В.Яковлев - Пушкин и музыка

А.Пушкин



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Музыка в жизни и поэзии Пушкина

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


 

Непосредственные музыкальные воздействия, музыкальные интересы поэта вызвали к жизни два его совершеннейших произведения — болдинские драмы «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери».
При постоянном, жадном чтении текущей литературы, в том числе и журнальной, Пушкин, несомненно, должен был знакомиться с имевшимися уже к середине 20-х годов в русской периодической печати обзорами музыкальных явлений, европейских и русских, в частности со спорами «моцартистов» и «россинистов», возникшими в связи с постановкой итальянцами в Москве «Дон Жуана» Моцарта; не могли пройти мимо него и сообщение о смерти «великого композитора» Сальери и статья о «Реквиеме» Моцарта, с упоминанием легенды о его написании.

Пребывание в Москве после возвращения из ссылки отмечается многими встречами поэта с литературными деятелями, интересующимися искусством в целом; среди них некоторые были также и музыкантами. Музыкальные темы дня, усиливающееся внимание московских ценителей искусства к музыке, в частности к Моцарту, не могли остаться вне поля зрения Пушкина. Он не мог не заинтересоваться судьбой великого композитора. Здесь, в Москве, поэт уже получает возможность детально знакомиться с соответствующей музыкальной литературой. Но все же одной только литературной начитанностью, даже и при наличии бесед о музыке с компетентными лицами, вряд ли возможно объяснить то поразительное проникновение в сущность музыкального искусства, какое мы видим в «Моцарте и Сальери». Причина этого глубокого постижения — в ином: в глубине музыкального восприятия, в полноте и живости личных музыкальных впечатлений поэта.

Хронологическая близость работы Пушкина над обеими драмами (октябрь—ноябрь 1830 года) общеизвестна. Сюжет «Каменного гостя» разработан Пушкиным вполне самостоятельно. Обращаясь к либретто «Дон-Жуана» Моцарта, мы видим в нем ряд несвязностей и нелепостей сценария; такой материал не мог вызвать у Пушкина серьезного желания переработать его или как-то ему следовать65. Пушкиным взято то, что сильнее всего звучит у Моцарта, а не у либреттиста да Понте. Основная тема, выраженная с небывалой до того силой в музыке Моцарта, тема любви и смерти, — идет от музыкального, а не от литературно-театрального впечатления. Пушкиным положено в основу то, что у Моцарта является центральным по силе и концентрации музыкального материала. От музыки идет интерес поэта к творчеству Моцарта, к его образу как художника и человека.

Все прочие импульсы, способствовавшие созданию «Моцарта и Сальери» (автобиографичность некоторых моментов, современность темы — о судьбе художника и о двух типах творчества), не исключают последнего и, быть может, наиболее категорического: сильнейшие страницы музыки Моцарта привели к высшей правдивости в осуществлении поэтом всего замысла.
Пушкин, почти не оставивший нам конкретных высказываний о музыке, выразил свое восторженное отношение к ней в нескольких поэтических строках в «Каменном госте»; он дал свой отзыв о ней в форме величайшего обобщения—-в драме «Моцарт и Сальери».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12