М. Бражников - Фортепиано

Ноты для фортепиано



История музыкального инструмента фортепиано

 

 

Фортепиано

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

В XIX веке появляется целая плеяда пианистов (большинство из них и композиторы), таких, как Ф. Бузони, А. Рубинштейн, И. Гофман, удививших своим искусством весь музыкальный мир. Немногим позднее его покорил гений Сергея Рахманинова.
Немало времени прошло с тех пор, когда был сделан первый рояль, и как не похож на него современный! Сколько разнообразных возможностей предоставляет он нашим музыкантам, и каждый из них использует инструмент по-своему. Некоторые композиторы отдают предпочтение свойствам фортепианной звучности, обращаясь к соответствующим техническим приемам. Другие — стремятся найти в фортепиано новые средства выражения своей музыкальной мысли и новые технические приемы.
К концу XIX века во Франции возникает новое интересное музыкальное течение — импрессионизм. Главными представителями его были Клод Дебюсси (1862—1918) и (в меньшей степени) Морис Равель (1875— 1937).

Не стремясь к передаче средствами музыки сложных сюжетов или идей, композиторы-импрессионисты создавали утонченно-красочные образы, настроения, достигнув в этом редкого совершенства. Они разработали особую технику звукоизвлечения и звукоподражания, довели до высшей степени красоту гармонических созвучий:

Сады по дождем для фортепиано

Ноты для фортепиано композитора Дебюсси
К.Дебюсси. Сады под дождем

Поразительно то, что фортепиано позволяет воспроизводить музыку любого содержания, характера и настроения.
Вернемся назад и попытаемся представить себе Ференца Листа сидящим за инструментом, сделанным Кристофори. Пусть речь пойдет хотя бы об одном из тех инструментов конца XVIII века, которым пользовался Моцарт. Смог ли бы Лист сыграть на нем, допустим, свой ми-бемоль-мажорный концерт? Это оказалось бы невозможным, ибо для исполнения его потребовался бы, прежде всего, гораздо больший звуковой диапазон, чем на старинных фортепиано с клавиатурой всего в четыре с половиной — пять с половиной октав (вместо шести с половиной — семи). Помимо того, нужна и большая прочность механики, а также значительная подвижность молоточков, способных реагировать на едва заметное прикосновение пальца к клавише и четко воспроизводить «сыплющиеся» со стремительной быстротой виртуозные пассажи. Нужна, наконец, возможность продлить послушной педалью звучание струн и быстро «погасить» его хорошо действующими глушителями (демпферами). Фортепианную музыку, фортепианное исполнительство и техническое совершенство фортепиано нельзя рассматривать порознь, они тесно связаны друг с другом. Это единая, но самостоятельная в каждой своей части цепь из трех взаимодействующих звеньев: композитор — исполнитель — инструментальный мастер[1].

Из наиболее существенных усовершенствований, внесенных в конструкцию фортепиано в первой трети XIX века, можно назвать литую чугунную раму, заменившую прежние металлические «ребра». Корпус с такой рамой позволил довести «нагрузку» на него натяжением струн до 25 тонн и более. Введение трехструнных «хоров» вместо парных сделало звучание верхних регистров фортепиано более ярким. Чтобы избежать чрезмерного звукового перевеса над нижним регистром, басовые струны стали обматывать медной проволокой— канителью[2]. Это не только усилило, но и смягчило басы. Струны среднего регистра начали натягивать не параллельно басовым, как прежде, а направляя их наискось, в дальний, задний угол корпуса. Такое расположение струн увеличило их длину, а следовательно, силу звука и улучшило его качество. В настоящее время рояли старого типа с параллельно натянутыми струнами в быту называют прямострунными или прямострунками; они звучат гораздо хуже роялей с перекрестными струнами.
Увеличение объема клавиатуры до шести, а позднее до шести с половиной и даже до семи октав способствовало развитию прежде всего пассажной, так называемой «мелкой» техники. Исполнение пассажей, особенно быстрых, требовало легкой клавиатуры, которая если не исключала утомление рук пианиста, то, во всяком случае, делала его возможно меньшим. Над облегчением действия молоточкового устройства работало много инструментальных мастеров, пока наконец в 1821 году Себастьян Эрар не изобрел фортепианную механику с двойной репетицией, отличающуюся большой подвижностью, совершенством взаимодействия отдельных ее частей и чувствительностью к самому слабому нажиму на клавиши. Изобретение Эр ар а трудно переоценить. В дальнейшем появилось много разновидностей механики с двойной репетицией, но все они, по существу, были той же механикой Эрара: всемирно известны до настоящего времени инструменты фирм Бехштейна, Блютнера, Стейнвея и др.

В современном рояле остались три основные части механики Кристофори: клавиша, шпилер и молоточек, однако узнать их теперь уже трудно. Они обросли множеством кнопок, пружин, рычажков. Но несмотря на кажущуюся, громоздкость, современная механика настолько легка, послушна, что исполнитель не ощущает при игре сколько-нибудь заметного сопротивления. Для повторения удара по той же клавише теперь уже не надо полностью отпускать ее: достаточно лишь дать ей чуть приподняться — и молоточек готов к новому удару. Это намного облегчает исполнение самых быстрых пассажей.

Выше уже говорилось об инструментах, корпус которых расположен не горизонтально, а вертикально — клавицитериуме и «пирамидальном» фортепиано. Чем же отличается «пирамидальное» фортепиано от современного пианино? Вертикальное фортепиано, если можно так выразиться, — рояль, поставленный на «попа». При этом клавиатура расположена на особом столике, а струны идут от нее вверх; как, например, у «Жирафа». Под столиком находится только педальное устройство (педальная лира), а в иных случаях и педалей нет. Благодаря такой конструкций инструмент получается высоким. У пианино же корпус и струны идут до самого пола, что позволяет значительно сократить его высоту.
Современное пианино имеет, как и современный рояль, литую чугунную раму, перекрестные струны и молоточковую механику с двойной репетицией.

По одной версии, пианино было изобретено И.Шмидтом в Зальцбурге в 1780 году, подругой,— Дж. Хокинсом (США) в 1800 году[3]. Оно, без сомнения, во многом уступает роялю, но как средство домашнего музицирования и как педагогический инструмент очень часто бывает незаменимым. Немаловажное значение имеют и его небольшие габариты. Потому-то пианино и пользуется таким огромным спросом.

Для полноты обзора многообразных видов струнных клавишных инструментов надо коротко упомянуть о некоторых изобретениях, имевших в большой степени экспериментальное значение и направленных на механизацию инструмента.

Любят слушать игру на рояле многие, но умеет играть относительное меньшинство, отсюда— как следствие — возникновение механического фортепиано. Задача такого инструмента— заставить молоточки ударять по струнам так же, как пианист. Достичь этого можно, сделав рояль, грубо говоря, «заводным», то есть присоединив к нему аппарат, заменяющий исполнителя. В аппарат вставляются особые «ноты» з виде вращающихся бумажных лент, деревянных валов, металлических дисков, на которых в определенном порядке расположены отверстия или штифты, приводящие в действие молоточки. Понятно, что в такого рода устройствах многое зависит от степени их технического совершенства. В некоторых наименее удачных конструкциях не предусматривалось даже заглушение струн, отчего вместо музыки получалась какофония.
К числу подобных аппаратов относится пианола — американское изобретение конца XIX века. Она представляет собой механизм, приводимый в действие силой сжатого воздуха, нагнетаемого ногами самого «исполнителя» посредством педалей-мехов. Пианола придвигается к клавиатуре рояля, ее рычаги ударяют по клавишам, заменяя пальцы музыканта. В пианолу вставляются «ноты» в виде перфорированной бумажной ленты, отверстия которой открывают доступ воздуха к механическим «пальцам» и заставляют их работать.

Существовали и более удачные изобретения, например фонола, а затем автопианино, объединявшее в себе самоиграющий механизм с обычным фортепиано. Лучшим аппаратом был «вельте-миньон», довольно точно записывавший и воспроизводивший игру пианистов. При наличии современных средств звукозаписи — магнитофона и граммофона — все эти инструменты давно стали достоянием истории.

 


1 Небезынтересно отметить, что в Лондонском отделении французской фортепианной фирмы С. Эрара новые инструменты «опробовал» Ф. Лист (см. кн.: Я. Xанкиш. Если бы Лист вел дневник. Будапешт, 1965, стр. 23). В наше время, например, фабрика «Красный Октябрь» в Ленинграде постоянно привлекает в качестве экспертов выпускаемой продукции профессоров консерватории и выдающихся советских пианистов.

2 Впервые обвивка канителью басовых струн была применена еще в прямоугольных фортепиано.

3 Некоторые сохранившиеся инструменты позволяют ноетавить вти даты нод сомнение. Так, например, в инструментальном собрании Института театра, музыки и кинематографии (Ленинград) есть пианино середины XVIII века с чрезвычайно примитивной механикой и одним «цугом», работающим как «форте-педаль», то есть подобно нынешней правой педали.

1 2 3 4 5 6 7 8 9