В.Яковлев - Пушкин и музыка

Русский оперный театр. Очерки

А.Пушкин

Н.Римский-Корсаков



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Пушкин и Римский-Корсаков

«Сказка о царе Салтане»

1 2 3 4 5 6


 

Н. А. Римский-Корсаков, выросший среди русской северной природы, с детства сроднившийся с песенным народным творчеством и памятниками древнего искусства, в своих стремлениях к созданию национального стиля в музыке обращается к сказке; в ней композитору дороги были художественное чувство родного ему народа, его поэтические представления об окружающем мире и, вместе с тем, жизненные наблюдения, оценки человеческих помыслов и поступков.
Если раннее развитие интереса композитора к проникновению в жизнь народной поэзии, к изучению и собиранию ее памятников относится ко времени, непосредственно предшествовавшему созданию «Майской ночи», то проявление любви собственно к сказочному миру возникает незадолго перед решением писать «Снегурочку» по А. Н. Островскому. И полоса эта начинается с обращения к творчеству Пушкина.
Летом 1879 года, до мысли о «Снегурочке», Римский-Корсаков задумывает «Сказку» по пушкинскому прологу к «Руслану и Людмиле» — инструментальное сочинение, оконченное им немедленно после завершения в эскизах своей выдающейся оперы — летом 1880 года.
Таким образом, мысль композитора в дни полного расцвета сил й стремлений снова приводит его к поэту, с именем которого были связаны высшие достижения русского музыкального искусства у Глинки, Даргомыжского, Мусоргского.

В этом первом значительном произведении Римского-Корсакова на пушкинскую тему мы уже встречаемся с приемом, какой отвечает колориту старинной русской сказки, где подобно народному орнаменту один мотив переплетается с другими и все вместе вызывает впечатление узорной ткани, прихотливые частности которой не нарушают стройности целого.
Именно потому мы напоминаем здесь о музыкальной картине — «Сказке» для симфонического оркестра Римского-Корсакова, что в ней так заметно выражены связи композитора с народным искусством; музыкально говорит она о поэзии чудес в пушкинском прологе, охватившем собою ряд вымыслов из народных рассказов няни Пушкина, Арины Родионовны.
Тут же впечатления природы с ее манящей в далекие времена и в детские годы фантастикой: «Там лес и дол видений полны!»

Через много лет после «Сказки», пройдя огромный творческий путь, создав «Снегурочку», «Младу», «Ночь перед рождеством», «Садко» и другие свои замечательные произведения, возвращается Римский-Корсаков к сказочному миру Пушкина. Его осведомленность в области русского и славянского фольклора, благодаря вдумчивому знакомству с теоретическими и историческими исследованиями на горячо волновавшие его темы, еще более расширилась. И здесь нельзя не провести самой тесной аналогии с Пушкиным, творческая жизнь которого, как мы знаем, сопровождалась глубокими поисками в самых разнородных отделах знания.
У обоих художников интерес не случайный, не надуманный, а подлинное живое общение с многовековым наследием в народном искусстве; в усвоении этого наследия они видели возможность творческого воспроизведения национального стиля в целом.

1 2 3 4 5 6