М. Бражников - Фортепиано

Ноты для фортепиано



История музыкального инструмента фортепиано

 

 

Фортепиано

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

Независимо от Кристофори, к созданию молоточковой механики пришли еще два мастера—француз Ж.Мариус (в 1717 году) и немец К. Г. Шретер (в 1717—1721 годах). Однако механика Мариуса оказалась практически непригодной, так как не имела важнейшей части — глушителей и звучание отдельных струн сливалось в общий гул. Механика Шретера была остроумна и нова в отдельных своих частях, но во многом уступала механике Кристофори, особенно в устройстве заглушения струн и в свободе обратного падения молоточка. В конечном счете, и этими изобретениями был дан толчок к дальнейшему совершенствованию молоточковой механики.

Большое развитие фортепиано получило в том же XVIII веке. Уже в самом начале его были предприняты многочисленные попытки улучшения механик Кристофори и Шретера, а также поиски новых систем. Поиски сопровождались успехами и неудачами, но они неуклонно продолжались.
Как мастер органов и клавесинов в Германии славился Готфрид Зильберман (1683— 1753), живший в Дрездене. В первой четверти XVIII века он начал выпускать и фортепиано. Одно из них (правда, не совсем удачное) он показывал И. С. Баху, который остался недоволен качествами инструмента. В дальнейшем фортепиано Зильбермана стали значительно лучше и Бах их одобрил.
Выдающиеся мастера по изготовлению фортепиано были в Англии. Это, прежде всего, Я- Киркмен, основатель фабрики фортепиано (1720) и своего рода фортепианной «династии»[1]. Ко второй половине XVIII века относится появление усовершенствованной фортепианной механики А. Беккерса. Она известна под названием «английской» и представляет собой большой шаг вперед. Механика А. Беккерса имеет ряд деталей, значительно улучшающих ее работу, и она находит некоторое применение в недорогих фортепиано вплоть до наших дней.

Еще во времена господства щипковой механики выработалась двоякая постановка корпуса инструментов — горизонтальная и вертикальная, и двоякая форма его — четырехугольная и в виде крыла. Придание инструментам такого положения и внешнего вида сохранялось и в дальнейшем, несмотря на изменения их механики[2].

Известный немецкий мастер X. Э. Фредерици сконструировал (около 1758 г.) фортепиано прямоугольной формы. Такое фортепиано называют столообразным или чаще прямоугольным. Из-за малых размеров, уступавших размерам крыловидных инструментов, прямоугольные фортепиано имели более слабый звук. Это определило их использование в музыкальной практике как инструментов камерных, домашних.
Тот же Фредерици построил инструмент с вертикально поставленным корпусом — «пирамидальное» фортепиано, изменив в нем соответственно и механику. После клавицитериума это был еще один шаг в направлении к пианино.

Новые типы молоточковой механики в различных странах Европы приобретали свои «территориальные» особенности. Выработалась так называемая «венская» механика фортепиано, существенно отличавшаяся от «английской». Венская механика, изобретенная Иоганном Штейном (1728—1792), имела несомненные достоинства и получила очень большое распространение. Ее своеобразие состоит в том, что молоточек укреплен на самой клавише и при ударе он свободно качается на оси. При движении клавиши вверх выступ на заднем конце молоточка встречает препятствие в виде особого «освободителя», натолкнувшись на который молоточек ударяет по струне. В то время как в английской механике молоточек подталкивался кверху шпилером, в венской он подбрасывался, упершись в «освободитель»; отсюда и наименований механик — «толкающая» и «подбрасывающая».

Вена второй половины XVIII века была крупнейшим центром фортепианного производства. Венские инструменты отличались высоким качеством и по моде того времени богато украшались резьбой, бронзовыми накладками, изготовлялись из дорогих пород дерева. В письмах к отцу В. А. Моцарт с большой похвалой отзывался о фортепиано венского производства.
Фортепиано оказалось тем инструментом, который в большей мере, чем клавикорд и клавесин, смог ответить творчеству И. С. Баха и Моцарта, хотя они умели до предела использовать доступные этим инструментам музыкально-технические средства. Произведения Баха и Моцарта, написанные для клавикорда или клавесина, превосходно звучат на фортепиано. Поэтому их, как и сочинения других композиторов той эпохи, можно с полным основанием причислить к фортепианной литературе в ее современном понимании.

И. С. Бах, как уже сказано, познакомился с фортепиано лишь на закате жизни, поэтому все его произведения для клавишных инструментов были написаны в расчете на клавикорд и клавесин. Моцарт имел в своем распоряжении все известные в то время их виды — от клавикорда до фортепиано включительно.

Вытеснение одних инструментов другими происходило не сразу, а в течение какого-то, иногда довольно длительного, срока. Композиторы могли либо выбирать тот инструмент, который в наибольшей степени был способен выразить содержание того или иного произведений, либо довольствоваться таким, какой оказывался в наличии.
Клавесин уступал господствующее положение не без борьбы. Многие композиторы и любители музыки считали фортепиано, в противоположность «аристократическому» клавесину, грубым и вульгарным инструментом. Иные даже насмешливо называли его «медным тазом». В конце концов и те и другие должны были все же отдать предпочтение фортепиано.

 

1 Предприятие Я. Киркмена существует и сейчас.

2 Фортепиано крыловидной формы иначе называют роялями — от французского слова «royal», что значит «королевский».

1 2 3 4 5 6 7 8 9