Бежецке, Тверской губ. (ныне Калининская область) в купеческой семье. В детские годы он обучался игре на скрипке и фортепиано.

 

 

В 1883 году в с. Марьино (куда переехала семья Андреева) произошла встреча Василия Васильевича с исполнителем на балалайке крестьянином Антипом, которая сйграла в дальнейшей судьбе юноши решающую роль. Познав все секреты «антиповской» (народной) балалайки, Андреев понял, что полноценная игра на этом инструменте невозможна без качественного его улучшения. Знакомство с А.С. Пасхиным, страстным любителем балалайки, еще больше убедило в необходимости заняться усовершенствованием этого инструмента. В 1880 году по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер В. В. Иванов сделал первую усовершенствованную (5-ладовую) балалайку, а уже в конце 1886 года состоялось выступление Андреева в одном из концертов. Вскоре музыкальным мастером Ф. С. Пасербским были изготовлены 12-ладовый инструмент, а затем и разновидности балалайки (дискант, пикколо, прлма, альт, бас и контрабас), что позволило Андрееву создать балалаечный ансамбль. Первое выступление Кружка любителей совместной игры на балалайках (название того времени), в состав которого вошли семь энтузиастов-любителей, состоялось 20 марта 1888 года. Эта дата и считается началом создания Великорусского оркестра.

Гастроли по России и выступления на Всемирной выставке во Франции (1889—1892) принесли ансамблю мировую известность. За «внесение нового элемента в музыку» В. В. Андреев был избран почетным членом Французской академии изящных искусств.
В 1895 году мастером-самородком Семеном Ивановичем Налимо-вым была изготовлена первая усовершенствованная домра. Прообразом ее послужил инструмент, найденный С. Мартыновым (участником андреевского кружка) в Вятской губ. Воссозданная Андреевым и На-лимовым и введенная в ансамбль домра удачно сочеталась по своему тембру с балалайкой и гуслями и давала необходимую кантилену, которой в прежнем ансамбле не было. Первое выступление Великорусского оркестра (как он тогда назывался) состоялось 23 ноября 1896 года.

 

 

Репертуар оркестра почти полностью состоял из народных песен и плясок, оркестрованных Андреевым. Лишь незначительное место занимали произведения русских классиков и некоторых зарубежных композиторов. Оркестр насчитывал 25 человек, некоторые из участников, такие, как Н. Фомин, Н. Привалов, Ф. Ниман, В. Насонов, были профессиональными музыкантами. Оркестр приобрел горячих поклонников и заслужил единодушное признание передовых деятелей литературы и искусства: Чайковского, Шаляпина, Рубинштейна, Горького, Репина, Комиссаржевской и др.
Неоднократные гастроли оркестра по России, странам Западной Европы и Америки в период с 1900 по 1911 годы упрочили славу Великорусского оркестра. К этому в(ремени оркестр представлял значительную художественную величину. Организованные Андреевым курсы по обучению игре на балалайке в воинских частях, железнодорожных и ремесленных училищах, для сельских учителей способствовали распространению игры на народных инструментах по отдаленным окраинам России.

После Великой Октябрьской социалистической революции Великорусский оркестр был переименован в Первый народный великорусский оркестр. Он пропагандировал свое искусство в воинских частях, на фабриках и заводах. В конце 1918 года по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского оркестр Андреева обслуживал фронты гражданской войны. В одну из таких гастрольных поездок Андреев простудился и умер 26 декабря 1918 года. Концерты коллектива, однако, со смертью основателя не прекратились.
Оркестр стал выступать под управлением А.В.Ленца и др. участников. Вскоре после окончания гастролей его возглавил профессор Петроградской консерватории Ф. А. Ниман. Спустя некоторое время оркестр, почти в полном составе, был принят на службу в Дом культуры Северо-западных железных дорог. В 1923 году коллектив получил наименование Государственного оркестра народных инструментов им. В. В. Андреева. По 1936 год оркестр был в затруднительном положении, так как почти не имел своей материальной базы. Несмотря на это, коллектив продолжал творчески расти. Состав его увеличился, расширился репертуар.
Высокое исполнительское мастерство оркестра обратило на себя внимание нового поколения ленинградских композиторов — А. Пащенко, Н. Леви, Г. Носова, Ю. Тюлина, В. Томилина и др. Специально в расчете на этот коллектив ими был написан целый ряд произведений.

Последующая история жизни коллектива и современное состояние его рассматривается в разделе «Русский народный оркестр им. В. В. Андреева Ленинградского радио и телевидения».