В.Яковлев - Пушкин и музыка

А.Пушкин



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Музыка в жизни и поэзии Пушкина

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


 

Воспоминания о Россини еще долго не оставляют Пушкина. В первые же месяцы пребывания в новой ссылке, «в далеком северном уезде» — селе Михайловском, однообразие его жизни скрашивается игрою на фортепьяно молодых соседок — обитательниц Тригорского: «Я видаю часто добрую старую соседку (П. А. Осипову). ее дочери (от первого брака, А. и Е. Вульф.— В. Я.) играют мне Россини, которого я выписал»,— пишет он В. Ф. Вяземской в конце октября 1824 года.

Они же, вероятно, играли — «перстами робких учениц» — и «Фрейшюца», ко других, кроме как в «Евгении Онегине», упоминаний о Вебере, получившем тогда большую известность, мы у Пушкина не имеем. О тихих вечерах в Тригорском говорит и стихотворение «Признание» («Я вас люблю,— хоть я бешусь», посвященное А. И. Осиповой; 1824): «И путешествие в Опочку, и фортепьяно вечерком.»

Но было и другое. Серьезный интерес к народному пению становился все сильнее и глубже. На ярмарке возле Михайловского Пушкин слушает народное пение нищих, поет вместе с народом, заказывает для себя песни, записывает их тексты. Особенно интересны следующие наблюдения : Пушкин «тростию давал им (певцам) такт. Он простаивал с народом подолгу, заложив руки за спину, в одной руке у него была дощечка с наложенной бумагой, а в другой карандаш. Заложив руки назад, Пушкин записывал незаметно для других, передвигая пальцами левой руки бумагу на дощечке, а правой водя карандашом». Впоследствии мы узнаем о записанных им нескольких десятках песен. Для того времени, при отсутствии научных традиций, это была очень самостоятельная работа. Обращает на себя также внимание и самая инициатива, проявленная Пушкиным в этом деле. Записывал он их в подлинном «бытии» — в пении; равнодушия к звуку, к музыке, к рисунку мелодии здесь быть не могло.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12