В.Яковлев - Пушкин и музыка

Русский оперный театр. Очерки

А.Пушкин

А.Даргомыжский



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Пушкин и Даргомыжский

1 2 3 4 5


 

Принятый композитором принцип изложения в объеме целой, хотя и краткой, оперы был затруднителен, для непривычного к этому приему театрального слушателя, требовал от него для первого восприятия слишком большого напряжения. И потому, несмотря на известный успех отдельных картин при появлении оперы, «Каменный гость» в дальнейшем не вошел прочно в репертуар русского музыкального театра. После снятия оперы в 1881 году в петербургском театре она была поставлена в 1886 году в Москве, в частной опере Мамонтова,— а затем в 1892— 1893 году в другой, тоже частной опере — Прянишникова. Московский Большой театр поставил ее в 1906 году—-в новей оркестровой редакции Н. А. Римского-Корсакова.
В сезон 1915/16 года опера ставилась театром Музыкальной драмы в Петербурге с присущими этому театру натуралистическими приемами, что мало помогло раскрытию подлинного замысла композитора. Вслед за этим «Каменный гость» прошел в декорациях художника А. Я. Головина (1916/17 год) в Мариинском театре в Петербурге. Это был один из интересных спектаклей по составу исполнителей, в особенности выделялся образ Дон-Жуана в исполнении замечательного тенора Алчевского. Намерение подчеркнуть «театральность» сюжета и дать «испанский колорит» было выражено рельефно, но несколько противоречило легкому, как бы импровизационному характеру музыкальных диалогов.

В советском театре опера «Каменный гость» с большим успехом ставилась в Радиотеатре в Москве в 1931 году и в концертных исполнениях. Следует сказать, что трудности спектакля заключаются главным образом в работе над пушкинским словом, в стремлении достичь полной четкости и выразительности декламации. Внимательные и серьезные певцы всегда создадут здесь яркое впечатление, исходя из образов, законченно обрисованных композитором.

В заключение считаю нелишним привести суждение большого мастера драматического театра XIX века — А. П. Ленского: «В операх русских талантливых композиторов, где музыка написана на сюжеты наших гениальных поэтов, где по возможности оставлены даже подлинные стихи их, тут слова от звука не отделишь. Многие места в «Русалке» нельзя, без ущерба смыслу, произнести в чтении иными нотами, чем написана к ней музыка. Когда я работал над ролью Дон-Жуана в «Каменном госте» Пушкина, покойный Лишин напевал мне, аккомпанируя па рояле, «Каменного гостя» Даргомыжского, и благодаря этому мне удалось усвоить несколько очень верных интонаций и многое уяснить себе.»
«Каменный гость» Пушкина вызвал к жизни новый характеристичный музыкальный язык, в основе которого — полное соответствие слова и звука. Современный слушатель в частностях может не согласиться с приемами интонирования пушкинского стиха у Даргомыжского, кое-что, быть может, покажется уже нежизненным, ко это неизбежно, так как, развиваясь, изменяется и поэтическая и музыкальная речь.
Ближайший последователь Даргомыжского — Мусоргский — еще при жизни своего учителя пошел по тому же пути, взяв материалом для своей ранней оперы бессмертную комедию Гоголя. Его «Женитьба» явилась в оперном искусстве крайним выражением нового принципа. Вполне обосновано мнение, что Мусоргский не мог закончить свою работу над музыкальной комедией «Женитьба», придя к мысли о невозможности убедительно ярко провести избранный принцип музыкально интонировать прихотливые, бытовые диалоги Гоголя на протяжении всей оперы.

И снова драматургия Пушкина явилась творческим стимулом к написанию одного из величайших образцов русской классической музыкальной драмы. Мусоргский создает «Бориса Годунова».

1 2 3 4 5