В.Яковлев - Пушкин и музыка

Русский оперный театр. Очерки

А.Пушкин

М.Мусоргский



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Пушкин и Мусоргский

1 2 3


 

В бумагах Мусоргского сохранился экземпляр первоначального либретто 131, которое показывает, насколько близко соприкасалось оно с драмой Пушкина. Выбирая наиболее значительные для развития сюжета основные сцены, Мусоргский вносит частичные сокращения и изменения текста и с большой осторожностью откосится к введению самостоятельных эпизодов. Но, сохраняя, с одной стороны, в большей их части монологи Пимена, что ему было нужно для дальнейшего хода событий, он совершенно обходит в этой редакции польские сцены. Известно, что сам Пушкин первоначально также не имел в виду участия Марины. В своем письме к Н. Раевскому (1829) он писал: «Мне нравилась мысль о трагедии без любовной интриги; но не говоря уже о том, что любовь очень подходит к романтическому характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить ее необычайный характер».
 
Стремление композитора — следуя основной мысли Пушкина, акцентировать политическое содержание трагедии — здесь налицо. Даже и в польских сценах, внесенных Мусоргским в последующую редакцию оперы, момент политической интриги остается преобладающим.

Цензурные условия, как известно, вынудили Пушкина пойти на определенное самоограничение в смысле показа и развертывания народных сцен. Тем не менее, самостоятельность концепции пушкинского «Бориса» по сравнению с образцами мировой литературы, которые могли быть для него источниками, проявляется особенно ярко именно в роли народа, как это и отмечают современные наши литературоведы.
Было бы грубой ошибкой рассматривать пушкинский замысел как «придворную хронику» и противополагать ему творческий замысел Мусоргского. Не случайно Пушкин окончательно останавливается на теме трагедии о Борисе Годунове и восстаниях XVII века. Не случайны также варианты заглавия — «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», со ссылкой (в том же автографе) на «Летопись о многих мятежах». Народные движения являются для поэта предметом глубокого внимания и серьезнейшего изучения.

В пушкинской трагедии нет героев, от личных поступков которых зависит исход событий; нет внешнедраматического конфликта с обязательной завязкой и развязкой в обычном смысле этих понятий. Борьба решается исторической закономерностью, выраженной в народном движении. Отдельные характерные черты отношения народа к власти вырисовываются в сценах у Новодевичьего монастыря при избрании Бориса, на площади перед собором в Москве, на Лобном месте, в репликах лиц из народа в некоторых других сценах. С другой стороны, образы Пимена, Афанасия и Гаврилы Пушкиных, Шуйского, Басманова выражают противоречивые настроения в боярской и дворянской среде. Именно потому, что Пушкин замаскировал свое подлинное отношение к одной из основных социальных проблем, его занимавших,—правящие классы и народ, царь и боярство,— для современников оставались неясными роли Бориса и Димитрия, рассматривавшиеся критикой, как неполно очерченные герои.

Мусоргский, с его пытливым и напряженным вниманием к вопросам социального значения, с его чтением «непременно между строк», вполне отчетливо уяснил себе настоящий драматический смысл гениальной трагедии Пушкина, скрытый «под колпаком юродивого». Политические предпосылки Пушкина были Мусоргским усвоены и развиты в его замечательной народной музыкальной драме.
Народ у Мусоргского Показан не в качества свидетеля происходящих событий, как то было в большинстве прежних опер. В «Борисе Годунове» — народной музыкальной драме — поведение массы вырастает как бы в самостоятельный образ «действующего лица» в многостороннем и живом эмоциональном развитии. Сцена у Василия Блаженного с огромной силой художественной выразительности создает картину безотрадного положения угнетенных народных масс.

Такое сценическое воплощение черта совершенно новая; но если она и не вытекает непосредственно из пушкинского текста, то, несомненно, раскрывает подлинный внутренний смысл драмы Пушкина. Образ юродивого, данный Пушкиным, становится у композитора не только выразителем отношения народа к Борису, но и глубоким обобщением того подавленного трагического положения, в котором находился «московский люд».
Этим подчеркивается и мысль поэта-драматурга. Даже «Сцена под Кромами», при полной ее самостоятельности, является естественным развитием того скрытого состояния народного протеста, какое у Пушкина прорывается в появлении «мужика на амвоне» («Лобное место») и поддержке его возгласов народной массой.

Рассказ Пимена в Грановитой палате (в обеих редакциях) полностью отвечает характеристике, выраженной в далеко не спокойном, по существу, монологе летописца у Пушкина и сохраненном в первой редакции оперы рассказе об убийстве малолетнего Дмитрия. Свободное изложение польских сцен имеет целью в данном случае вполне закономерно остановиться и на авантюристических замыслах, связанных с ролью Марины как ставленницы иезуитов. Фигура Рангони, весьма мелодраматически изображенного в словесном тексте Мусоргского, имеет своим прообразом вполне ясно обрисованного у Пушкина Pater'a Черниковского (Краков, дом Вишневецкого). Внутренний антагонизм Бориса и Шуйского обращен у Мусоргского в открытый выпад Годунова против боярства в лице того же Шуйского. Таким образом, в конечном итоге, «усиление» Мусоргским сценических замыслов и положений соответствует тем задачам, какие он себе ставил как оперный композитор, воплощающий в своей гениальной музыке глубочайший смысл трагедии Пушкина.
Те прегрешения, какие имеются у Мусоргского как литератора, становятся в театре малозаметными и прежде всего благодаря самой музыке. Нельзя при этом не обратить внимания на то, что в другой его опере — «Хованщине» при наличии столь же выдающихся музыкальных качеств концепция всей драмы никак не сладилась
у композитора. Не было мощного состава, крепкого каркаса, каким для построения оперы «Борис Годунов» была трагедия Пушкина.

Трагедия Пушкина, таким образом, явилась могучим стимулом создания подлинной народной музыкальной драмы. Идея исторической реалистической трагедии писателя-драматурга была не только не умалена композитором, а напротив, широко развернута в музыкальных сценах, картинах народных бедствий и возмущений. Углубленная же психологическая характеристика Годунова в опере Мусоргского — результат того направления, какое было дано самим Пушкиным. И здесь композитор не отошел от поэта.
В последние годы своей жизни Мусоргский мечтает вновь вернуться к Пушкину. В своем замысле оперы «Пугачевщина» он полагает дать картины, основанные на повести «Капитанская дочка».
Глубокий сдвиг, произведенный в музыкальном искусстве оперой «Борис Годунов» Мусоргского, и давно уже признанное мировое значение его музыкальной драматургии никак и никогда не смогут отвлечь нашего внимания от литературного источника оперы — гениальной народной трагедии Пушкина, ценность и смысл которой для нас еще более возрастают под воздействием ее музыкального воплощения на оперной сцене.

1 2 3