В.Яковлев - Пушкин и музыка

Русский оперный театр. Очерки

А.Пушкин

А.Даргомыжский


Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Пушкин и Даргомыжский

1 2 3 4 5


 

Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место. Им написано 17 романсов 105 (почти четверть всех романсов и песен композитора) на слова Пушкина. Из четырех опер — три на пушкинские сюжеты, из них две — значительнейшие, вошедшие в классический репертуар русского оперного театра: «Русалка» и «Каменный гость», причем последняя из них — на полный неизмененный текст гениальной драмы Пушкина.

Этот выбор останавливает на себе внимание, особенно, если учесть тот положительный художественно-принципиальный результат, какой получился в итоге работы композитора над пушкинским словом. Для Даргомыжского в процессе его творческого развития словесный текст приобретает последовательно все большее значение и становится существенной предпосылкой, органически необходимым моментом в замысле произведения. Это происходит не сразу.

Можно заметить, что уже в ранних своих операх, когда работа над словом еще не имела для него той обязательности, как впоследствии, Даргомыжский останавливается на сюжетах, где есть возможность проявления жизненного драматизма, где столкновения страстей отнюдь не носят отвлеченный характер (такими сюжетами были «Лукреция Борджиа», «Эсмеральда»). Направление это обнаруживается особенно заметно, когда он обращается к драматургии Пушкина и у него окончательно созревает мысль о необходимости самой тесной связи музыки со словом.

Композитор Даргомыжский - гравюра
А. С. ДАРГОМЫЖСКИЙ
Гравюра (50-е годы)

Сближение Даргомыжского с Глинкой (с 1833 года) имело решающее значение в процессе творческого развития будущего автора «Русалки» и «Каменного гостя». Его ранняя опера «Эсмеральда» писалась в годы создания «Ивана Сусанина» Глинки и непосредственно после него. Другим, подобным же опытом еще не нашедшего себя композитора явилась и одноактная опера-балет (первоначально кантата), написанная уже на пушкинский текст, — «Торжество Вакха» (1843—1848 годы).

Это первое его общение с творчеством великого русского поэта можно рассматривать как явление, не выходящее еще из полосы исканий молодого композитора. Опера-балет (одноактная)
«Торжество Вакха», поставленная много лет позднее в Москве (1867), не привлекала к себе внимания: возможно, что Даргомыжский, в свое время занявшийся ее переделкой для театра, после значительного успеха в Москве «Эсмеральды» (1847), имел в виду поднять тот жанр, который процветал в московском Большом театре в виде «живых картин» с музыкой. Слишком статична вся концепция, идущая вразрез с общим стремлением композитора к сильным драматическим элементам в спектакле. Любопытно, что даже и по поводу этой ранней вещи Даргомыжский отмечает в период работы над ней, что он «ничего не изменил в этой поэме» 106, то есть в тексте пушкинского стихотворения.

1 2 3 4 5