И. Прохорова - Родион Щедрин

Р. Щедрин (ноты)



Литература о музыке, нотные сборники, книги

 

ОТ АВТОРА

 

 

Композитор Щедрин
Р.К. Щедрин (1955г.)

Предлагаемая работа рассчитана на широкий круг музыкантов. Это могут быть выпускники музыкальных школ, училищ, воспитанники институтов музыкальной культуры. А поскольку за последнее время сильно возросло и число любителей музыки, книга в известной мере будет нужна и им. Учитывая адрес издания, автор отказался от детального музыковедческого анализа произведений, ограничась их кратким разбором.
Выбор произведений, составивших содержание работы, не случаен. Здесь представлены «истоки» четырех основных жанров творчества Щедрина, нашедших в дальнейшем свое блестящее развитие. При отборе же конкретных произведений имели значение та известность и популярность, которыми пользуются уже не одно десятилетие Первый фортепианный концерт, балет «Конек-Горбунок», опера «Не только любовь», симфоническое произведение «Озорные частушки».
И наконец, автором руководила мысль более подробно познакомить читателей с теми ранними сочинениями композитора, в которых особенно широко представлены народные песни, в том числе частушка. Это последнее обстоятельство исключительно не только в творчестве композитора, но и вообще в советской музыке. И автор задался целью проследить развитие частушки от ее появления в Первом концерте до ее триумфа — произведения, целиком построенного на частушечных мелодиях, — «Озорные частушки».

Родион Константинович Щедрин родился в 1932 году в Москве, где живет и по сей день. Отец будущего композитора К. М. Щедрин был музыкантом. Закончив Московскую консерваторию у С. Н. Василенко, он преподавал в Московском хоровом училище, руководил которым выдающийся советский музыкант А. В. Свешников. Отец вел теоретические предметы, был блестящим лектором, играл на скрипке, его старшие братья — на виолончели и фортепиано. В исполнении семейного трио еще ребенком Щедрин слушал музыку Чайковского, Брамса, Рахманинова. Так, по существу, с ранних лет началось музыкальное развитие мальчика. А Чайковский навсегда остался одним из любимых его композиторов.
Начальным образованием Щедрина по фортепиано руководила М. Л. Гехтман. Отечественная война прервала дальнейшее обучение. Принятый в ЦМШ, он вместе с семьей эвакуировался в г. Куйбышев. И только в тринадцать лет начал свое профессиональное музыкальное образование.

В 1945 году Щедрин поступил в Московское хоровое училище. Из этой «колыбели» вышли такие впоследствии известные композиторы, как А. Флярковский, Р. Бойко, хоровые дирижеры А. Юрлов, В. Минин, Б. Куликов, В. Попов. В училище постоянно звучала музыка русских классиков, советских композиторов, исполнялись произведения И. С. Баха, старых мастеров. Именно с тех пор музыка Баха стала для Щедрина особенно любима. В одном интервью, данном композитором, он сказал: «Как-то за рубежом меня спросили о самом, самом, самом. И я ответил, что самое, самое, самое для меня — это Бах».
Знакомство с шедеврами хоровой литературы помогло одаренному юноше в совершенстве освоить технику хорового письма, что так ярко проявилось в его зрелых сочинениях. В стенах училища были написаны первые хоры а cappella, среди них — хор на слова Пушкина «Тиха украинская ночь», появились обработки русских народных песен по сборнику Лядова. Тогда же Щедрин создает Поэму для фортепиано. Поэма была посвящена литовской партизанке Марите Мельникайте. Обращению к фортепианной музыке способствовали и его успешные занятия с известным педагогом Г. М. Динором, о котором композитор до сих пор вспоминает с благодарностью. В 1950 году Щедрин заканчивает училище, получив диплом хорового дирижера.
С 1950 по 1955 год Родион Щедрин — студент Московской консерватории, где получает образование сразу по двум специальностям. По композиции он занимается в классе выдающегося советского композитора Ю. А. Шапорина, создателя таких известных произведений, как опера «Декабристы», оратория «На поле Куликовом», многих романсов (наиболее известен романс «Заклинание» на слова Пушкина). Уже тогда Шапорин предсказал своему ученику большое будущее: «Многого можно ожидать от Родиона Щедрина —одного из самых талантливых среди нынешней композиторской молодежи» 3. Учителем Щедрина по фортепиано был блестящий советский пианист Я. В. Флиер.

Молодой композитор пробует силы в различных жанрах. В консерваторские годы им были сочинены Симфоническая поэма, два квартета, Фортепианный квинтет, Поэма «28» по стихотворению М. Светлова, фортепианные этюды. Все эти работы послужили подготовкой к двум капитальным сочинениям композитора. За год до окончания, в 1954 году, был завершен Первый концерт для фортепиано с оркестром, написана большая часть музыки балета «Конек-Горбунок».
С тех пор возникла традиция авторского исполнения фортепианных произведений. О свободном владении инструментом свидетельствует репертуар выступлений Щедрина на студенческих концертах — Соната Листа, «Картинки с выставки» Мусоргского, Третий концерт Прокофьева.
Появились и новые музыкальные увлечения. Вот как говорит об этом сам композитор: «.у меня лично в консерваторские годы был период сильного, "взахлеб", увлечения Стравинским. Он для нас открылся с великим запозданием. Мы сразу, в "однодневье" узнали и "Историю солдата", и "Свадебку", и "Каприччио", и "Байку", и "Сим фонию псалмов". Я не могу сказать, что потом я ргплюбил Стравинского, я по-прежнему его люблю, по "монополию интереса" разрушили иные увлечения, иные композиторы. В общем, не боясь упреков во всеядности, даже в эклектике, исповедую ту истину, что все, что я индол, слышал, читал, чувствовал, осязал, вес оказало па меня влияние».

В связи с этим Щедрин любит вспоминать слова Гете, который говорил: «Все, что до меня, — мое».
С 1955 по 1959 год Щедрин — аспирант консерватории по классу Ю. А. Шапорина. Лучшим достижением этих лет явилась Первая симфония, отмеченная премией на консерваторском конкурсе.
Огромную роль в формировании творческого облика композитора сыграла его любовь к народному творчеству. В 1951 году он побывал в глухих уголках Белоруссии. Впоследствии Щедрин говорил: «Много чего я там навидался и наслышался. И, наверное, больше всего — самых разнообразных частушек. Так вот эти впечатления, в том числе и акустические, по-видимому, как-то аккумулировались во мне, пронизали всю мою сущность — и душу, и мозг, и темперамент, и руку. И я уже просто не мог обойтись без частушки в моем первом крупном сочинении».

Не обошелся композитор без частушек не только - в Первом фортепианном концерте, но и в последовавших за ним балете «Конек-Горбунок», опере «Не только любовь», концерте для оркестра «Озорные частушки». На этих ранних произведениях мы и остановим свое внимание.