В.Яковлев - Пушкин и музыка

А.Пушкин



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Музыка в жизни и поэзии Пушкина

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


 

Имеется несколько точных данных о посещении Пушкиным общественных концертов. В писъме к Вяземскому от 14 марта 1830 года поэт сообщает: «Третьего дня приехал я в Москву и прямо из кибитки попал в концерт, где находилась вся Москва.» В дневнике поэта, под 14 апреля 1834 года (Петербург), читаем о посещении им накануне концерта, имевшего, впрочем, официальный и благотворительный характер (Пушкин присутствовал на нем, вероятно, по обязанности). Исполнителями здесь были по преимуществу известные знатоки-любители (Львов, Виельгорские, Одоевский, Ф. Толстой, М. Л. Яковлев, А. А. Оленина и др.), участвовал также хор придворных певчих. Исполнялись произведения (оркестровые, хоровые, сольные — вокальные, фортепьянные и инструментальные ансамбли) Спонтини, Россини, Риччи и русских композиторов — Маурера, Виельгорского. Отзыва Пушкина об этом концерте не имеется (как и в других подобных случаях).

В «Записках» А. О. Смирновой (в новейшей редакции) встречаем более интересное упоминание (1829): «После нового года балы, вечера и концерты участились. Фирс Голицын (музыкант, приятель Пушкина и Глинки.—В. Я.) меня зазвал в филармоническую залу, где давали всякую субботу концерты: «Requiem» Моцарта и «Creation» Гайдна, симфонии Бетховена, одним словом, серьезную немецкую музыку. Пушкин всегда их посещал. Тогда в «Северных цветах» печатали стихи Трилунного. Я говорила Пушкину: «Я уверена, что Трилунный здесь».— Конечно, он стоит в углу; фамилия его Струйский».
Д. М. Струйский (Трилунный) был не только поэт, он был музыкант, композитор, музыкальный критик. В «Литературной газете», издававшейся с 1 января 1830 года другом Пушкина — А. А. Дельвигом, сам Пушкин принимал деятельное участие; в ней помещались обширные статьи — музыкальные рецензии Трилунного. Этот факт помещения больших музыкальных отзывов о концертах 40 и объявлений о вновь выходящих музыкальных произведениях, в частности, например, о романсах М. Л. Яковлева, заслуживает внимания; он показывает, что Пушкин, один из составителей программы журнала, иногда заменявший Дельвига как редактор, заметно сочувствовал развитию в России музыкальной жизни и музыкальной печати. «Газета», однако, просуществовала немногим более года *.

Из встреч Пушкина с музыкальными деятелями в начале 30-х годов уместно остановиться на тех характерных отношениях, которые сложились у него с композитором Есауловым .
Сближение поэта с Есауловым произошло, видимо, черев Нащокина, московского приятеля Пушкина; при каких обстоятельствах оно состоялось, неизвестно, но мы знаем об участии поэта в судьбе этого композитора. Сообщая Нащокину о тяжелом материальном и моральном положении, в котором очутился талантливый музыкант, Пушкин добавляет: «Он художник в душе и привычках, то есть беспечен, нерешителен, ленив, горд и легкомыслен; предпочитает всему независимость.»

Существовало предположение, высказанное вскоре после смерти поэта, что «Русалка» была написана им как либретто для оперы и именно для Есаулова. Но серьезных доказательств этому мы не имеем. В 1834 году композитор уезжает в провинцию, и сведения о встречах или переписке с Пушкиным обрываются.

* Имеющиеся у меня выписки из журнала не помещены мною ввиду недостатка места.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12