В.Яковлев - Пушкин и музыка

Русский оперный театр. Очерки

А.Пушкин

М.Глинка



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Пушкин и Глинка

1 2 3 4 5 6


 

С гениальностью подлинного художника Глинка воспринял в пушкинском «Руслане» все те черты жизненного и реального, какие были проявлены поэтом в этой его замечательной поэме-сказке, — все то, о чем позднее в восхищении заметил А. К. Лядов: «Как семнадцатилетний Пушкин в такие годы уже понимал жизнь!»

В одном своем письме из Парижа (1845) М. И. Глинка писал о творчестве Берлиоза: «И вот мое мнение: в фантастической области искусства никто не приближался до этих колоссальных и вместе всегда новых соображений. Объем в целом, развитие подробностей, последовательность, гармоническая ткань (разрядка М. И. Глинки. — В. fh), наконец, оркестр, могучий и всегда новый — вот характер музыки Берлиоза. В драме, увлекаясь фантастической стороной положения, он неестественен и следственно неверен»(разрядка наша.—В. Я.).

Глинка в фантастической обстановке своей оперы ставил себе вполне ясную и определенную задачу: охарактеризовать жизненными и реальными чертами образы действующих лиц; это было стремление музыканта, сознательно развивающего в музыкальном творчестве новые идеи; в области общего художественного мировоззрения оно идет от Пушкина. От Пушкина же идут живые отклики Глинки на музыкальную поэзию других народностей. Иных литературных воздействий мы у Глинки не найдем.
В итоге «поздний» Глинка, отозвавшись на «раннего» Пушкина, дал в «Руслане и Людмиле» „музыкальную поэтизацию того светлого, юношеского, жизнеутверждающего оптимизма, которым была полна поэма.
 

Это зрелое произведение Глинки раскрыло необъятные возможности дальнейшего развития русского искусства, и не только оперного; вкусам придворной знати, вершившей текущими делами театра, оно не ответило и ответить не могло, ибо было неизмеримо выше его «эстетических требований». К тому же произведение было написано на сюжет опального поэта, что также временно повлияло на сценическую историю оперы в начальные годы ее жизни.

«Руслан» был создан, в полном смысле слова, для будущего русской музыкальной культуры.
Аналогичную с «Русланом» судьбу испытало произведение другого русского композитора, хронологически следовавшее за второй оперой Глинки и написанное также на творение великого поэта, произведение огромного принципиального значения, — «Русалка» Даргомыжского.

1 2 3 4 5 6