Прошло более 20 лет. А произведения раннего периода продолжают звучать, имеют, как и прежде, большой успех. И, как ни странно, данное обстоятельство удивляет только. самого композитора. В своем интервью, опубликованном в журнале «Советская музыка» (1983, № 2), Щедрин высказывает некоторое недоумение по поводу такой долгой жизни своих первенцев. Это свидетельствует лишь о том, как далеко ушел композитор от своих первых опытов.
Его Второй и Третий фортепианные концерты, сложнейшие и по форме, и по
содержанию, оставили позади Первый концерт, в свое время также новый до
дерзости. Последующие балеты — «Анна Каренина» и особенно «Чайка» и «Дама
с собачкой», подобно концертам, тоже намного отдалились от своего истока
— традиционного по форме, всеми любимого «Конька-Горбунка». Несравненно
сложнее как по языку, так и по построению вторая опера Щедрина — «Мертвые
души».
А ведь за эти годы написано немало музыки и в других жанрах. Из наиболее
известных — «Поэтория» — концерт для поэта (на стихи Андрея Вознесенского)
в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра,
«Ленин в сердце народном» — оратория для трех солистов, смешанного хора
и симфонического оркестра (слова народные), немало хоровых произведений,
музыка к кинофильмам.
Из произведений последних лет всеобщее внимание привлекли «Строфы "Евгения
Онегина"» — шесть хоров а cappella на стихи Пушкина, инструментальная
композиция «Фрески Дионисия», фортепианный цикл «Тетрадь
для юношества». В 1983 году была исполнена хоровая Поэма на слова
Пушкина (из «Истории Пугачева») «Казнь
Пугачева», премьера которой в Москве состоялась на авторском концерте
в новом зале Московской консерватории
На концертах пятого фестиваля советской музыки «Московская осень» (октябрь
— ноябрь 1983 года) слушатели познакомились с еще одним новым произведением
композитора — «Музыкальное приношение». Это грандиозное по замыслу, эпическое
произведение — дань неизменного преклонения перед гением И. С. Баха и
раздумье о пройденном пути. Отблеском прошлого проходит здесь музыка из
балета «Чайка», из оперы «Мертвые души», а в конце — как воспоминание
о молодости — многократно повторяются лирические девичьи частушки, открывающие
оперу «Не только любовь». Новатором предстал перед нами Щедрин и в своем
Концертино 68.
Родион Щедрин находится в расцвете творческих сил. Его таланту подвластны
все краски звуковой палитры. Исполнив впервые в Москве партию органа в
«Музыкальном приношении», композитор высветил еще одну грань таланта на
фестивале «Мюнхенское фортепианное лето» (1983). Там он выступил на вечерах
импровизации, где играл с разными партнерами. В Мюнхене же впервые прозвучало
и произведение Щедрина «В честь Шопена» для четырех фортепиано.
На Втором Международном музыкальном фестивале, проходившем в Москве в
мае 1984 года, Щедрин представил на суд публики «Автопортрет» — произведение,
новое не только по музыке, но и по замыслу.
Хорошо известны автопортреты живописцев. В музыке же с подобным жанром
мы встречаемся в первый раз.
Музыкальное полотно, развернутое во времени, позволило Щедрину рассказать
о пережитом в одном произведении. Музыка поведала нам («Автопортрет» написан
в форме вариаций для симфонического оркестра) о светлых, радостных и драматических
моментах творчества композитора, о неустанном поиске нового. «Автопортрет»
отразил и чувства нашего тревожного времени.
Одно из последующих оркестровых произведений композитора (1984 г.) посвящено
городу Кёттену69. В интервью перед концертом, проходившим в Большом зале
консерватории, Щедрин сказал, что он стремился передать баховские открытия
в Нашем современном восприятии. И это композитору блистательно удалось.
Последняя часть (произведение трехчастно) воспринимается как прославление,
гимн великому Баху. Несколько раз повторяется символическая тема: BACH.
В этом же году мы познакомились с еще одним произведением Щедрина. В исполнении
советского скрипача С. Стадлера прозвучала «Эхо-соната» (для скрипки соло).
Значительным событием в жизни Родиона Щедрина стал фильм-концерт «Самые
разные встречи Родиона Щедрина», премьера которого состоялась 24 мая 1987
года.
В беседе со слушателями в музее имени Глинки и в Концертной студии Останкино
обсуждалась одна из важнейших проблем настоящего времени — «Музыка и молодежь».
Новая форма, предложенная композитором, когда музыка звучала в исполнении
музыкантов профессионалов и любителей, находившихся в зале, практически
дополняла словесный диалог, состоящий из вопросов слушателей и содержательных
и остроумных ответов Щедрина.
В фильме прозвучало несколько фрагментов из «Телеграмм» для органа соло
— нового произведения композитора. Одна из «телеграмм» была адресована
известной западногерманской киноактрисе Марии Шелл, кстати, присутствовавшей
в зале.
Ну а частушка? Как сложилась ее судьба
в наши дни? Став живительным родником музыки композитора-профессионала,
частушка продолжает свой путь в области народного творчества. С эстрады,
по радио и телевидению «живые газеты» по-прежнему звучат остро и злободневно,
а иногда мягко и улыбчиво, с оттенком светлой печали, немало среди них
лукаво-добродушных, а часто озорных и веселых. Балалайка и гармошка все
так же преданно и -неизменно сопровождают любимый народом песенный жанр.
Несмотря на то, что частушек записано великое множество, немало энтузиастов
продолжают и в наши дни этот увлекательный и нелегкий, но важный и полезный
труд. Одним из примеров может быть сборник «Частушки Западной Сибири».
Автор заметки «Хороши частушки» О. Александрова пишет:
«Собиратели и составители этого сборника братья Александр и Геннадий Заволокины
— гармонисты, исполнители, композиторы. Десятки тысяч километров исходили
и изъездили они по сибирским просторам в поисках частушек, этих жемчужин
народного творчества. В сборнике «Частушки Западной Сибири» представлены
Омская, Новосибирская и Томская области. А собранные все вместе, частушки
создают красочную панораму деревенской жизни, раскрывают жизнерадостный
народный характер их творцов. Сочные, остроумные, хлёсткие четырехстрочники
— своеобразная энциклопедия народного творчества».
Композитор заслужил признание не только у себя на родине, но и за рубежом.
Он народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий. В
1983 году Академия искусств ГДР избрала его членом-корреспондентом.
Творческая жизнь композитора не снизила и его активной, ответственной
общественной деятельности. Щедрин — депутат Верховного Совета РСФСР нескольких
созывов. Он секретарь правления Союза композиторов СССР (более двух десятилетий),
председатель правления Союза композиторов РСФСР, активный международный
деятель советской музыки.
«Кому много дано, с того много и спросится!» Почитатели музыки Щедрина
вправе ожидать от него еще многих и многих прекрасных творений.