В.Яковлев - Пушкин и музыка

Русский оперный театр. Очерки

А.Пушкин

Н.Римский-Корсаков



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Пушкин и Римский-Корсаков

1 2 3 4 5 6


 

Творческие встречи Н. А. Римского-Корсакова с Пушкиным начались уже в самый ранний период деятельности композитора, воодушевленного сознанием целесообразности и общественной ответственности своего призвания. И не могло быть иначе. Не только славное имя создателя лучших образцов нашей художественной литературы и понятное влечение, как у большинства русских читателей, к его вдохновенному поэтическому слову привело молодого музыкального художника к стремлению воплотить в звуках отклики пушкинских чувств и настроений,— в этих откликах, как они выразились у композитора, мы можем найти известную общность и заметное влияние строя художественной мысли, содержания и даже творческих приемов поэта. Здесь сравнения вполне допустимы, хотя и в очень определенно поставленных рамках. Ряд связующих начал дает основание для сближений художественных задач поэта и музыканта. Высшая творческая разносторонность Пушкина дала Римскому-Корсакову повод и возможность ответить в сдержанных по форме, но тонких и в то же время глубоких по настроению музыкально-лирических страницах на созерцательно-светлые страницы поэзии, окутанные лишь дымкой печали и полные «воспоминаний, чистых, нежных».

Это только одна из заметных граней сближения Пушкина и Римского-Корсакова в лирике, но даже и в данной области не единственная. Совершенная гармоническая завершенность стиха Пушкина, о которой уже не раз говорилось, находит и в приемах музыкального мастерства Римского-Корсакова вполне мыслимую аналогию, если говорить о «направленности» формы у обоих художников к сжатости и чистоте звучаний.
Вот почему еще в начальные годы творческой жизни композитора русский романс обогащается такими ценностями вокального искусства, как «На холмах Грузии», «Что в имени тебе моем», впоследствии — «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух» и другие навсегда запоминающиеся музыкальные образы,— элегии и пейзажи, созданные Римским-Корсаковым; их можно было бы определить словами самого Пушкина — «чистейшей прелести чистейший образец».

Композитор Римский-Корсаков - фотография
Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Фото 1900-х годов

В пушкинской лирике Римский-Корсаков нашел и те возможности, какие еще не привлекали достаточного внимания композиторов в области вокальных сочинений, именно — размышления, наблюдения и другие проявления отвлеченной мысли. По характеру дарования композитора, его гибкой способности слить свое музыкальное чувство с возвышенным замыслом поэта, такие произведения, как «Анчар», «Пророк», оказались в сфере доступного музыкальному творчеству; они способствовали появлению в нашей вокальной литературе образцов не только личных, интимных «переживаний», но и музыкальных откликов, по содержанию своему относящихся к высказываниям наблюдений, к размышлениям, призывам *. Это раскрытие новых средств выразительности в музыке, основанное на серьезном пересмотре самим Римским-Корсаковым своего вокального стиля, привело его тогда же к созданию оперы «Моцарт и Сальери» по неизмененному тексту трагедии Пушкина.

1 2 3 4 5 6