Композитор Георгий Портнов

Музыкальная литература

Песни из кинофильмов и спектаклей

Книги, литература, статьи о музыке
ноты

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Хотят этого композиторы или нет, они соревнуются друг с другом — соревнуются за признание у слушателя.
Чем измерить это признание? Аплодисментами, заполненными залами, письмами, словами благодарности при личных встречах, популярностью у исполнителей, количеством распроданных нот? А может быть, тиражами грампластинок?
Каждый композитор мечтает выпустить свою миллионную пластинку — «золотой диск». Но далеко не каждый достигает этого. «Ухти-Тухти» Георгия Портнова давно перешла миллионную отметку. Не одно поколение выросло на ней.

«Дорогой Георгий Анатольевич! Вашу прелестную музыку к сказке «Ухти-Тухти» мы любили слушать с сыном в 1963 — 1964 годах, а потом это было в 1967—1968 году с младшим сыном. Но все рекорды побила моя дочь Вероника, которой теперь два года и два месяца. Утро начинается с «Туси-Туси» — так она называет «Ухти-Тухти». В день мы слушаем ее не менее пяти раз. Спасибо Вам за хорошую современную музыку для юных сограждан!»
Письмо это пришло из Краснодара в марте 1982 года и подписано так: «От имени родителей, выросших детей и самых юных членов нашей семьи».
Кто знает, может быть, пройдет еще лет тридцать, как уже прошло со времени выпуска этой пластинки, и она станет детской классикой, наряду со стихами Чуковского и Маршака. Во всяком случае, все основания для этого есть.
Удивительным образом не тускнеет свежесть и очарование этой музыкальной сказки. И в непритязательных, казалось бы, песенках, может быть заключена истинная и глубокая поэзия. Однажды композитор получил письмо от давнего друга, известного актера и режиссера Игоря Владимирова, в котором есть такие строки: «Сижу это я в комнате. Передают какую-то детскую передачу (я вошел, когда уже началось) с мировой музыкой. Что такое, думаю? Записал время передачи и решил написать в Москву, чтобы сообщили, кто это такой талантливый. И вдруг. Ты не поверишь, говорят: «Музыка Георгия Портнова». Жорииька, без шуток, очень здорово (это была сказка «Ухти-Тухти»), высший класс!»
Как судить об успехе у зрителей музыкального спектакля? Часто судят по премьере. Но не более ли существенный показатель — долгая его жизнь? Особенно это хорошо понимают театральные деятели, как, например, Лев Оссовский — в то время художественный руководитель и главный дирижер Красноярского театра оперетты, который писал Георгию Портнову: «.честно говоря, меня не так волнует, кто первый поставит, как то, у кого спектакль дольше будет жить. Должен Вам сообщить, что «Ветер далекой весны» у нас идет и по сей день с большим успехом и снимать его мы не собираемся». «Ветер далекой весны» — так назвали в Красноярске героическую музыкальную комедию «Третья весна», которая была поставлена в 70-е годы еще в семи театрах страны. Почти через двадцать лет после ленинградской премьеры, к 70-летию Октября, этот спектакль поставлен в Нальчике, готовится еще в нескольких театрах страны. Для оперетты это срок огромный! Ведь большинство современных спектаклей гораздо быстрее сходит со сцены. И не возвращается.
Иногда голая статистика сама по себе очень выразительна. Оперетта «Улыбнись, Света!» поставлена в 23 театрах страны. «Верка и алые паруса» в одной только Одессе прошла 180 раз. В Новосибирске спектакль «В начале мая» меньше чем за год выдержал 50 представлений и продолжает идти с успехом еще в шести театрах. «Золушка» в Ленинградском Малом драматическом театре не сходит со сцены семь лет и прошла более 300 раз. То же и со «Снежной, королевой» — более 200 раз.
Но есть и незримая статистика. Ее можно учесть только приблизительно. К сожалению, не существует точных сведений о том, какое распространение получает произведение среди музыкантов-любителей. Тысячи самодеятельных театров, вокальных кружков, хоров, музыкальных школ, дворцов и домов пионеров, дворцов и домов культуры, все они нуждаются в репертуаре. Далеко не всякая опера» оперетта, инструментальная пьеса, хор доступны для всех, кто хочет играть и петь. Уровень музыкальной культуры страны во многом зависит от того, какую музыку исполняют любители. Будет ли это музыка облегченная, примитивная, или самодеятельные артисты получат высокопрофессиональные, художественно полноценные произведения? Портнов видит в этом высокую гражданскую миссию советского композитора. Часто до него неожиданными путями доходят сообщения об исполнении его произведений. Кто-то приехал из какого-нибудь города и привез вырезку из местной газеты. Или вдруг прислали афишу. Или приглашение на премьеру. У него обширная переписка с руководителями самодеятельности, с педагогами музыкальных школ, кружков, с отдельными музыкантами-любителями.
«В передаче «С добрым утром» была исполнена Ваша песня «Дорога отцов». Мы с удовольствием включили бы ее в свой репертуар, сделав переложение для голоса с оркестром узбекских народных инструментов»,— пишут из Ташкента. Из пионерской дружины № 8 города Сухуми: «Б ходе подготовки к олимпиаде хор нашей школы в сопровождении оркестра разучил Вашу мелодию произведения «Песня следопытов». К сожалению, текст достать не удалось. Если можете, пришлите, пожалуйста».
«Обращаются к Вам с благодарностью учащиеся восьмилетней школы № 5 г. Слободского Кировской области. Мы благодарны Вам за спектакль-концерт «Взвейтесь кострами». Работа над этим произведением вызвала у нас и у детей огромное удовлетворение. Благодаря этому, наша школа заняла первое место на городском смотре самодеятельности».

Письмо из детской музыкальной школы Петропавловска-Камчатского, где создали детский музыкальный театр «Колосок»: «Уважаемый Георгий Анатольевич! У Вас есть оперетта «Друзья в переплете», она как раз подошла бы к празднику «Книжкина неделя», а спектакль «Ухти-Тухти» — для младшей группы нашего театра».
У Георгия Портнова счастливая способность писать «равнодо» кладно» &ля знатоков и для любителей. Его музыку всегда интересно играть и петь, в ней всегда ощущается игра композиторской фантазии. Это неизменно вызывает уважение у его коллег. Особенно у тех, кто понимает, как трудно работать в жанрах массовой музыки, как трудно писать просто, пользуясь общезначимым языком, и при этом оставаться высоким профессионалом и обладателем индивидуального стиля.
«Пишу тебе на театр. Только что прослушал по радио твою оперетту про Сашу и Машу («Друзья в переплете»). Музыка и остроумный текст приковали внимание, и с огромным удовольствием прослушал все до конца, все время думая о том, как талантливо, остроумно и с большим вкусом написана эта музыка. Музыка написана рукой мастерской! Восхитительный вальс Золушки, прелестная песенка Волка, очень лихо стилизованная песенка Бабы Яги и многое другое. И что особенно было мне приятно — все это очень просто, без «пижонства», великолепно оркестровано, ярко, свежо! Браво! От всей души говорю тебе Жорик — браво!» Это письмо было получено от одного из самых известных кинокомпозиторов Исаака Шварца, хорошо знающего секреты популярных жанров и способного оценить талант и мастерство Георгия Портнова.
Много лет каждую субботу по Ленинградскому радио идет передача «по письмам слушателей», которая открывается позывными — мелодией без слов. И никому не нужно напоминать эти слова. Они давно слились с музыкой: «Если ты с малых лет в Ленинграде живешь, ты поймешь меня, друг, ты поймешь». Что может быть приятнее композитору, если его мелодия стала символом, эмблемой родного города?
Когда песня «Белые ночи» появилась впервые, каких только писем не получал композитор! Их было десятки.
«Товарищ Портнов, здравствуйте! Обращаюсь к Вам от имени офицеров-ленинградцев. Находясь в отпуске, я посмотрел пьесу в Театре имени Ленинского комсомола «Проводы белых ночей», и музыка, написанная Вами, буквально загипнотизировала меня. Это такая изумительная, задушевная мелодия, что я до сих пор нахожусь под ее впечатлением. Когда приехал из отпуска, рассказал своим однополчанам-ленинградцам. И вот мы решили достать музыку и слова этой песни. Если Вам не трудно, пришлите ее нам.» Письмо это пришло из Гомеля. Второе письмо Валерия Васильевича Саморядова пришло через несколько месяцев: «В апреле я уехал в правительственную командировку, из которой возвратился в начале октября, уже к новому месту службы. Только три дня назад мне удалось снова попасть в старую часть. Собрались друзья-ленинградцы, ехидно улыбаются и говорят: «Хочешь удивиться?» И тут они запели: «Мелкий дождь моросит.» Обстановка, импонирующая погода, воспоминания — все это настолько тронуло, что когда прочел Ваше письмо, проникнутое поистине ленинградским вниманием, то готов был прослезиться. Вашу песню переписали студенты Гомельского музыкального училища. Думаю, что в Калиновичах, где я теперь служу, число Ваших поклонников несомненно вырастет. Вы знаете, пусть не обижается автор слов, но я дописал (для себя, разумеемся, и нигде это не пою, кроме как самому себе) еще три куплета, так как куплетов очень мало, а петь хочется еще и еще».

В декабре 1986 года в Ленинград приехал на гастроли прославленный французский композитор Мишель Легран. Он с радостью принял приглашение ленинградских композиторов, и в уютном особняке на улице Герцена, где находится Дом композиторов, состоялась эта памятная встреча. Здесь его ждали коллеги, собратья по искусству. С первой же минуты установилась атмосфера теплого и доверительного общения. Легран пел песни, играл джазовые композиции, исполнял музыку любимого им Баха, а ленинградские композиторы и певцы показывали ему свое искусство. Каждое выступление было интересно по-своему. Вышел на сцену и Георгий Портнов. Он рассказал о том, что значило в годы его композиторской юности знакомство с музыкой Леграна, как он был ею очарован. Даже его песня про ленинградские белые ночи навеяна леграновским «флером». Но когда он подошел к роялю и запел: «Ночь плывет над Невой.», произошло нечто непредвиденное для него самого: весь зал, где сидели композиторы, музыковеды, редакторы издательства, неожиданно подхватил припев «Если ты с малых лет в Ленинграде живешь.». Одно дело — авторские концерты среди любителей песни, но здесь, среди коллег?! Стихийно возникло чувство родства, сердечной близости, душевной открытости.

Одно за другим появляются новые сочинения Портнова. И приходят новые письма,
«Недавно я купила сборник Ваших песен, которые мы часто слышим и сами поем. Спасибо, что Вы дарите людям такую волшебную музыку. Есть песни, которые, отжив свой век, уходят от нас, забываются. О Ваших же песнях такого сказать нельзя. Они прочно заняли достойное место в нашей жизни»,— пишет студентка Ленинградского педагогического института имени Герцена Е. Шамкулова.
«С восторгом слушала романс Бабы Яги. У композитора Портнова все герои очень добрые. Наверное, он сам очень добрый человек» — такой отзыв школьницы Милы Моргуновой появился на стенде детского музыкального клуба «В нотном стане» Ленинградского дома композиторов.
«У Вас чудесная музыка, Ваши песни нежные. Они какие-то звенящие, искристые»,— пишет ученица десятого класса В. Петрова. «Нам очень понравилась Ваша музыка и манера держаться — без шума и очень сердечно». Подпись: инженеры-проектировщики.
Да, в этих письмах не только слова благодарности — в них подмечено самое главное в творчестве Георгия Портнова — сердечное, доброе отношение к миру, к людям.
Быть понятым своим слушателем, обрести в нем своего друга — что может быть дороже этого?

ИЗ СТАТЬИ Г. ПОРТНОВА «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД БУДУЩИМ» В СБОРНИКЕ «МУЗЫКА — ДЕТЯМ» (77.; МУЗЫКА, ВЫП. 4, 1981)
«.Сегодня с уверенностью и основанием можно сказать, что реальные композиторские силы используются с минимальным эффектом. Огромная детская аудитория не имеет стационарной музыкальной концертной площадки, профессиональных музыкальных театров для детей. Пропаганда современной, (да и только ли современной) музыки для детей и юношества находится на уровне, весьма далеком от желаемого. А время идет. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, мода наконец. Кто-то все время должен думать об этом и направлять творческую деятельность композиторов, писателей, художников, режиссеров, работающих для детей. Задача эта — не только забота о сегодняшних маленьких слушателях. Это ответственность перед будущим».