В.Попонов - Русская народная инструментальная музыка

Репертуар ОРНИ

В.Попонов - О переложении для русских народных инструментов

Книга знакомит читателей с основными этапами возникновения, становления и развития русской народной инструментальной музыки от ее истоков и до наших дней.
Анализируется процесс формирования стилевых особенностей русской музыки, описывается конструкция инструментов, приемы игры на них, дается характеристика их звучания, средств музыкальной выразительности, рассматриваются проблемные вопросы структуры народных оркестров, их репертуарной направленности.
Предназначена слушателям музыкальных факультетов народных университетов культуры, руководителям и участникам художественной самодеятельности.

 

 

История народной музыки России
В.Б.Попонов
Русская народная инструментальная музыка
"Знание", 1984г.

содержание:

 

Введение

Мир музыки огромен. В нем и жемчужные россыпи фольклора от древнейших времен до наших дней, и творения гениальных композиторов всех веков и народов, и многообразие жанров и видов музыки: вокальной и инструментальной, оперной, балетной и симфонической, бытового романса и современной массовой песни и т. д.

И все это богатство полностью доступно нам. В часы домашнего досуга мы включаем радиоприемник, радиолу или телевизор и как по мановению волшебной палочки оказываемся на концерте, в оперном театре и слушаем свои любимые произведения, любимых певцов или инструменталистов. Нам остается только научиться разумно пользоваться всем этим богатством.
Было бы непростительной ошибкой подменять наслаждение музыкой желанием развлечься, рассеять скуку.
Ведь искусство существует не для отвлечения от будничных забот, оно является совершенно необходимым условием достойного человеческого существования. Как сказал поэт Н. Заболоцкий, «душа обязана трудиться».
Научиться осмысленно воспринимать музыку может каждый. Д.Д. Шостакович говорил, что «любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Но для этого нужно как можно больше знать о ней, читать, сосредоточенно слушать. Вот с этой целью мы и предлагаем вам, дорогие читатели, беседу на тему о русской народной инструментальной музыке.
Почему мы выбрали этот раздел, эту область музыки? Потому, что она изучена еще недостаточно, и, знакомясь более подробно с ее прошлым и настоящим, мы можем найти много поучительного и, может быть, сделаем для себя некоторые интересные открытия. Ведь известно, что на образцах древнерусского песенного и инструментального искусства формировалась и развивалась вся русская классическая музыка (недаром великий Глинка говорил, что «создает музыку народ, а мы, художники, только аранжируем ее»), да и не только русская классическая, но и современная советская.

Восприятие музыки — довольно сложный процесс, включающий физическое слушание, переживания, понимание и оценку, и многое здесь зависит от творческого воображения, художественного вкуса, активного отношения к миру музыки. Все это можно развить. Что касается понимания и оценки музыкальных произведений, то в этом случае нам помогут знания.
Конечно, понять симфонию, в которой заложена философская концепция восприятия мира, не легко, мы же предлагаем читателям научиться понимать простые виды музыки — народную вокальную и инструментальную и несложные произведения других популярных жанров.
Пусть это будет одной из первых ступеней на пути постижения огромного и прекрасного мира, называемого Искусством.
Что для достижения этого потребуется от читателей?
Усвоить понятия об особенностях ладово-ритмической структуры русских народных песен, основных элементах строения музыкальных произведений, научиться распознавать виды народных инструментов, характер их звучания; восстановить в памяти свои знания по народной и классической музыке, пополнить их прослушиванием грамзаписей, посещением концертов (например, Государственного русского народного оркестра им. Н. Осипова, в котором можно услышать звучание всех русских народных инструментов); внимательно вслушиваться в концертные программы радио и телевидения, в которых говорится о народной музыке или воспроизводится
звучание народных инструментов. И думаем, что усилия, направленные на достижение этого, принесут огромное эстетическое удовлетворение, радость от общения с искусством.

Основа содержания этой книги — обзор процессов возникновения, становления и развития русской народной инструментальной музыки от ее истоков и до наших дней. А чтобы понять закономерность этих процессов, необходимо рассматривать народное творчество как продукт не только художественной, но и социальной активности народа. Ведь музыка как искусство является одной из форм общественного сознания, подчиненной общим законам социального развития. Искусство всегда отражает в себе черты, свойственные народу на данном историческом отрезке времени: общий уровень культуры, быта, представлений о прекрасном. А. М. Горький говорил, что «русская песня — русская история», а история русского народа —это яркие, волнующие страницы его героической борьбы за свою независимость, самобытную культуру, неустанного труда, великой творческой мысли. И если мы знаем историю нашего народа, то нам легче будет понять и его искусство.

Итак, свое повествование мы начнем с глубокой древности, когда музыка только зарождалась в недрах первобытнообщинного строя древних славян. Мы увидим, что потребности народа в искусстве не могли задушить ни опустошительные набеги на Русь диких орд, ни самая зверская эксплуатация, ни самая отчаянная нищета. А вернувшись в наше сегодняшнее, мы сделаем обзор современного состояния русского народного инструментального искусства и посмотрим, вполне ли разумно мы используем богатейшее художественное наследие, народные традиции, остались ли мы до конца верны творческим идеалам народного искусства, не растворились ли творческие заветы в модных зарубежных течениях;
постараемся заглянуть и в будущее и понять: что может дать взаимодействие традиций с новаторством.
Ко всему сказанному следует лишь добавить, что по замыслу автора эта книга должна иметь не только познавательное, но и практическое значение. Руководители музыкальной самодеятельности найдут в ней ряд полезных сведений по классификации народных инструментов, оценку их технических и музыкально-выразительных средств; будут освещены и проблемные вопросы состава оркестров и ансамблей по инструментам, их репертуарной направленности, опыт работы лучших самодеятельных
и профессиональных коллективов.
Итак, приглашаем читателей отправиться в воображаемое путешествие в глубь столетий.

Книга о народной инструментальной музыке Скачать ноты