М. Бражников - Фортепиано

Ноты для фортепиано



История музыкального инструмента фортепиано

 

 

Фортепиано

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

 

Огромная историческая роль й развитии фортепианной музыки и фортепианного исполнительства принадлежит Ференцу Листу (1811—1886). Пианистические способности его были поистине феноменальны. По выражению В. В. Стасова, он «играл, как с сотворения мира еще никто не играл». В фортепианном творчестве и исполнительском искусстве Лист совершил буквально переворот. Он создал новые формы пассажной, октавной и аккордовой техники, неизвестные ранее приемы педализации.
Исполнение музыки Листа и поныне служит пробным камнем виртуозного мастерства пианистов; но техническая сторона многих его произведений — лишь средство выражения музыкальной мысли. Несмотря на всю сложность, они очень удобны для исполнения, удивительно «фортепианны», потому что Лист, как и Шопен, прекрасно знал и учитывал специфику инструмента.

Со времени Ф. Листа фортепиано перестало быть преимущественно камерным инструментом и заняло подобающее ему место на концертной эстраде.
«Классическая» пассажная техника прошлого кажется беспомощной в сравнении с листовской. У него она богаче, гибче, разнообразнее, в ней изобилуют хроматизмы, двойные ноты, появляются труднейшие быстрые октавные пассажи и т. д. Лист одинаково свободно использует все регистры фортепиано, сопоставляя контрастность их звучания:

Ноты для фортепиано
Ф.Лист - Мефисто-вальс

В нарушение всех законов «классической» педализации, он вместо смены педали на каждую новую гармонию пишет продолжительные хроматические пассажи, рассчитанные на одну педаль:

Ноты для фортепиано Листа
Ф. Лист. После чтения Данте. Соната-фантазия

Фортепианное наследие Листа велико, м написано, в частности, два фортепианных
концерта, этюды, ноктюрны, «Сонеты Петрарки» и «Годы странствий», знаменитая соната h-moll. Из его сочинений широчайшую известность приобрели «Венгерские рапсодии», «Кам-панелла», «Мефисто-вальс». Великолепны многочисленные переложения Листа для фортепиано произведений И. С. Баха, песен Ф. Шуберта, «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, квартета из оперы Дж. Верди «Риголетто», «Соловья» А. Алябьева, «Каприсов» Н. Паганини, всех девяти симфоний Л. Бетховена. Переложения бетховенских симфоний не предназначались для концертного исполнения, они преследовали иную цель — возможность средствами фортепиано передать звучность симфонического оркестра[1]

 


1 Заметим, что сам Лист симфонии Бетховена в переложении для фортепиано включал в свои концертные программы.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9